Особенности сельскохозяйственного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:39, доклад

Краткое описание

Существуют объективные причины, по которым правительства цивилизованных стран вынуждены вторгаться в деятельность агробизнеса, оказывают существенную помощь аграрной сфере экономики. Одно из таких причин - принципиальные особенности сельскохозяйственного производства. Каковы эти особенности? Какова роль государства в регулировании агропромышленнго производства? Что регулируется, а от каких мер воздействия на экономику государство воздерживается в связи с тем, что эти меры могут быть менее эффективными, или с ними лучше справится рынок?

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по экономике.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

       Особенности сельскохозяйственного  производства

       Существуют  объективные причины, по которым  правительства цивилизованных стран  вынуждены вторгаться в деятельность агробизнеса, оказывают существенную помощь аграрной сфере экономики. Одно из таких причин - принципиальные особенности сельскохозяйственного производства. Каковы эти особенности? Какова роль государства в регулировании агропромышленнго производства? Что регулируется, а от каких мер воздействия на экономику государство воздерживается в связи с тем, что эти меры могут быть менее эффективными, или с ними лучше справится рынок?

       Назовем некоторые из них.

       Первое.   В развитых странах имеет место значительный избыток предложений сельскохозяйственной продукции над спросом, что требует вмешательства государства в ценообразование, с целью обеспечения более или менее стабильных цен, благоприятного режима торговли, налогообложения. Иначе колебания цен достигнут значительных размеров что приведет к цикличности производства, кризису. Когда цены повышаются - производство увеличивается, при снижении цен производство сокращается. Поэтому правительства западных стран в результате умелого использования кредитно-финансовой, ценовой и налоговой политики, а так же субсидий влияют на уровень производства продовольствия, занятость, инфляцию. 

       Второе. В условиях технического прогресса и интенсификации сельскохозяйственного производства, с одной стороны, появляется значительная потребность в капитале, с другой - относительно низкая его фондоотдача, что объясняется спецификой отрасли: пространственная рассредоточенность хозяйства, сезонность работ, многообразие форм деятельности, весьма короткий, по продолжительности срок использования техники в течении года. Это свидетельствует о том, что сельскохозяйственное производство является более капиталоемкой отраслью по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.

       В сельском хозяйстве США при 2,5% занятых  сосредоточено 14% всех фондов страны, а  добавленная стоимость на одного работника сельского хозяйства  на 60% меньше, чем в экономике страны в целом. И это понятно. Если в промышленности оборудование используется 1-2 рабочие смены ежедневно, то посевные и почвообрабатывающие машины лишь 10-15 дней в году, уборочные комбайны - 20-30 дней, средства механизации на животноводческих фермах - не более 4 часов в сутки. Причем фермеру нужно несколько видов тракторов, плугов, сеялок, другой техники. Пространственная рассредоточенность сельскохозяйственного производства требует больших вложений в землю. Все это требует более высокого уровня органического состава капитала чем в промышленности. В то же время в силу объективных причин и характера производства вклад отрасли в валовой национальный продукт на одного занятого, рентабельность производства и производительность труда в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях. В США, например, добавленная стоимость на одного работника сельского хозяйства на 60% меньше, чем в экономике в целом. Словом существует объективный динамический закон. Согласно которому динамический состав капитала в сельском хозяйстве должен быть значительно выше, чем в промышленности.

       С помощью рынка эту проблему не решить. К тому же в сельском хозяйстве  разница в сроках затрат и получения  продукции нередко достигает (в  частности в растениеводстве) 10-12 месяцев, а в животноводстве двух и более лет. В таких условиях сельское хозяйство не может конкурировать с другими отраслями народного хозяйства и в цивилизованных странах это понимают.

       Поэтому правительства развитых стран идут на прямое вмешательство в производство, с одной стороны, с целью ограничения частной инициативы путем регулирования производства, например, молока, путем забоя коров, выкорчевки виноградников и садов в условиях перепроизводства ординарного вина и некоторых видов фруктов с соответствующей компенсацией производителям, с другой - с целью стимулирования укрупнения и концентрации производства - прямые государственные субсидии по землеустройству, хозяйственному строительству, приобретению некоторых видов средств производства.

       Третье. Развитые страны относятся к сельскому хозяйству не только как к отрасли, производящей продукты питания, а как к нечто большему. Ведь сельское хозяйство - особая отрасль. Она связана со всеми сферами экономической деятельности, зависит от естественных природных процессов. Это не просто отрасль а элемент особого жизненного уклада около 40 миллионов граждан России. Экономика этой отрасли в решающей степени определяет условия жизни в сельской местности, является гарантом функционирования среды обитания, сохранения природной среды. Не случайно, в странах, где сельское хозяйство функционирует эффективно, где стоит острая проблема реализации избытка продовольствия, государство продолжает оказывать аграрной сфере существенную финансовую помощь, выровнять уровни доходов фермеров с другими категориями населения. Такая политика поддержки состоит не только в субсидировании производства продовольствия (с помощью квот, высоких закупочных цен, щадящих кредитов и т.д.), но и в сохранении местности и природной среды, ландшафта, экологии, закреплении населения в исторических местах обитания, подержании  традиционного образа жизни. Наконец это среда, где еще сохраняются в живом виде народные традиции, где жизнь вписана в исторически освоенный ландшафт, это хранилище основ духовности и нравственности. И как писал С. Миронов «Если мы хотим сохранить собственную идентификацию как единый и великий народ, мы должны позаботится о нашем селе».  Несмотря на то, что механизм государственной поддержки отрасли является чрезвычайно дорогостоящим, правительства цивилизованных стран понимают, что бесконтрольность действия рыночной стихии в сельском хозяйстве неприемлемо, она привела бы к более значительным потерям и оказала бы разрушительное действие на развитие АПК.

       Четвертое.  Эффективность   сельскохозяйственного   производства   в значительной степени зависит от природных и климатических условий, сроков посева и уборки урожая. Нередко засуха, дожди, пыльные бури, другие негативные явления сводят на нет труд крестьян в течение всего года. Особенно это касается сельского хозяйства России, с ее экстремальными условиями. В благоприятные годы увеличиваются валовые сборы растениеводческой продукции, появляется избыток ее предложения над спросом резко снижаются цены, что требует вмешательства государства в обеспечение благоприятного режима торговли, налогообложения, доходности товаропроизводителей.

       Пятое. Во всех отраслях (кроме сельского хозяйства) рост производства продукции достигается при постоянном увеличении объемов всех средств производства. В сельском хозяйстве рост обеспечивается при сокращении числа занятых, при стабилизации, а зачастую и сокращении размера основного средства производства - сельхохугодий, но при более быстром, чем в других отраслях наращивании фондов.

       Шестое. В качестве стимулирующей меры служит развитие и поддержание за государственный счет сельскохозяйственной науки, службы сельскохозяйственной пропаганды и освоения новой техники и технологии. В общем, сложился целый комплекс государственных мер экономического и административного характера по поддержанию рыночного равновесия и  стабилизации сельскохозяйственного производства, которые не могут быть решены традиционными механизмами рынка.

       Седьмое. Спрос на продовольствие является малоэластичен в зависимости от колебания цен. Население относительно стабильно потребляет основные продукты питания и только при резком повышении цен на отдельные продукты питания и снижении реальных доходов оно идет на вынужденное уменьшение потребления. Следует, однако, отметить, что по самому набору продовольственных товаров существуют различия в уровне эластичности спроса в зависимости от цен и доходов. Наибольшие изменения происходят по мясу и мясным изделиям, наименьшие - по хлебу, картофелю, молоку.

       При росте доходов или падении  цен спрос на продовольствие не возрастает в одинаковой пропорции по той причине, что потребление продовольствия определяется двумя одновременно действующими факторами - физиологическим и экономическим, причем их действия далеко не совпадают. Вследствие этого спрос на продовольствие неадекватно реагирует на цены и доходы населения, поэтому политикой цен и доходов можно лишь частично регулировать спрос населения.

       Сельскохозяйственное  производство является относительно малоэластичным в зависимости от цен, в особенности, если колебания цен носят краткосрочный характер. Например, нельзя быстро увеличить производство молока, фруктов. Для того, чтобы вырастить дойную корову или плодоносящий сад, нужны годы. Не сразу начинают действовать факторы интенсификации производства (удобрения, мелиорация). Требуется значительный период времени для приспособления сельского хозяйства к новому уровню цен. Словом, существует временной лаг между изменением цен и соответствующей реакцией сельскохозяйственного производства. Трудность раскрутки маховика всего сельскохозяйственного цикла усугубляется также Необходимостью изменения производства в ресурсосберегающих отраслях, а также в отраслях переработки, агросервиса и др.

       Столкновение  на рынке двух малоэластичных массивов (сельскохозяйственное производство и рынок продовольствия) приводит к непропорционально большим колебаниям цен. При увеличении или уменьшении поставок продовольствия на 1% цены на рынке меняются на несколько процентов, что делает рынок продовольствия, а, следовательно, и цены очень неустойчивыми. Например, в 2003 году при снижении валового сбора зерна по сравнению с 2002 годом на 22,4% цены на зерно возросли почти в три раза (1,8-2,0 до 5,5 тыс. руб. за тонну). Это привело ко многим негативным последствиям. Рост цен на хлеб - это лишь небольшая часть проблем. Главное - нестабильность развития сельского хозяйства. В 2002 году крестьяне получили высокий урожай (86,4 млн.тонн). Однако обвал цен на зерно привел к тому, что у многих товаропроизводителей зерно оказалось убыточным, сократились посевные площади, в 2003 году уменьшился валовой сбор, а цены на зерно выросли в три раза. Эффективность производства животноводческой продукции резко снизилась. Товаропроизводители стали сокращать поголовье, особенно свиней и птицы. Таков результат отсутствия действенной системы государственного регулирования в стране. Всё это мы можем наблюдать и в этом году, если государство до конца не доведёт зерновую интервенцию.

       Таким образом, в аграрной сфере экономики  рыночный механизм не в состоянии  эффективно выполнять свою главную функцию - быть регулятором спроса и предложения и выравнивать обе стороны рынка, не допускать резких скачков цен. Вследствие этого продовольственное хозяйство не является саморегулирующимся. Если отдать все хозяйство на волю стихийных сил ценообразования, то это разрушительно скажется и на производстве, и на потреблении продовольствия, что и произошло с российским сельским хозяйством, резким сокращением душевного потребления продуктов питания.

       Вот почему, пропагандируемый нашими либеральными демократами принцип саморегулирования рынка не соответствует теоретическим принципам его реального функционирования. Требуется внешняя сила, которая   бы   ограничивала  колебания  цен  соответствующими  рамками, оберегая производителя от деструктивного, свободного колебания цен.  

       Итак,    названные    условия    функционирования    аграрной    сферы экономики свидетельствуют о том, что эта сфера объективно не в состоянии конкурировать с другими отраслями народного хозяйства. Это требует иного отношения к сельскому хозяйству со стороны властных структур. Для выравнивания социальных условий, качества жизни городского и сельского населения правительства развитых стран оказывают отрасли финансовую, организационную и политическую поддержку. Такая поддержка рассматривается как обязательный и безусловный элемент государственной политики. Государство стремится выровнять уровни доходов фермеров с другими категориями населения, сохранить сельскохозяйственную местность как образ жизни людей, стимулирует научно-технический прогресс и структурную перестройку агробизнеса, обеспечивает благоприятный режим торговли, налогообложения, осуществляет механизм поддержки цен, минимальный уровень доходности фермеров.

       Перечисленные условия сами по себе достаточно серьезны, чтобы разубедить налогоплательщиков отказаться от идеи бездотационного функционирования сельского хозяйства. Но поскольку налогоплательщики берут на себя функцию существенной поддержки этой сферы экономики, они заставляют свои правительства регулировать развитие этой отрасли в нужном для общества направлении. Это не случайно, те из государств, которые шли по пути развития и укрепления частной земельной собственности, по прошествии времени неизбежно сталкивались с трудно разрешимыми противоречиями, с одной стороны, между требованиями и задачами программ национального развития, с другой - земельными возможностями и финансовыми ресурсами их выполнения, поскольку рентные доходы поступали в карманы земельных собственников, а на пути к земле стаяла непререкаемая воля ее хозяина.  
 
 
 
 

Формирование  земельной территории и организация  использования земли 

Земля- главное средство производства в с/х. Рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение в экономике с/х и страны в целом. Земля в с/х выступает в качестве предмета труда, когда человек воздействует на ее верхний горизонт- почву и создает необходимо условия для роста и развития с/х культур. Земля является и орудием труда, при возделывании растений используются механические, физические и биологические свойства почвы для получения с/х продукции. Земля становится активным средством производства. Все земли РФ составляют единый госудземельный фонд (ЕГЗФ). В соответствии с Конституцией РФ, земля является государственной собственностью государства и представляется только в пользование. В состав ЕГЗФ входят следующие категории -земли с/х назначения; земли промышленной, транспортной, горно-рудодобывающей и других организациями, а также курортов и заповедников; земли городов, поселков и др. насел пунктов; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда ;земли государственного запаса; Наибольшие площади земель закреплены за с/х пред-ми и организациями и местным фондом России .Доля этой категории земель-87,7% всей территории России. Принято различать понятия « общая земельная площадь» и «площадь с/х угодий» Рациональное использование и обеспечение постоянного повышения ее плодородия обуславливают необходимость организации всестороннего количественного учета земель на основе единого земельного кадастра. ГЗК - система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределение по собственникам земли, о категориях земель, а также о качестве характеристик ценности земельных угодий. Ведение ГЗК возложено на комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и установления последствий негативных процессов. Основные задачи мониторинга: 1 .формирование нормативно-правовой, научно-латодической и информационной базы мониторинга земель; 2 ландшафтно-экологическое районирование территории России с выделением Органов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;3.совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель; 4. формирование организации структур мониторинга земель. Показатели эффективности. использования земли: землеотдача выражает отношения стоимости валовой продукции с/х к стоимости земельных ресурсов ; землемкость- это обратный показатель землеотдачи; Объем валовой продукции в расчете на единицу земельной площади; валовой доход в расчете на единицу площади; чистый доход на единицу площади; прибыль на единицу площади.

Информация о работе Особенности сельскохозяйственного производства