Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:17, лекция
Предмет, цели и основные задачи аграрной политики
Цели и задачи аграрной реформы в России
Результаты аграрной реформы
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова
Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК
Конспект лекций на тему: «Предмет аграрной политики»
для студентов экономического факультета очного обучения
преподаватели:
доцент Туманова М.Б.
Каргапольцева А.В.
Улан-Удэ 2004 г.
ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова»
Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК
Конспект лекций на тему: «Предмет аграрной политики»
для студентов экономического факультета заочного обучения
преподаватели:
проф. Туманова М.Б.
Каргапольцева А.В.
Улан-Удэ 2005 г.
Агарная политика это составная часть экономической реформы в целом: перестройка системы планирования, финансирования, ценообразования, земельных отношений, приватизации.
Целью агарной политики является формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, насыщение рынка доступным для всех групп населения продовольствием, а промышленности сырьем, выравнивание доходов и других социальных параметров в сельском хозяйстве с соответствующими показателями в среднем по стране.
Первоочередными задачами Агарной политики являются:
1. Ускоренное восстановление
2. Создание организационно-
3. Улучшение социальных условий жизни на селе.
4. Потребность населения в
Анализируя сложившиеся положения в агропромышленном комплексе, мировые тенденции, можно выделить следующие приоритеты развития на предстоящей десятилетний период: это экономические, инвестиционные, инновационные, институциональные, отраслевые, социальные. Среди наиболее принципиальных выделяется вопрос научно-технического прогресса в АПК. Он будет определять будущее отрасли. В этом отношении в ближайшем десятилетии необходимо решить следующие задачи:
- всемерно содействовать
- существенно усилить работу
по внедрению достижений
Особое внимание следует уделить наиболее важной стратегической проблеме – производству зерна. Ее решение является определяющим не только для АПК, но и для всего народного хозяйства России.
Для этого в предстоящие годы
следует воссоздать систему семеноводства,
осуществить техническое
Одним из принципиальных является вопрос формирования экономического механизма рыночных отношений.
Аграрная реформа неразрывно связана с правовой земельной реформой.
В первые десятилетия существования независимого российского государства происходило и формирование системы российского права, проведения преобразований в сельском хозяйстве.
Конечная цель аграрной реформы
– создание эффективного и высокорентабельного
сельскохозяйственного
Непосредственной
задачей 1 этапа российской аграрной
реформы, начатого с 1990-1991 г.
Было создание равных
1 произвести раздел
имущества и реорганизацию
2 Преобразовать колхозы и совхозы в новые современные формирования
Основные направления развития агарной реформы были изложены в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 годы. В ней предусматривалось создать экономические, нормативные правовые, организационные условия для восстановления производственного потенциала товаропроизводителями АПК.
В результате агарной реформы на селе была сформирована многоукладная экономика, ликвидирована государственная монополия не землю.
К 2000 году в частную собственность было передано около 152 млн.га земли, или 83,7 % селхоз угодий., собтвенниками стали 11,8 млн.владельцев земельных долей – членов 27 тыс. сельхоз предприятий, 279 тыс. КФХ, 44 млн. семей занимающихся садоводством, более 21 тыс. функционируют ГУП и МУП, имеющие 29,4 млн.га.
Однако из-за ускоренного реформирования колхозов и совхозов в ряде случаев изменения коснулись лишь их названия, а производственные отношения остались прежними. Ценовая политика, инфляция, трудности со сбытом продукции, вызванные снижением покупательной способности населения, привели к разрушению ресурсного потенциала сельского хозяйства, к резкому спаду производства. И снижению его экономической эффективности.
За годы реформ поголовье скота и птицы сократилось в 20 раз. Снизились урожайность сельхоз культур и продуктивность животных. В результате производство валовой продукции в РФ сократилось на 45%.
В условиях сокращения отечественного
сельскохозяйственного
Сокращается сельское население России и численность занятых в сельскохозяйственном производстве. Реальные доходы крестьян уменьшились на половину.
Причинами аграрного кризиса являются:
- отсутствие теоретически
обоснованной и детально
- проведение реформы сверху
-резкое сокращение
государственного
- рост неплатежей
- игнорирование сложности
социально-экономических
Для стабилизации состояния сельского хозяйства и АПК в целом: необходимо сосредоточить усилия на создании условий и среды, в которых могут эффективно работать и коллектиные предприятия и индивидуальный сектор. Для достижения поставленных целей государство обязано заложить правовую основу для работы аграрного рынка, выступать в качестве регулятора и наблюдателя ( проводить мониторинг) и контроль, а также разработать стандарты хозяйственной деятельности. При этом государство должно работать в следующих направлениях: восстановление управляемости АПК, активная финансово-кредитная политика, устранение ценового диспаритета, развитие систем лизинга.
Для решения этой проблемы
необходимо принять федеральную
программу, направленную на упорядочение
ценовых отношений между
- государственной регулирование цен на продукцию естественных монополий
- применение закупочных цен и товарных интервенций
- разработка и использование ценовых цен ( нормативных индикаторов) как основы регулирования соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию других отраслей.
- применение гарантированных цен и залоговых ставок
- дотации и компенсации
на сельскохозяйственную
-защита отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке
Для этого необходимо:
прежде всего реструктурировать
долги сельскохозяйственных товаропроизводителей
перед федеральным бюджетом и
государственными фондами; решить вопрос
о просроченной задолженности
Перечисленные меры относятся как федеральному так и к региональному уровням.