Земля – главное средство производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ эффективности использования земельных ресурсов.
Объектом исследования является земля как главное средство производства.
Задачами данной работы является выявление факторов, влияющих на эффективность использования земли и пути ее повышения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Земля – главное средство производства…………………………………….6
Социально – экономические предпосылки земельной реформы и правовая
основа ее проведения…………………………………………………………………..7
Показатели экономической эффективности использования земли и оценки
земельных угодий……………………………………………………………………..10
Глава 2. Факторы, влияющие на эффективность использования земли…………..11
Выводы и предложения……………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эфект.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Земля – главное средство производства…………………………………….6                                                                 

    1. Социально – экономические предпосылки земельной реформы и правовая

основа ее проведения…………………………………………………………………..7

    1. Показатели экономической эффективности использования земли и оценки

земельных угодий……………………………………………………………………..10

Глава 2. Факторы, влияющие на эффективность использования земли…………..11

Выводы и предложения……………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди прочих богатств, которыми дано владеть человеку, самое ценное, несомненно, земля. От того, как бережем ее, насколько умело, рачительно хозяйствуем на ней, в огромной степени зависит наше благосостояние. В решении вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важную роль играет земельное законодательство.

Земельная проблема имеет не только правовую и экономическую стороны, с ней связано немало политических бурь и социальных потрясений. И это понятно, ибо земля, с ее почвенным покровом занимает определенное место среди материальных условий, необходимых для жизнедеятельности человека. По выражению великого английского экономиста Уильяма Питти, труд - отец богатства, земля - его мать.

В России земельный вопрос (он же крестьянский) всегда отличался особой остротой. И 400 лет назад, когда крестьянства лишили Юрьева дня, и в период столыпинских реформ (1906-1907гг), и тем более во времена Октябрьской революции. Острота его отличалась и в советское время.

Вспомним недобрым словом принудительную коллективизацию и раскулачивание крестьян в годы "великого перелома" (1929 г), насильственное ограничение подсобного хозяйства в период "кукурузной оттепели" (1959 г.), недавний горбачевский период, когда рыцари нового мышления, борцы за социальную справедливость (1986 г.) с бульдозером по всей стране великой, сметая парники, теплицы, садовые домики, поскольку по мнению команды Горбачева, их владельцы за счет обработки земли получали нетрудовые доходы.

Этот краткий анамнез российской болезни земельных переделов не отражает всего драматизма событий, развертывавшихся вокруг земли. Достаточно упомянуть о многочисленных починах и реорганизациях (их было около 30) в сельскохозяйственном производстве и управлении сельским хозяйством. В результате страна, имеющая самый большой в мире клин пахотной земли и лучшие черноземные земли, вышла на первое место в мире по импорту зерна и другой сельскохозяйственной продукции (впервые мы закупили небольшое количество зерна в 1961 г., а затем "процесс пошел").

На таком удручающем фоне в России началась земельная реформа, призванная решить, наконец, кардинально земельный вопрос с учетом мирового опыта, сбросив идеологические шоры. Правда, и сегодня четкость и ясность в решении земельных проблем пока не достигнуты, хотя первые шаги земельной реформы уже сделаны. Прежде всего законодательство твердо встало на путь отказа от государственной собственности на землю, как единственной и исключительной. Закон допускает собственность на землю граждан и юридических лиц. Осуществляется приватизация земель. Установлена плата на землю.

Существенным элементом земельной реформы является развитие разнообразных форм хозяйствования на землю и в первую очередь поощрения фермерства. Однако вызывает озабоченность, что при осуществлении процесса преобразования форм организации сельскохозяйственного производства, кое где просматривается стремление ускорить дело, всех причесать под одну гребенку. Указ Президента РФ от 27.12.92 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФРС" и постановление Правительства РФ от 29.12.91 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" зачастую истолковываются на местах как призыв к принудительной реорганизации колхозов, сплошной деколлективизации. В условиях, когда в значительной мере разрушен уклад крестьянской жизни, подорваны ее нравственные устои, когда деревня состарилась, обезлюдела, такие резкие повороты вряд ли окажутся плодотворными. С другой стороны, надо ясно понимать, что становление фермерских хозяйств невозможно без мощно поддержки государства. В настоящее время правовые, экономические предпосылки для широкого развития фермерских хозяйств только закладываются. Дать крестьянину землю, даже в собственность - это менее чем полдела. Прежде всего необходимо подготовить квалифицированных фермеров, ибо случайные люди с сегодня на завтра таковыми не станут. Фермерам необходим первоначальный капитал, малогабаритная техника, семена, удобрения, горючее, налаженный сбыт сельскохозяйственной продукции, устроенный быт. Надо учитывать, что крестьянину не устоять в одиночку на волне НТП, ему нужна постоянная научная, технологическая, методическая помощь. Селу крайне необходима социально ориентированная политика, чтобы фермер не чувствовал себя на обочине общественного прогресса. Поэтому совершенствование законодательства о фермерском хозяйстве осуществляется с учетом указанных и многих других обстоятельств.

Мировой опыт со всей очевидностью показывает, что земельная реформа, чтобы быть успешной, должна проводиться на основе научно обоснованной государственной программы. Отсутствие такой программы неизбежно рождает целый ворох проблем, делает земельную реформу недостаточно системной, где-то фрагментальной, не вполне понятной и доступной для населения.

Целью данной работы является анализ эффективности использования земельных ресурсов.

Объектом исследования является земля как главное средство производства.

Задачами данной работы является выявление факторов, влияющих на эффективность использования земли и пути ее повышения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЗЕМЛЯ - ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

 

Сельскохозяйственное производство связано с землей, которая выступает в качестве главного и незаменимого средства производства, являясь одновременно пространственным базисом для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства.

Важно отметить, что в сельском хозяйстве земля является одновременно и предметом, и средством труда.

В отличие от других средств производства, которые по мере использования изнашивания и в конце концов выходят из строя, земля может постоянно улучшаться, приобретать новые качества, повышать свое плодородие, что и происходит при правильном ее использовании.

Задача землепользователя - наиболее полно и рационально использовать естественное и экономическое (действительное плодородие почвы, сложившееся из естественного и искусственного плодородия, созданного под воздействием труда человека) плодородие земли, максимально новейшие достижения науки и техники в целях получения наивысшей урожайности всех культур с наименьшими затратами на единицу продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ  И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.

 

Необходимость реформирования советского общества была обусловлена кризисом руководства народным хозяйством со стороны государства. Это проявилось также в сфере земельных отношений. Хотя в законе был провозглашен приоритет сельскохозяйственного землепользования, на деле он не соблюдался.

Государство сдерживало развитие товарно-денежных отношений; во многих случаях они подменялись натуральными расчетами. Действовали натуральные пропорции поставок сельскохозяйственной продукции, которые устанавливались государством в одностороннем порядке. Государственный аппарат осуществлял широкое вмешательство в сельскохозяйственное производство.

В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость следующих реформ:

  • Придание земле денежной оценке переход к арендным отношениям при передаче ее в пользование;
  • Легализация частной собственности на землю;
  • Расширение полномочий местных органов власти в часть планирования использования земли и распоряжения ею; раздел государственных земель в натуре между центром, регионами и местными властями;
  • Налаживание информирования общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных планов относительно использования земли;
  • Усиление значения экологических критериев ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;
  • Повышение эффективности государственного земельного кадастра и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

Сложной самостоятельной проблемой является обеспечение рационального использования земель колхозов и других крупных сельскохозяйственных предприятий

 Новой проблемой является  землеобеспечение фермерских хозяйств. По ранее действовавшему законодательству  такой категории пользователей  земли вообще не предусматривалось. Отсутствовал свободный выбор форм землепользования граждан и их коллективов, аренда земли запрещалась под угрозой уголовной ответственности. Режим "приусадебного" землепользования граждан, проживающих на селе, делал их полностью зависимыми от колхозов и совхозов, поскольку им принадлежали все земли приусадебного фонда. От колхозов и совхозов зависело наделение граждан в сельских населенных пунктах; они же фактически нормировали размеры приусадебных участков.

В настоящее время колхозы и совхозы лишены прав на землю, занимаемую гражданами; функции государственного управления этими землями переданы местным властям.

Организовывать крестьянское фермерское хозяйство могут и посторонние для существующих колхозов и совхозов лица. Эти лица могут претендовать на выделение им участков земли (как правило, в пределах средней по району нормы) их состава земель специального фонда земельной реформы, которой распоряжаются местные органы власти. К этим землям по закону должны быть отнесены неиспользуемые или плохо используемые сельскохозяйственные земли, а также бесхозные земли из других категорий государственного фонда.

 

Неоднородность климатических, геоморфологических условий и геологической истории территории Российской Федерации определяет разнообразие почвенного покрова. Более трети территории России занимают горные регионы с выраженной вертикальной зональностью почвенного покрова. Общими чертами горных почв являются их маломощность, каменистость и подверженность эрозионным процессам. Более 70% территории страны характеризуется низким уровнем комфортности для проживания и практически не пригодно для земледелия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ И ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УГОДИЙ.

 

Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве - уровень ведения хозяйства на земле, которое характеризуется выходом продукции и размером затрат на единицу площади. Перед землепользователями стоит задача обеспечить максимум выхода продукции с каждого гектара земли при минимальных затрат на производство.

Равный уровень ведения хозяйства может быть достигнут на землях разного качества и для объективной оценки экономической эффективности использования земли в сельском хозяйстве по отдельным зонам, районам и предприятиям необходимо учитывать данные экономической оценки земли.

Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве определяется системой показателей: урожайность основных сельскохозяйственных культур, себестоимость единицы продукции. Существует ряд стоимостных показателей: валовая продукция земледелия, валовой доход, чисты доход или прибыль на 1 га сельскохозяйственных угодий, а также выход валовой продукции на единицу произведенных затрат.

Уровень использования земельного фонда характеризуется показателями:

  • Удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади;
  • Удельный вес пашни в составе сельскохозяйственных угодий;
  • Удельный вес посевов в площади пашни.

 

 ГЛАВА 2. Факторы, влияющие на эффективность использования земли.

 

Земля в сельскохозяйственном производстве является основным средством производства, и от того, насколько рационально ее используют, зависит решение задач, стоящих перед отраслью.

Методические приемы изучения использования земли достаточно хорошо разработаны и должны применяться на практике. В хозяйствах следует ежегодно планировать и анализировать структуру посевных площадей полевых культур и структуру сельскохозяйственных угодий, оценивать результаты, полученные при использовании единицы земельной площади (1 га). Проводить бонитировку и экономическую оценку земель, привлекая полученные данные при выполнении экономического анализа.

Земельные ресурсы характеризуются пространственной ограниченностью. Однако с экономической точки зрения ограниченность земли - понятие относительное, т.к. дополнительные вложения в землю позволяют непрерывно увеличивать производство продукции с единицы площади. Производительная сила земли, по существу, беспредельна. Ограниченность ее производительной силы сводится к ограниченности данного уровня техники, данного состояния производительных сил.

Главный путь повышения экономической эффективности использования земли в сельском хозяйстве на современном этапе - последовательная интенсификация.

Практическое осуществление интенсификации земледелия включает широкий круг факторов, связанный не только с дополнительными вложениями, но и с совершенствованием технологии, организации производительности и труда. На всех этапах развития сельского хозяйства между ними должна быть определенная согласованность. Порою совершенствование технологии, организации производства и труда дает больший экономический эффект, чем новые дополнительные вложения. Одновременно необходимо также соблюдение научно обоснованной пропорциональности между составными частями дополнительных вложений, имея ввиду при этом их количество и качество. Только при этом условии обеспечивается постоянное увеличение производительной силы земли, повышение экономической эффективности интенсификации земледелия.

Информация о работе Земля – главное средство производства