Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 00:11, контрольная работа
Методический отбор отличается от бессознательного тем, что человек сознательно и систематически стремится к изменению породы (сорта) в сторону известного и заранее установленного идеала. В глубокой древности, а в настоящее время у экономически отсталых народностей методический отбор имел и имеет сравнительно примитивную форму, но уже в Древнем Риме он приобрел довольно сложный и совершенный характер.
(3) Значение исследований Дарвина, Мичурина, Вавилова в формировании и развитии науки селекции………………..3
(19) Искусственные методы создания исходного материала, значение их на современном этапе развития селекциии.генная и генетическая инженерия…………………………………...7
(27)Виды мужской стерильности растений. Использование цитоплазматической мужской стерильности в производстве гибридных семян кукурузы и других семян………………10
(38)Оценка селекционного материала на засухоустойчивость………………………………………….12
(44)Выбор, изучение и подготовка участка для селекционного процесса………………………………………………………13
(51)Порядок включения новых сортов и гибридов в государственное сортоиспытание. Районирование………..15
Литература……………………………………………………17
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО “Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина”
КАФЕДРА РАСТЕНИЕВОДСТВА
Контрольная работа
ПО СЕЛЕКЦИИ
Исполнитель: студентка 6 курса
Факультета:«Агрономии и лесного хозяйства»
Специальность:Агрономия
заочное отделение
Красавцева Е.В.
Шифр 0730018
Работу проверил: Чухина О. В.
Вологда – Молочное
2014
Вариант 08
(3) Значение
исследований Дарвина,
Селекция как наука создана трудами Чарльза
Дарвина (1809-1882), который произвел тщательный
анализ деятельности селекционеров и
на основании этого анализа создал учение
об искусственном отборе. Книга Дарвина
«Происхождение видов путем естественного
отбора, или Сохранение благоприятствуемых
пород в борьбе за жизнь» была опубликована
24 ноября 1859 г., и эту дату считают временем
появления селекции как науки, т. к. учение
об искусственном отборе в развернутой
форме было изложено именно в этом труде
Дарвина. Дарвин выделил три формы отбора,
имеющих место у культурных растений и
домашних животных: методический, бессознательный
и естественный отбор. Естественный отбор
создал те формы растений и животных, которые
затем были введены человеком в культуру
и подвергнуты одомашниванию, и продолжал
и продолжает действовать на них и после
их одомашнивания человеком. Это воздействие
естественного отбора происходит помимо
воли и желания человека, вызывая изменения,
связанные с приспособлением к новым условиям,
которые созданы человеком в процессе
одомашнивания. Многие особенности сортов
растений и пород животных, нередко совсем
нежелательные для человека, созданы таким
воздействием естественного отбора.
Бессознательный отбор производился
человеком давно и выражался в сохранении
на племя лучших экземпляров и уничтожении
худших без сознательного намерения вывести
улучшенную породу. Многие особенности
домашних животных созданы в результате
такого бессознательного отбора, проводившегося
в течение десятков тысячелетий.
Методический отбор отличается
от бессознательного тем, что человек
сознательно и систематически стремится
к изменению породы (сорта) в сторону известного
и заранее установленного идеала. В глубокой
древности, а в настоящее время у экономически
отсталых народностей методический отбор
имел и имеет сравнительно примитивную
форму, но уже в Древнем Риме он приобрел
довольно сложный и совершенный характер.
Наиболее широкое распространение и совершенную
форму методический отбор получил после
развития капиталистических отношений
в сельском хозяйстве некоторых стран
Западной Европы. В этих странах широкое
распространение получили сельскохозяйственные
выставки, на которых лучшие представители
пород и сортов получали ценные призы
и золотые медали, что стало очень выгодным
делом и проводилось в широких масштабах
многими предприятиями и фирмами и приняло
промышленный характер. В результате за
короткий период (менее 100 лет) были достигнуты
выдающиеся успехи в деле улучшения культурных
растений и животных, и новые породы, выведенные
в Англии, не только значительно увеличили
производительность сельского хозяйства,
но и пользовались широким спросом на
международном рынке и приносили большие
прибыли английским селекционерам и заводчикам.
В этот же период во Франции была выведена
новая порода тонкорунных овец, а в России
А. Т. Болотовым - новые сорта яблони.
Однако селекции как науки еще не существовало.
Приемы и методы, разработанные отдельными
селекционерами, рассматривались как
личные секреты. И только Дарвин тщательно
собрал все материалы о методах и достижениях
отдельных селекционеров, со многими установил
личный контакт, дополнил все это личными
опытами и наблюдениями и в результате
создал целостную теорию селекции - учение
об искусственном отборе. Все это привело
к превращению селекции из искусства в
науку.
В учении об искусственном
отборе Ч. Дарвин доказал, что главная
движущая сила селекции - это производимый
селекционерами отбор наилучших форм.
Он выявил условия, обеспечивающие максимальную
эффективность искусственного отбора.
Это:
Учение об искусственном отборе послужило теоретической основой для практической деятельности целого поколения селекционеров и значительно повысило эффективность их работы. Так, в частности, учение Ч. Дарвина оказало сильное влияние на деятельность крупнейшего русского селекционера в области селекции плодовых и ягодных культур И. В. Мичурина, который вывел сорта, имеющие огромное экономическое значение для средней полосы нашей страны.
Иван Владимирович Мичурин (1855–1935) – выдающийся селекционер-практик, автор 300 сортов плодово-ягодных культур. В начале своей деятельности И.В. Мичурин занимался акклиматизацией по методу Грелля, прививая в крону выносливых и холодоустойчивых сортов южные cорта с целью добиться их приспособления к новым условиям. Но изменить генотип южных сортов подобным методом было невозможно. Мичурин убедился в этом, испытав около 200 иностранных сортов: через 35 лет из них не осталось ни одного дерева, хотя Мичурин жил и работал в условиях относительно мягкого климата Черноземной зоны России (г. Козловск, ныне Мичуринск, Тамбовской губернии). Убедившись в бесплодности попыток простой акклиматизации, И.В. Мичурин приступил к разработке новых методов селекции, основанных на гибридизации, отборе и воспитании (воздействие условиями среды на развивающиеся гибриды). При их реализации он использовал разнообразные подходы (многие – впервые в мировой селекционной практике), важнейшие из которых следующие.
Биологически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей разных видов для получения сортов с нужными свойствами или скрещивание представителей разных родов.
Географически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей контрастных природных зон и географически отдаленных регионов с целью привить гибриду нужные качества.
Метод ментора – один из методов «воспитания» гибридов, разработанных И.В. Мичуриным. Он основан на том, что признаки развивающегося гибрида изменяются под влиянием привоя или подвоя. Мичурин применял этот метод в двух вариантах. В первом случае гибридный сеянец служил привоем, и его прививали на взрослое плодоносящее растение (подвой), свойства которого желательно было получить у гибрида. Во втором случае в крону молодого гибридного сеянца (подвоя) прививали черенок сорта, признаки которого хотели бы получить у гибрида.
Метод посредника был применен Мичуриным при отдаленной гибридизации. Он состоит в использовании дикого вида в качестве посредника для преодоления нескрещиваемости. Скрещивая дикий Монгольский миндаль с диким персиком Давида, Мичурин получил миндаль Посредник, который он в дальнейшем использовал для скрещивания с культурным персиком. Полученный им гибридный персик приобрел зимостойкость, благодаря чему был продвинут на север.
Смешение пыльцы применялось Мичуриным для преодоления межвидовой нескрещиваемости (несовместимости). Суть метода заключалась в том, что при опылении смесью собственной пыльцы и пыльцы другого вида собственная пыльца раздражала рыльце пестика, и оно воспринимало чужую пыльцу.
Воздействие условиями среды. При «воспитании» молодых гибридов Мичурин использовал изменения способов хранения семян, характера питания и свойств почвы, воздействие низкими температурами, применял частые пересадки. В результате гибриды закалялись и могли переносить неблагоприятные условия внешней среды.
Отбор – многократный и жесткий отбор растений
по размерам, форме, зимостойкости, иммунным
свойствам, качеству, вкусу, цвету плодов
и т.д.
Большинство сортов, полученных И.В. Мичуриным,
представляло собой сложные гетерозиготы.
Для сохранения качеств их размножают
вегетативным путем: отводками, прививками
и т.д.
Огромный вклад академика Н. И. Вавилова в развитие селекции делает целесообразным выделение специального урока на его изучение. Н. И. Вавилов рассматривал селекцию как комплексную науку, которая основывается на теоретическом фундаменте дарвинизма и генетики. Он трактовал селекцию как эволюцию, направляемую волей человека, выделял следующие ее задачи: изучение сортового, видового и родового исходного материала; изучение и разработка методов получения искусственных наследственных изменений и анализ закономерностей наследственной изменчивости при гибридизации и мутационном процессе; разработка систем искусственного отбора с целью усиления и закрепления нужных признаков; выявление роли среды в формировании сортовых и породных признаков; разработка теоретических основ гибридизации — источника комбинативной изменчивости и новообразований на ее основе.
Основные идеи учения Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений, отмечаются заслуги этого великого ученого в разработке ботанико-географических основ селекции.
Н. И. Вавилов открыл ряд областей на Земле, в которых сосредоточено наибольшее разнообразие сортов и видов культурных растений.
Рассматривается локализация образования видов важнейших культурных растений, отмечается, что виды неравномерно распределены на Земле: северные части территории — Сибирь, Северная и Средняя Европа, Северная Америка — бедны ими. В десятки раз больше видов в предгорной Средней Азии и на Кавказе. Все очаги автономны и развивались независимо, об этом свидетельствует сортовой, видовой и родовой состав культурной флоры, своеобразная агротехника, орудия, одомашненные животные, свойственные этим очагам.
Все центры обособлены разделяющими их пустынями и горными хребтами, способствующими автономному формированию флоры. Пустыни и горы длительное время разобщали и народы, населяющие эти центры.
19. Искусственные
методы создания исходного
Селекционная работа начинается
с подбора исходного материала, от которого,
как считал Н. И. Вавилов, прежде всего
зависит успех селекционной работы.Исходным
материалом в селекции называют культурные
и дикие формы растений, используемые
для выведения новых сортов.В качестве
исходного материала используют: 1) формы
и сорта растений, имеющиеся в большом
разнообразии в природе; 2) формы растений,
создаваемые в самом процессе селекции
путем гибридизации и при искусственном
воздействии различных внешних условий,
В современной селекции применяют следующие
основные виды и способы получения исходного
материала.
I. Естественные популяции.
К ним относятся дикорастущие формы, местные
сорта культурных растений и образцы мировой
коллекции сельскохозяйственных растений.
II. Гибридные популяции.
Различают два вида гибридных популяций:
1) внутривидовые, получаемые в результате
скрещивания сортов и форм в пределах
одного вида; 2) создаваемые путем скрещивания
разных видов и родов растений (межвидовые
и межродовые).
III. Самоопыленные линии (инцухт-линии).
Служат важным источником исходного материала
в селекции перекрестноопыляющихся растений.
Их получают путем многократного принудительного
самоопыления этих растений. Лучшие линии
скрещивают между собой или с сортами
для создания гетерозисных гибридов, в
результате образуются гибридные семена,
которые используют в течение одного года.
Гибриды, полученные на основе самоопыленных
линий, в отличие от обычных гибридных
сортов нужно воспроизводить ежегодно.
IV. Искусственные мутации и
полиплоидные формы. Этот вид исходного
материала создается путем воздействия
на растения различными видами радиации,
химическими веществами, температурой
и другими мутагенными средствами. Значение
различных видов исходного материала
в истории развития селекции и в настоящее
время неодинаково. На протяжении многих
столетий единственным его видом были
естественные популяции. Затем генетика
теоретически обосновала применение гибридизации.
Использование этого метода в практической
селекции началось в нашей стране в 20-е
гг. С 30-х гг. гибридизация как метод создания
исходного материала приобретает все
большее значение, и в настоящее время
внутривидовая гибридизация является
основным методом его при работе почти
со всеми культурами. Несмотря на огромные
трудности отдаленной гибридизации, она
также широко используется для создания
исходного материала в селекции ряда важнейших
сельскохозяйственных культур. Мутации
и полиплоидные формы — новые источники
получения исходного материала, применение
которых с каждым годом расширяется и
в работе с некоторыми культурами дает
практически ценные результаты.
В последние десятилетия ведется огромное количество дискуссий о пользе и возможных негативных последствиях генной инженерии. В результате генной инженерии растений и животных возникают трансгенные растения и трансгенные животные.
Генная или генетическая инженерия в корне отличается от селекции, занимающейся методами создания сортов и гибридов растений, сельскохозяйственных культур и пород животных. Селекция разрабатывает способы воздействия на растения и животных с целью изменения их наследственных качеств в нужном для человека направлении, она является одной из форм эволюции растительного и животного мира. В результате генетической инженерии происходит искусственное добавление чужеродных генов в клетку. Процесс манипуляций с генами в генной инженерии коренным образом отличается от процесса комбинирования материнских и отцовских хромосом, происходящего при естественном скрещивании.
Генетическая инженерия или генная инженерия — это совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы.
Задача генетической инженерии — получение желаемых качеств изменяемого или генетически модифицированного организма. В отличие от традиционной селекции, в ходе которой генотип подвергается изменениям лишь косвенно, генная инженерия позволяет непосредственно вмешиваться в генетический аппарат, применяя технику молекулярного клонирования. Примерами применения генной инженерии в сельском хозяйстве являются получение новых генетически модифицированных сортов зерновых культур, устойчивых к насекомым-вредителям.
При внесении в организм (это может быть как растение, животное, микроорганизм так и человек) новых генов, можно наделить его новой желательной характеристикой, которой он до этого никогда не обладал. Организмы, подвергшиеся генной инженерии называют ГМО (генетически модифицированный организм). Изменение генов прежде всего связано с преобразованием химической структуры ДНК: изменение последовательности нуклеотидов в хромосомной ДНК, выпадение одних и включение других нуклеотидов меняют состав образующихся на ДНК молекулы РНК, а это, в свою очередь, обуславливает новую последовательность аминокислот при синтезе. В результате в клетке синтезируется новый белок, процесс синтеза белка приводит к появлению у организма новых свойств.
Генная инженерия непосредственно в сельском хозяйстве имела место уже в конце 1980-х годов, когда удалось успешно внедрить новые гены в десятки видов растений и животных — создать растения табака со светящимися листьями, томаты, легко переносящие заморозки, кукурузу, устойчивую к воздействию пестицидов.