Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:53, доклад
Известно, что охрана окружающей среды и хозяйственное использование природных ресурсов являют собой сложную и многогранную проблему. При этом важно соблюдение принципов взаимоотношений человека и природы, построенных на основе законоположений и законодательных актов.
Основные аспекты природопользования
1.1 Законодательное регулирование
Известно,
что охрана окружающей среды и
хозяйственное использование
Экологическая политика есть совокупность установленных государством правовых норм, направленных на выполнение мероприятий по сохранению среды обитания человека и разумное использование природных ресурсов.
В соответствии
с федеральным договором
Экологическое законодательство считает, что объектом правовой охраны выступает природная среда, которая существует вне воли человека и независимо от его сознания как объективно данная реальность.
Источниками экономического права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экономические отношения. В их числе законы, указы, постановления и распоряжения правительственных органов, а также нормативные документы отдельных министерств и ведомств. Большое значение придается международно-правовым актам в области охраны природной среды и регулирующим началам рационального природопользования при безусловном примате (первенстве) международного права.
В своем развитии экологическая политика России пережила несколько хронологических периодов, каждый из которых связан с учетом требований по сохранению тех или иных природных сред.
Так, в связи с суверенизацией России, распадом СССР имела место ревизия основ законодательства РФ, в том числе экологической направленности", разработан и принят Закона «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «Земельный кодекс» (1991 г.), Закон РФ «О недрах» (1992 г.), «Основы лесного законодательства» (1993 г.) и других законотворческих актов.
Новое экологическое
законодательство устраняло недостатки
прежней системы правового
В новом
экологическом законодательстве почти
отсутствует диктат подзаконных
актов правительства и
Система экологического законодательства базируется на трех основополагающих нормативных актах: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991г.) и Конституция Российской Федерации, что явилось выражением свободного волеизъявления народов, населяющих данную территорию (1993 г.).
Систему экологического законодательства принято подразделять на две подсистемы: природоохрана и природоохранное законодательство.
В природоохранное законодательство входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991) и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему
природного законодательства включены
«Земельный кодекс РСФСР», Закон РФ
«О недрах», «Основы лесного
В Конституции
РФ изложены основные подходы в экологической
стратегии государства и
Конституция РФ провозгласила (ст. 9, ч.1), что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Она же закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а также определяет право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2).
Закон «Об охране окружающей природной среды» заполнил недостатки российского экономического законодательства в области природопользования, а также определил пути разрешения противоречий, возникших между экологией и экономикой.
Этот закон стал главным законодательным актом, определил целевые задачи по сохранению природной среды и поэтому все его положения не должны вступать в противоречия с другими нормативными и регулирующими документами в вопросах сохранения природной среды.
Основное направление закона определено как научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и прав человека на здоровую, чистую окружающую среду. Отклонение от разработанных нормативов воздействия считается экологическим правонарушением. В отличие от отраслевых законов сформулированы требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду.
Человек, охрана его жизни и здоровья рассматриваются в законе как субъект воздействия на природную среду, а также как объект такого воздействия, наделенный гарантиями на возмещение причиненного вреда.
В законе закреплен механизм его реализации, состоящий из системы, включающей экономическое стимулирование рационального природопользования и меры административно-правового воздействия на нарушителей экологических нормативов.
Согласно этому закону считается обязательным проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, его правомочия по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств.
Не менее важные нормы содержат законы РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991г.) и Закон «О захоронении, переработке, обеззараживании и утилизации производственных и бытовых отходов», «Об охране здоровья» (1993).
В природоресурсном законодательстве России отменены исключительность государственной собственности на землю и другие природные ресурсы. Земля стала объектом гражданского оборота купли-продажи, наследования, залога, аренды и т.д.
В последние годы помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятия. Под экологизацией понимается внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Не случайно законы о местном самоуправлении, о налогообложении юридических лиц предусматривают различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.
Дальнейшее развитие производительных сил общества выдвигает новые экологические проблемы, связанные с сохранением природной среды и использованием ее ресурсов. В силу этого дальнейшее совершенствование законодательной базы в области природопользования следует рассматривать как процесс непрерывный и неизбежный. Нельзя, однако, не заметить, что государственное регулирование в области природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации не охватывает полностью всю сложившуюся гамму экологических проблем, не носит комплексный и многокомплексный характер
1.2 Планирование природопользования
Природопользование – это рациональное употребление природных ресурсов и условий окружающей естественной среды, их воспроизводство и охрана. Коллективная польза каждой составляющей натуральной среды является потребительское благо, каковое имеет право быть оценено, вычислено, применено в виде норматива экологического управления природной средой. Результатом капиталовложений природоохранного характера является результат специализированного рода – экологически чистая природная среда, хранение и умножение темпов прироста воспроизводства ресурсов.
Охрана природной среды на теперешнем этапе является составляющею независимой, чрезвычайно специфичной производственной деятельности, которая должна базироваться на соответствующей ей экономической и правовой нормативной основе. Первостепенная роль в творение основ рационального природопользования отводится государственному планированию и регулированию.
Вопросы государственного планирования природопользования. В последние время экологический момент сталь подлинно лимитировать достаток людей: портится здоровье народонаселения, растет число генетических патологий, снижается средняя длительность жизни и т.п. Хаотичный, расточительный и разрушительный характер природопользования неизменно будит новейшие и все более свежие экологические проблемы. Все это доказывает: о кризисе государственной политики природопользования.
Экологические
условия могут быть стабилизированы
и усовершенствованы
Можно выделить
вытекающие стратегические цели Российской
Федерации в области охраны окружающей
среды и рационального
• последовательное решение задач раскручивания хозяйственного комплекса страны, при котором всецело берутся в расчет экологические и природно- географических ситуации конкретных территорий;
• поочередное достижение на любой отвлеченной территории качества среды обитания, которое отвечает режиму оценок генетического здоровья населения; воссоздание и сохранение биосферного баланса, генетического фонда животного мира;
• разумное употребление всего природно-ресурсного потенциала России.
Планирование природопользования выступает как комплекс операций и решений, разработка специфических стратегий, которые предназначены для реализации поставленных целей. Ключевыми стадиями планирования во всякой сфере деятельности (при условии, что цели обусловлены) являются сбор и рассмотрение информации, прогноз изменения ситуации в будущем, разработка обусловленных мероприятий для достижения установленного результата, формирование организационной структуры для реализации мероприятий, разделение ресурсов и выбор ключей финансирования.