Основные законодательные акты, регулирующие с/х деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы - охарактеризовать современное состояние административно-правового регулирования в области управления агропромышленным комплексом. Задачи данной работы: выявить специфику сельского хозяйства как особой производственной отрасли; выявить и охарактеризовать современное правовое регулирование агропромышленным комплексом.

Содержание

1. Введение.
2. Классификация источников аграрного права.
3. Нормативно-правовые основы государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации.
4. Регулирующие документы.
5. Законопроектная деятельность на современном этапе.
6. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение..docx

— 29.68 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО  «Казанская государственная  академия ветеринарной медицины

 имени Н.Э.Баумана».

 

 

 

 

Кафедра экономики и организации  предприятий.

 

 

 

 

Основные законодательные  и иные нормативные правовые акты, регулирующие сельскохозяйственную деятельность.

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 304 группы, ФВМ,

Шестакова О.А.

Работу проверила:

Шагиева А. Х.

 

 

 

                                 

                                           Казань – 2013г.

 

     Содержание.

  1. Введение.
  2. Классификация источников аграрного права.
  3. Нормативно-правовые основы государственного регулирования сельского хозяйства в Российской Федерации.
  4. Регулирующие документы.
  5. Законопроектная деятельность на современном этапе.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Вопросы регулирования сельскохозяйственного  производства являются в России актуальными  в любой исторический период ее развития. Становление рыночной экономики  отнюдь не отменило необходимости государственного воздействия на экономику села, изменились только приоритеты и методы регулирования. Но если в сфере гражданско-правового  регулирования аграрного сектора  России в связи с принятием  Гражданского и Земельного кодексов РФ наступает определенность, то в  сфере публично-правового, а по сути в сфере административно-правового регулирования, еще имеются значительные возможности для улучшения нормативной базы, тем более что аграрный сектор, к сожалению, обойден вниманием правоведов, а монографий и статей по теме - буквально единицы.

Изучая аграрные правовые отношения, юридическая наука особое внимание уделяет учету особенностей сельского хозяйства в правовом регулировании, влиянию права и  законодательства на формирование аграрного  рынка и выведение сельского  хозяйства из кризисной ситуации. Однако наиболее важной остается проблема правовых методов государственного регулирования аграрного производства. Сегодня развитие сельского хозяйства  в нашей стране рассматривается  в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит  о том, что,в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения. Цель данной контрольной работы - охарактеризовать современное состояние административно-правового регулирования в области управления агропромышленным комплексом. Задачи данной работы: выявить специфику сельского хозяйства как особой производственной отрасли; выявить и охарактеризовать современное правовое регулирование агропромышленным комплексом.

 

1. Классификация источников аграрного права.

 

    Современное аграрное право  охватывает две взаимосвязанных  между собой сферы правового  регулирования. Одна из них  – традиционная область аграрных  отношений, складывающихся в сфере  собственно сельскохозяйственной  деятельности при обработке земли,  производстве продукции растениеводства  и животноводства. 
    Другая область отношений, регулируемых аграрным правом, включает в себя деятельность подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве, связанную с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продовольствия. Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений. Аграрная политика государства складывается в форме социальных ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений в деревне, программ решения продовольственного вопроса. 
    Стратегия государства в аграрной политике вытекает из глубоко распространяющихся в аграрном секторе товарно-денежных отношений при наличии тенденций к формированию многоукладной аграрной экономики. Это выразилось в законодательном закреплении земельных участков в частную собственность граждан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общепризнанным международным документам. Аграрное законодательство отдает приоритет такому праву, как право на свободный выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними права на земельную долю. 
    Источники права – это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Специфика источников аграрного права выражается в механизме их законодательного закрепления – они часто служат формой выражения в специальных актах аграрного законодательства, которые не входят ни в одну из основных отраслей законодательства. 
    Большинство норм аграрного права устанавливаются комплексными нормативно-правовыми актами, предназначенными специально для регулирования аграрных отношений. В состав комплексных правовых актов, оформляющих превращение совокупности пограничных правовых институтов в новую комплексную отрасль – аграрное право, входят также нормы гражданского, административного, трудового, иных основных отраслей права. Это комплексный характер правовых норм. В аграрно-правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права. 
    Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве в большой степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества. 
    Санкционирующая деятельность – многообразная правовая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. 
    Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномачивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа. Наиболее распространенной формой источника права являются нормативно-правовые акты. 
    1. Главным источником аграрного права, как и для всех остальных отраслей российского права является Конституция Российской Федерации, которая обладает верховенством над всеми правовыми актами в Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу от 12 декабря 1993 г. Юридическая сила – это способность нормативного акта регулировать общественные от ношения. 
    2. Федеральные конституционные законы (при конкуренции нормативно-правовых актов различной юридической силы применяется тот нормативный акт, который имеет большую юридическую силу) которые комментируют многие положения Конституции РФ, в том числе и связанные с аграрным правом. 
    3. Федеральные Законы. Такие Законы различают по сфере действия: 
       1) общего действия; 
       2) специального действия. 
    Если закон специального действия регулирует общественные отношения иначе, чем закон общего действия, то действует закон специального действия; если закон общего действия регулирует общественные отношения, не урегулированные законом специального действия, то действует закон общего действия; если закон общего действия регулирует отношения, урегулированные законом специального действия, то действует закон специального действия. 
    Среди Федеральных законов, регулирующих аграрные правоотношения, можно выделить такие, как Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», а также кодифицированные нормативно правовые акты, такие как ГК РФ, Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ и другие. 
    4. Подзаконные акты – указы Президента. С 1991 г. президенту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства, с этого момента указы президента приобрели силу законов, это явление стали называть «указным законодательством», а также постановления Правительства РФ, которые также относятся к подзаконным актам. 
    5. Немалую роль в регулировании аграрных правоотношений играют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и локальные акты. Главной особенностью таких актов является то, что они ограничены в применении территориальными признаками. 
    Вопросы, регулируемые такими актами в основном применимы к определенному субъекту РФ по четко обозначенным признакам, например, наличие законодательных актов республик-субъектов РФ, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность в той или иной отрасли (например, для Республики Саха (Якутия)) – животноводства, связано с региональной специализацией по вопросам сельского хозяйства, исходя из природно-климатических условий региона.

 

 

 

 

2.Нормативно-правовые  основы государственного регулирования  сельского хозяйства в Российской  Федерации 

Вопросы производства и сбыта сельскохозяйственной продукции регулирует аграрное законодательство. Его можно отнести к комплексным  отраслям законодательства, как содержащее нормы гражданского, административного, финансового, земельного права и  др.

В научных кругах много лет продолжает обсуждаться вопрос о том, является ли аграрное законодательство самостоятельной  отраслью, поскольку оно «перекрывается»  законодательством других отраслей, не оставляющими для него отдельного места в системе законодательства. В Классификаторе правовых актов, одобренном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511, под № 090.060.000 в самостоятельный раздел выделено законодательство о сельском хозяйстве, а это и есть аграрное законодательство, включающее законодательство о государственном регулировании агропромышленного производства,  о сельскохозяйственных товаропроизводителях, об отраслях сельского хозяйства (животноводство, земледелие, растениеводство и т.п.) и договоры в сельском хозяйстве.

На  сегодняшний день существование  отрасли аграрного законодательства определяется наличием ряда специфических  для сельского хозяйства особенностей, связанных с вопросами законодательного регулирования государственной  поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, продовольственной безопасности страны, необходимостью государственного регулирования  рынка сельскохозяйственной продукции  и т.п.

Дискуссии о необходимости принятия единого  правового акта, например, в виде Основ сельскохозяйственного законодательства, в значительной степени утратили свою актуальность после принятия Федерального закона «О государственном регулировании  агропромышленного производства» (1997), а также Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (2006) – основополагающего  нормативного акта аграрного законодательства. В этом законе урегулированы вопросы  государственной политики в области  сельского хозяйства; формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирования, кредитования, страхования, льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей; осуществления  научной деятельности в сфере  агропромышленного производства; развития социальной сферы села.

Среди законодательных актов, регулирующих право собственности на земли  сельскохозяйственного назначения и их оборот, отдельные виды агропромышленного  производства, а также определяющих статус сельскохозяйственных товаропроизводителей, вопросы охраны сельскохозяйственных земель и повышения их плодородия, финансирования, кредитования, налогообложения в АПК, следует указать: Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003), «О личном подсобном хозяйстве» (2003), «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998), «О сельскохозяйственной кооперации» (1995), «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (2001), «О мелиорации земель» (1996), «О племенном животноводстве» (1995), «О плате за землю» (1991) и др.

Действуют Федеральные целевые программы  «Социальное развитие села до 2010 года»  и «Повышение плодородия почв России».

Рассмотрим  основные направления совершенствования  аграрного законодательства. В период 2004 – 2008 годов в соответствии с  Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации  на 2004 год и  планом  Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере агарного законодательства, был поставлен ряд вопросов, которые должны найти отражение в перечисленных ниже законопроектах. Одной из актуальных задач, требующих скорейшего решения, является приведение актов аграрного законодательства в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации.

1. В соответствии с Основными  направлениями агропродовольственной  политики Российской Федерации  на 2001-2010 годы, одобренными на заседании  Правительства Российской Федерации,  принят комплексный Федеральный  закон «О развитии сельского  хозяйства».

Целью закона является нормативно-правовое обеспечение создания экономических условий для развития сельского хозяйства и аграрных рынков, определение форм  и методов государственной поддержки агропромышленного производства, повышение эффективности использования средств, выделяемых в Федеральном бюджете на АПК.

Закон предусматривает определение и  регулирование экономических условий функционирования аграрных рынков и агропромышленного производства в целом и его основной составной части - сельского хозяйства. В результате реализации закона сельскохозяйственные товаропроизводители получат устойчивое нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений с государством, а при их участии в целевых программах - гарантии взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств.

Проект  федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон "О мелиорации земель" разрабатывается  Минсельхозом России. Изменения в Федеральный закон "О мелиорации земель" направлены на приведение в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации содержания государственного мониторинга земель, а также порядка предоставления земельных участков и возмещения убытков, причиненных нарушением законодательства в области мелиорации земель. Проект призван учесть новые положения и требования российского законодательства об охране плодородия почв, обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на мелиоративных системах, агрохимических мероприятиях при мелиорации, по другим вопросам регулирования правовых отношений в области мелиорации земель.

Проект  федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации "О ветеринарии" предусматривает изменения, касающиеся разграничения полномочий между  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления в области ветеринарии, установления правовых основ осуществления деятельности в данной области, а также регулирования  деятельности ветеринарной службы, органов  государственного управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации в данной области.

Внесение  предлагаемых изменений должно повысить эффективность управления системой органов ветеринарии со стороны  государства и расширить сферу  возможностей государства контролировать процесс, связанный с производством, хранением и реализацией продукции  животного происхождения.

Новая редакция Федерального закона призвана урегулировать основные вопросы  деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений  граждан, определить долгосрочную социальную политику государства по обеспечению  граждан экологически чистыми фруктами, ягодами, овощами собственного производства, созданию загородных баз отдыха индивидуального  и семейного пользования

 

 

 

 

 

 

3.Регулирующие документы.

Директива ЕС «Общеевропейское соглашение по органическому  производству сельскохозяйственной продукции» № 2092/91, принятая 24 июня 1991 г и вступившая в силу в 1993 году, стала основным нормативным актом, регулирующим экологическое  сельское хозяйство.  
Данный документ определяет требования, необходимые для получения сертификата экологического производства, принципы деятельности национальных независимых организаций, осуществляющих сертификацию и контроль, регламентирует работу предприятий по всей технологической цепочке производства (от закупки сырья и материалов до использования и переработки отходов производства, хранения и транспортировки готовой продукции), определяет требования к маркировке экологической продукции.

С момента принятия директивы сектор органического сельского хозяйства  претерпел значительный количественный и качественный рост. Новые тенденции  развития и применение современных  технологий потребовали изменений  и упрощений в законодательстве по органическому производству.

С 1 января 2009 года вступили в силу новые  документы ЕС, законодательно регламентирующие органическое сельское хозяйство: Директива  ЕС по органическому производству и  маркировке органических продуктов  № 834/2007 от 28 июня 2007г. и Директива ЕС № 889/2008 от 5 сентября 2008 г., устанавливающая детальные правила выполнения Директивы ЕС № 834/2007 в части органического производства, маркировки и организации контроля.  
Новые документы значительно расширили и конкретизировали положения предыдущего документа, сохранив его структуру. Кроме того, в новых директивах упростились формулировки, впервые были четко обозначены цели и принципы органического производства, расширена законодательная база, определены правила маркировки органических продуктов.

 

 

 

 

 

 

4.Законопроектная деятельность на современном этапе.

 

  • О законопроектной работе Минсельхоза России в 2010 году.  
  • Распоряжение от 11 января 2011 г. № 1-р «О плане организации законопроектных работ Минсельхоза России в 2011 году» . 
  • Распоряжение от 19 января 2010 г. № 2-р «О плане организации законопроектных работ Минсельхоза России в 2010 году» .
  • Положение о комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.  
  • Комиссия Минсельхоза России по законопроектной деятельности и разработки иных нормативных правовых актов.  
  • Приказ № 210 от 16 апреля 2008 г. "Об утверждении Порядка организации законопроектной деятельности Минсельхоза России"  
  • Мониторинг рассмотрения законопроектов Правительством Российской Федерации и палатами Федерального собрания Российской Федерации  
  • Законопроекты разрабатываемые Минсельхозом России  
  • План – график по разработке Минсельхозом России приоритетных проектов федеральных законов  
  • Архив  
  • Проект Федерального закона «Об аквакультуре»  
  • Распоряжение от 8 декабря 2011 г. № 100-р «О плане организации законопроектных работ Минсельхоза России в 2012 году»  
  • Проект Федерального закона «О генетических ресурсах растений и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»  

Информация о работе Основные законодательные акты, регулирующие с/х деятельность