Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в профессиональном обучении сложились благоприятные условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты возросло количество часов на самостоятельную работу, появилась возможность формировать учебные планы с учетом интересов обучающихся. Индивидуальный подход к каждому обучающему, учитывающий его мотивацию, интересы, способности, психологические особенности, накопленный опыт, является одним из основных требований к личностно-ориентированному обучению.

Вложенные файлы: 1 файл

обобщение опыта Клюшниковой А.М..docx

— 23.10 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТРУБЧЕВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 

 

Мастера производственного обучения

Клюшниковой Антонины Михайловны

 

 

по теме:

«Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

введение

В настоящее время в профессиональном обучении сложились благоприятные условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты возросло количество часов на самостоятельную работу, появилась возможность формировать  учебные планы с учетом интересов  обучающихся. Индивидуальный подход к каждому обучающему, учитывающий его мотивацию, интересы, способности, психологические особенности, накопленный опыт, является  одним из основных требований к личностно-ориентированному обучению. Сегодня, когда выпускникам учреждений начального профессионального образования приходится сталкиваться с конкуренцией на рынке труда, всё более актуальным становится повышение качества профессиональной подготовки. Прежде всего, это будет зависеть от эффективности организации производственного обучения в условиях учебной мастерской поваров, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки  обучающихся.

 

Актуализация темы.

Ставлю перед собой следующие задачи:

1. Создание атмосферы  заинтересованности каждого обучающего  в работе.

2. Умение рационально  планировать и организовывать  работу.

3. Оценка деятельности  обучающего не только по конечному  результату, но и по процессу  его достижения.

4. Стимулирование обучающихся к использованию выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ или просто высказаться и т.д.

5. Создание проблемных  ситуаций, которые позволяют обучающим проявлять инициативу, самостоятельность.

6. Поощрять обучающих находить рациональные или новаторские способы работы.

По моему мнению, важным средством развития творческих способностей   обучающихся  является приобщение их к свободной  импровизации, умению находить в обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии.  Чтобы лабораторно-практические занятия были творческими, следует  создать атмосферу  раскованности. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Но только создание этих условий не будет способствовать благоприятному творческому росту, так как для его развития необходима некоторая база знаний: анализировать, умение комбинировать,   находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять  аналогичные в других объектах или предметах и т. д. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать , сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают :только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу. 

На моих  уроках у обучающихся есть большие возможности проявить творчество.  Кроме того, они проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества. Изучив литературу по теме, для себя я определила психолого-педагогические условия развития творческих способностей обучающихся:

1.Создание  атмосферы  доброжелательности. С первых дней  в группе  надо стараться создавать  такую обстановку, в которой дети  смогут научиться выражать свои  мысли. Вопросы «почему?», «для чего?»  должны звучать на каждом занятии. Давать такие задания, с помощью  которых обучающиеся научаться  оценивать и обосновывать свою  оценку.  Если он чувствует  дружескую обстановку со стороны  окружающих людей, то его эмоции  будут направлены только на  совершаемую им деятельность, а  именно - творчество. А значит, работы  будут аккуратными и более  творческими. Именно такие условия  я стараюсь создавать при обучении  будущих специалистов .

2.Содержание занятий должно  стимулировать эмоциональное отношение  обучающихся. Только будучи заинтересованными, они начинают эмоционально выражать  свое отношение ко всему окружающему.  Я стараюсь выбрать такое содержание  занятий, которое стимулировало  бы эмоциональное выражение к  происходящему. Например, перед изучением  темы «Технология приготовления  тортов и пирожных из разных  полуфабрикатов» я предлагаю  просмотреть подборку сайтов  с креативным исполнением тортов различной тематики и дать оценку сложности изготовления. Наблюдая мастерство и качество выполнения изысканных кондитерских изделий обучающиеся стремятся к подражанию, фантазируют, придумывают, эмоционально выражают свои мысли.

3.Оптимальное сочетание  принципов и технологий. Готовясь  к каждому занятию,  я  выбираю  наиболее благоприятное сочетание  принципов и технологий, которые  были бы доступны для освоения  и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих  способностей.

На основании психолого-педагогической  методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью своих обучающихся мной были разработаны занятия, в основу которых были положены следующие средства и принципы:

-речь преподавателя,

-наглядность,

-творчество,

-анализ готовых блюд,

-элементы  моделирования.

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным.

Реализация этих задач предполагает использование разнообразных форм и методов производственного обучения, применяемых средств и приёмов, которые позволяют раскрыть  потенциал обучающих. Считаю, что в основе обучения лежит признание индивидуальности, самобытности и самоценности каждого обучающегося. Исходя из этого, поэтапно планирую уроки производственного обучения.

Из опыта работы

В первые месяцы производственного обучения, которые проходят в лаборатории кулинарии техникума, основной  формой производственного обучения является фронтальная работа. Она заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме провожу единый вводный инструктаж, объясняя особенности работы, предупреждает о типичных ошибках; коллективно обсуждаются причины неудач и ошибок, выполненные  изделия  сравниваются с образцами. Такая коллективная работа обучающихся способствует восприятию одними учащимися удачных приемов у других и поиску выхода из затруднения за счет обмена опытом. Здесь необходимо дать обучающимся возможность высказаться, пусть даже неправильно, а при выполнении задания стараться стимулировать первые удачи. Это создает ситуацию успеха, развивает у учащихся познавательный интерес, чувство удовлетворенности своей работой. И здесь уделяю особое внимание налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Проявляя наблюдательность и педагогический такт, ровно и одинаково доброжелательно отношусь ко всем, опираясь на актив.

На втором году производственного обучения занятия предполагаю работу в парах. Комплектуются пары с учетом пожеланий и способностей (сильный и слабый). Работая в паре, обучающиеся могут помогать и обсуждать задание, проверять и оценивать работу. Это развивает у них взаимопомощь, поддержку и терпимость. Работой группы на занятии руководит ученик (старший), эти функции выполняются поочерёдно, что соответствует реалиям трудовой жизни, когда необходимо и руководить,  и подчиняться. Все работают под контролем мастера, который помогает разрешить тупиковые или проблемные ситуации. Это создаёт атмосферу сотрудничества и духа взаимопомощи. При этом мастер контролирует работу в парах и отмечает индивидуальные результаты каждого.

Дифференцированные задания, применяемые на уроках производственного обучения, предполагают подход к учащимся в соответствии с их уровнем знаний (ниже среднего, средний, выше среднего). Основная сложность состоит в том, что необходимо для каждой микрогруппы найти оптимальную степень трудности материала, обеспечить условия для развития и саморазвития каждого обучающегося.

Задания первого уровня предполагают работу с инструкционно-технологическими картами или опорными конспектами. Обучающиеся последовательно приготовляют блюдо  и составляют технологические карты на него. Задания второго уровня предполагают работу по знаниям, полученным по специальным дисциплинам. Обучающиеся готовят самостоятельно, согласно сборникам рецептур, инструкционно-технологических карт, и восстанавливают технологию приготовления путем заполнения технологических карт. Задания третьего уровня предполагают работу самостоятельного выполнения по приготовлению  блюда. Обучающиеся демонстрируют свои творческие и эстетические способности, умения принимать решения и анализировать производственную ситуацию.

 Для проверки знаний  и умений обучающихся используются  задания повышенной и пониженной  сложности (контрольные работы, тестовые  задания, индивидуальные опросы).

На третьем курсе производственного обучения, необходимо требовать от учащихся строгого выполнения установленной технологии и воспитание творческого интереса  к работе. Сущность его заключается в умении обучающихся самостоятельно выполнять новые задания. В ходе уроков учащиеся находят оригинальные решения для украшения блюд, применяя современные правила подачи блюд. Это воспитывает у них  веру в свои возможности, стремление к совершенствованию, готовит к решению сложных профессиональных задач. Знать все о продовольственных товарах, правилах определения качества, упаковке и хранении, повысить общую профессиональную культуру будущим специалистам помогают занятия «Физиология питания с основами товароведения с продовольственными товарами», организованные на первом году обучения. Для того чтобы обучающиеся лучше усвоили материал урока, применяется большое количество средств обучения: плакаты, вырезки из журналов, рекламные буклеты, видеофильмы и презентации по темам.

В техникуме стало традицией ежегодно проводить конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся. Цель конкурса – выявление уровня и качества подготовки обучающихся, совершенствование профессиональной подготовки, повышение престижа рабочих профессий среди молодежи. Участники конкурса демонстрируют теоретическую подготовку, профессиональные умения и навыки при выполнении практических заданий, использовании оборудования, применении рациональных приемов и методов труда, проявляя творчество в работе, культуру труда.

Конкурс проводится в два этапа: В ходе 1 этапа, посредством тестирования проверяется теоретическая подготовка участников конкурса. Тесты составляются преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения в соответствии с программами по предметам профессиональных циклов и охватывают основные разделы и темы по профессиональным модулям и спецдисциплинам. Второй этап непосредственно практическая часть.  Победители участвуют в областном конкурсе. Это мероприятие, несомненно, стимулирует обучающихся к профессиональному развитию, позволяет всем участникам совершенствовать свои профессиональные умения и навыки, а также выявлять более одаренных обучающихся.

Внеклассная работа помогает  в изучении индивидуальных  способностей учащихся и формирует их личностные качества. Мастер направлял творческую инициативу обучающихся, подсказывал идеи и, предоставив максимум самостоятельности, вместе с группой достиг отличных результатов.  Благодаря подобным внеклассным мероприятиям группа сплачивается, усиливается профессиональная мотивация обучающихся.  

Выводы

Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания обучающихся. Занятия  проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает  атмосферу сотрудничества, сотворчество мастера и обучающегося заражают друг друга творческий энергией. Занятие создает для каждого обучающегося возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.  

По словам  Л.С.Выготского, творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое…Известный советский писатель Василий Белов писал: « Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?»

Пробудить заложенные в каждом обучающемся творческое начало, научить «творить», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я  и стремлюсь  в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши ребята, наше будущее.

Из вышесказанного следует, что главная цель уроков производственного обучения состоит в том, чтобы каждый обучающийся обладал высокой квалификацией, профессионализмом, раскрыл свои индивидуальные способности и, как следствие, видел перспективу своего развития, стремился к профессиональному росту, чувствовал себя уверенно на рынке труда, стал конкурентоспособным специалистом. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия мастеру необходимо верить и доверять ученикам, стимулировать и поддерживать их стремление к саморазвитию.

 

 

 


Информация о работе Личностно-ориентированный подход на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»