Организация территории охотничьего хозяйства ООО «Кюн» Сунтарского района Республики Саха (Якутия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время сущность и содержание охотничьего хозяйства изменились коренным образом. Все большее распространение находит приоритет биотехнии, охраны и разведения животных перед непосредственным отстрелом дичи. Основное условие деятельности охотничьих хозяйств в настоящее время состоит в том, чтобы разумно сочетать использование животных с их охраной, добиваться высокой эффективности хозяйствования. Это возможно в том случае, если охотничье хозяйство ведется на комплексной основе, в тесной связи с другими видами природопользования.

Вложенные файлы: 1 файл

ДП Охотустройств Сунтар.docx

— 320.74 Кб (Скачать файл)

- владельцев  государственного охотничьего фонда  на территории государственного  фонда охотничьих угодий;

- охотпользователей на арендуемых участках.

Охотоустроительные работы включают:

- определение  границ и площади территории, отводимой для ведения охотничьего  хозяйства и ее разграничение  от угодий общего пользования;

- охотэкономическое обследование обустраиваемой территории;

- составление  перечня объектов охоты;

- инвентаризация  и бонитировка охотничьих угодий и определение оптимальной (потенциальной) численности охотничьих животных;

- определение  современной численности объектов  охоты на отведенной территории  и прогноз ее изменения;

- определение  норм и технологии добычи охотничьих  животных;

- составление  списка видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу, встречаемых  в охотугодьях хозяйства и запрещенных к добыче;

- проектирование  производственных мероприятий;

- внутрихозяйственное  проектирование. [7]

Различают два вида охотоустройства: межхозяйственное и внутрихозяйственное. При межхозяйственном охотоустройстве угодья распределяются между отдельными пользователями. Юридически оформляются границы и площади хозяйств. Межхозяйственное охотоустройство проводится, как правило, одновременно как для групп хозяйств, так и для целых административных единиц. [25] Этот вид охотоустройства предусматривает охотэкономическое обследование территории группы хозяйств с наиболее целесообразным направлением для них. Границы каждого охотхозяйства оформляются юридически, устанавливаются и определяются связи и взаимоотношения с другими отраслями и основными землепользователями (лесхозами, сельхозпредприятиями, фермерскими хозяйствами и т.д.). Основная цель – установить границы и обосновать целесообразность организации и дальнейшего развития хозяйства. [7]

Внутрихозяйственное охотоустройство проводится для решения основных вопросов организации и ведения охотничьего хозяйства и определения перспектив его развития на основе внедрения достижений науки, техники и передового опыта. Объектом такого охотоустройства является конкретное хозяйство, для которого составляется план, где предусматриваются объем получаемой от него продукции и средства, которые следует вложить в его развитие.[25] Предусматривается все, что можно взять на основе хозяйственной деятельности, не нарушая природных экосистем; что надо вложить в хозяйство, чтобы повысить его продуктивность и как это сделать. [7] Оба вида охотоустройства тесно связаны между собой, являются звеньями одной цепи мероприятий по рациональному использованию государственного охотничьего фонда. Внутрихозяйственное охотоустройство - более детальное продолжение межхозяйственного.[25] Охотоустройство предусматривает: разработку долгосрочных прогнозов, республиканских и региональных программ и схем использования охотничьих угодий и охотничьего фонда, оценку качества охотничьих угодий и определение минимальных размеров арендной платы,согласование интересов природопользователей при организации и ведении охотничьего хозяйства, разработку проектов межхозяйственного охотоустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной угодий и ресурсов охотничьих видов животных. Охотоустройство проводится специальными землеустроительными организациями под руководством и контролем органов государственного управления. Межхозяйственное охотоустройство проводится за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), внутрихозяйственное - за счет местного бюджета или средств пользователей по решению местных органов государственной власти и местного самоуправления. Охотопользователь может вносить дополнительные предложения по проведению охотоустройства охотоустроительным организациям с оплатой за свой счет. [6]

В зависимости от типа устраиваемых хозяйств различают следующие формы охотоустройства:

- охотничьих  угодий по заказу владельца  госохотфонда;

- промысловых  хозяйств разных форм собственности;

- охотничьих  хозяйств спортивного и любительского направления;

- общинно-родовых, лесоохотничьих, крестьянско-фермерских  хозяйств, угодий, арендуемых предпринимателями. [7]

Всякое охотоустройство завершается оформлением и выдачей организациям, за которыми закреплены угодья, соответствующей документации на право пользования государственным охотничьим фондом. В России такими документами являются решения облисполкомов о закреплении охотугодий за различными пользователями на срок не менее 10 лет. В некоторых случаях охотничьи угодья закрепляются за отдельными ведомствами по решению (постановлению) Совета Министров РОССИИ. Такие территории объявляются заказниками странанского значения. Любое охотоустройство означает (предполагает) инвентаризацию охотничьих угодий, составление охотохозяйственных карт, изучение природных и экономических условий, организацию территории, учет фауны, бонитировку охотничьих угодий, проектирование воспроизводственных мероприятий, определение оптимальных методов эксплуатации охотничьих животных и птиц в хозяйстве и план изъятия объектов охоты на срок до 10 лет (по годам) и т. д.

Инвентаризация угодий включает определение территории хозяйств, состава земельного, лесного и водно-болотного фондов и заканчивается составлением проекта организации и ведения охотничьего хозяйства. Каждый проект содержит: характеристику географических и экономических условий устраиваемой территории и их влияние на охотничью фауну; описание состояния охотничьего хозяйства в прошлом (за период, предшествовавший охотоустроительным работам); состав фонда охотничьих угодий; проектируемые мероприятия на весь ревизионный период (5-10 лет). Таким образом, охотоустройство отвечает на все вопросы, связанные с рациональным ведением данного хозяйства. [25]

Охота и ведение охотничьего хозяйства осуществляются на принципах:

- сочетания  охоты с мерами охраны и  воспроизводства охотничьих животных;

- оптимального сочетания экологических, экономических, научных, эстетических и других интересов общества;

- недопустимости совмещения функций государственного контроля и использования охотничьих ресурсов с ведением охотничьего хозяйства;

- долговременности  пользования охотничьими угодьями;

- хозяйственной  самостоятельности охотничьих хозяйств;

- платы  за пользование охотничьими ресурсами;

- отделения права на охотопользование от права на земле-, водо-лесопользование;

- сохранения национальных охотничьих традиций, соблюдения интересов коренных малочисленных народов, для которых охота является традиционным укладом жизни в сочетании с государственным протекционизмом.

Основными требованиями к ведению охотничьего хозяйства являются:

- сохранение и воспроизводство видового многообразия охотничьих животных;

- охрана и повышение продуктивности охотничьих угодий, создание оптимальных условий для размножения и миграции охотничьих животных;

- обеспечение безопасности граждан при нахождении их в охотничьих угодьях в период охоты;

- обеспечение  пожарной безопасности охотничьих  угодий. [6]

По своему содержанию все охотоустроительные работы подразделяются на подготовительные, полевые и камеральные. Общая продолжительность их около 15 месяцев. Цель подготовительных работ - сбор необходимых материалов, характеризующих состояние устраиваемой территории. Анализируются материалы земельных отделов райисполкомов, отделов сельского хозяйства, ветеринарных служб, природоохранительных организаций. Продолжительность работ - не более 20-30 дней. Полевые работы предусматривают получение необходимой информации для качественной оценки устраиваемой территории и проводятся путем натурных обследований всех выделенных здесь типов охотничьих угодий. Продолжительность работ - 100-120 дней. На практике подготовительные и полевые работы объединяются. При камеральных работах проводится систематизация и анализ материалов, полученных в подготовительный и полевой периоды. В состав этих работ входят: бонитировка охотничьих угодий; составление плана организации территории хозяйства; расчет использования и нормирование отстрела; составление плана биотехнических и охранных мероприятий; разработка методов эксплуатации охотничьих животных и птиц; составление охотохозяйственных карт и схем.

Перед началом охотоустроительных работ созывается совещание, в котором принимают участие охотоведы - исполнители работ, представители заказчика (БООР, Минлесхоза, Динамо), работники лесхозов и сельскохозяйственных предприятий, на территории которых планируется охотоустройство. Рассматриваются следующие вопросы: объем и содержание предстоящих охотоустроительных работ; границы хозяйств; разделение их на егерские обходы и зоны (заказник, промысловая, спортивная зоны) и участки (участок) нагонки и натаски охотничьих собак; использование инструктивных материалов при бонитировке угодий; методы учета охотничьих животных и др. Решением этого совещания определяются виды животных и птиц, которым должно быть уделено основное внимание при охотоустройстве, и количество изготавливаемых карт и схем. На совещании утверждается план охотоустроительных работ с учетом внесенных изменений или дополнений.

После завершения полевых работ и камеральной обработки полученных данных созывается второе охотоустроительное совещание в том же составе для обсуждения и утверждения основных положений проекта организации и развития охотничьего хозяйства. Основные положения проекта излагаются в объяснительной записке. Решения обоих совещаний являются обязательными для исполнения и прилагаются к проекту. Охотоустроительные работы, как правило, начинаются в апреле текущего года и заканчиваются в сентябре следующего сдачей утвержденного проекта и картографических материалов к нему. Охотоустройство проводится по трем разрядам. Чем выше разряд, тем больше объем камеральных и полевых работ, а следовательно, и их стоимость. От разряда зависит детализация проекта, объем натурных обследований, количество и качество картографического материала.

Основным инструктивным материалом при охотоустройстве является Методическое руководство по внутрихозяйственному устройству охотничьих хозяйств Росохотрыболовсоюза, разработанное ВНИИ охотничьего хозяйства в 1966 г. Впервые охотоустройство в России было начато в 1968 г. силами инженеров-охотоведов 2-й Минской лесоустроительной экспедиции Российского лесоустроительного предприятия Государственного комитета РОССИИ по лесному хозяйству Всесоюзного объединения Лес-проект. В результате систематического проведения этой работы в настоящее время почти вся территория страны полностью охотоустроена. Бонитировка охотничьих угодий страны позволила определить хозяйственно-оптимальную численность охотничье-промысловых животных и птиц, то есть такую численность, при которой не истощается кормовая база, а количество самих животных при рациональном хозяйствовании стабилизируется на требуемом уровне. [27]

Значительное место в охотоустроительных проектах занимают вопросы санитарного состояния угодий, их трансформации с оценкой конечного качества и способов проведения селекционного отстрела (отбора) зверей и птиц.

Большое значение уделяется территориальной и фактической пропускной способности хозяйств, что крайне необходимо для рациональной эксплуатации госохотфонда. Территориальная пропускная способность характеризуется числом охотников, которые могут охотиться на его территории хозяйства без ущерба воспроизводству охотничьих животных и без нарушения правил охоты, а фактическая - числом охотников, которые могут изъять целесообразное количество дичи. [26]

Правильное использование охотничьих угодий и увеличение их продуктивности невозможно без охотничьего кадастра, без охотничьего устройства. [11]

 

1.3 Создание и организация охотничьих  хозяйств на территориях Крайнего Севера

 

Север (Крайний Север) России является крупнейшим охотхозяйственным регионом страны, на который приходится 52,1% общих государственных закупок промысловой пушнины, 58,3% мяса диких копытных животных и боровой дичи, а общий объем производства продукции предприятий промыслового направления составляет более 585млн руб.

Развитие охотничье-промыслового хозяйства в районах Крайнего Севера, занимающих 64% площади охотничьих угодий России, в настоящее время далеко не полностью отвечает современным требованиям научно-технического прогресса. Научная обоснованность принимаемых в отрасли плановых и хозяйственных решений является недостаточной, в ряде случаев производственные мероприятия уже опережают имеющийся задел научно-исследовательских работ.

В перспективе темпы прироста производства продукции охотничьего промысла в стране все больше будут определяться состоянием, системой эксплуатации и воспроизводства биологических природных ресурсов Севера. Отсюда исключительно актуальной представляется задача по интенсификации охотничье-промыслового хозяйства Крайнего Севера, решению основных социально-экономических и некоторых организационно-технологических проблем его ускоренного развития.

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, как зона особого природно-экономического природопользовательного режима, выделялись вначале по этническому признаку расселения народностей Севера, уже затем закреплялись законодательными актами с учетом региональных природно-экономических характеристик. К последним правомерно относились природно-экономические условия, административно-территориальное деление, особенности жизнедеятельности населения, степень отдаленности северных районов в соответствии с увеличением стоимости воспроизводства рабочей силы. Система материальных льгот, в первую очередь введение коэффициентов и северных надбавок к заработной плате, явилась экономическим фактором, закрепляющим распределение районов Крайнего Севера в соответствии с действующим в настоящее время Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным распоряжением Правительства Российский Федерации от 12 июля 1993г. Позднее с учетом предположений плановых и научных органов этнический признак был принят в качестве основополагающего для выделения районов преимущественного проживания народностей Севера. Сопоставление этих территориальных образований показывает, что районы Крайнего Севера и районы проживания народностей Севера по общей площади в целом совпадают. [10]

Перед охотничьим хозяйством стоят задачи по рациональному использованию животных, предусматриваещему их охрану. При планировании добычи должны учитываться численность зверей, их пространственное распределение, структура популяций, кормовые условия и пр. С этой целью необходимо расширить исследования по экологии и изучению причин, определяющих численность животных; категорически запретить продление сроков охоты весной, что практикуется при невыполнении плана; сократить до минимума использование трактора в летнее время в тундровых угодьях во избежание разрушения ягельников. [11]

Информация о работе Организация территории охотничьего хозяйства ООО «Кюн» Сунтарского района Республики Саха (Якутия)