Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:10, курсовая работа
Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства. Оно производит продукты питания для населения, сырьё для перерабатывающей промышленности, обеспечивает и другие нужды общества. Поэтому, актуальной проблемой в настоящее время является проблема дальнейшего повышения уровня эффективности отрасли.
Обобщающим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия
Введение 4
1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия 5
1.1 Рентабельность как результативный показатель деятельности 5
1.2 Показатели рентабельности 6
1.3 Резервы повышения рентабельности 7
2. Анализ рентабельности предприятия ЗАО "Солнечное" 10
2.1 Краткая природная и экономическая характеристика
ЗАО "Солнечное"
10
2.2 Анализ показателей рентабельности в ЗАО "Солнечное"
в динамике за 2009-2011 гг.
18
2.3 Факторный анализ рентабельности производственной
деятельности и продаж
21
3. Пути повышения уровня рентабельности в ЗАО "Солнечное" 26
Выводы и предложения 32
Список использованной литературы 34
Содержание
Введение |
4 |
1. Теоретические основы
анализа рентабельности |
5 |
1.1 Рентабельность как
результативный показатель |
5 |
1.2 Показатели рентабельности |
6 |
1.3 Резервы повышения |
7 |
2. Анализ рентабельности
предприятия ЗАО "Солнечное" |
10 |
2.1 Краткая природная и экономическая характеристика ЗАО "Солнечное" |
10 |
2.2 Анализ показателей рентабельности в ЗАО "Солнечное" в динамике за 2009-2011 гг. |
18 |
2.3 Факторный анализ деятельности и продаж |
21 |
3. Пути повышения уровня рентабельности в ЗАО "Солнечное" |
26 |
Выводы и предложения |
32 |
Список использованной литературы |
34 |
Введение
Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей народного хозяйства. Оно производит продукты питания для населения, сырьё для перерабатывающей промышленности, обеспечивает и другие нужды общества. Поэтому, актуальной проблемой в настоящее время является проблема дальнейшего повышения уровня эффективности отрасли.
Обобщающим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. На основе анализа рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
В настоящее время в России в условиях кризиса наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства, что означает убыточность многих хозяйств. Поэтому анализ рентабельности предприятия является одним из важнейших направлений анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Целью данной курсовой работы является проведение анализа и выявление путей повышения рентабельности в ЗАО "Солнечное" Шербакульского района. Для реализации поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия
1.1 Рентабельность как
результативный показатель
Развитие общества на любом историческом этапе связано с производством материальных благ и характеризуется непрерывным, постоянно повторяющимся процессом, или воспроизводством.
Всякое производство продукции связано с определёнными издержками, поэтому обществу не безразлично, ценой каких трудовых и материальных затрат оно будет достигнуто. В условиях дефицита ресурсов важнейшей задачей становится обоснование способов их рационального использования, сокращения трудовых, материальных и финансовых затрат на производство единицы продукции, минимизация издержек производства. [4]
В современных условиях дороговизны кредитов, предоставляемых банками, прибыль является важнейшим источником получения необходимых предприятию денежных средств для осуществления его производственной и социальной политики. Исходя из этого, актуальный на сегодняшний день анализ прибыли и рентабельности предприятия призван выявить возможности его самофинансирования.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и пр.), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [7]
Таким образом, рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса или хозяйственной деятельности предприятия.
1.2 Показатели рентабельности
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.[1]
Нет единого подхода к классификации показателей рентабельности. По одной из них основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
а) показатели, рассчитанные на основе прибыли (дохода);
б) показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
в) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженным в отчетности предприятия. При расчете показателей данной группы в знаменателе используется показатель объема продаж, а в числителе - один из показателей прибыли: от реализации, балансовая, налогооблагаемая, чистая.
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал; затраты на производство и реализацию продукции (можно рассчитать для всей продукции и отдельных ее видов); основные средства и др. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель балансовой прибыли, а в знаменателе, один из показателей: все производственные активы, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал, основные средства и т.д. [8] Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов; потенциальных инвесторов и кредиторов интересует отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей интересует доходность акций и т.д. .[6]
Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. При расчете показателей данной группы в числителе используется показатель чистого притока денежных средств, а в знаменателе - один из показателей: объем продаж, совокупный капитал, собственный капитал и т.д. Данные показатели рентабельности дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.
Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком "здоровья" экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии.[8]
1.3 Резервы повышения рентабельности
Определяющим в содержании понятия "рентабельность предприятия" является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли.[5] Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.
Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Ее предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Факторы рентабельности сельскохозяйственного производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы – такие, которые оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные - на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.
Таким образом, определение резервов повышения рентабельности сельскохозяйственного производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции. [2]
2. Анализ рентабельности предприятия ЗАО "Солнечное"
2.1 Краткая природная и
экономическая характеристика З
ЗАО "Солнечное" находится в степной зоне Омской области. Оно расположено в 20 км от районного центра поселка Шербакуль и в 85 км от областного центра г. Омска.
Климат района, в котором расположено хозяйство, резко - континентальный с продолжительной суровой зимой, теплым непродолжительным летом, короткой весной и осенью. Безморозный период 115-120 дней, глубина промерзания почвы в пределах 200-250 см. Средняя температура самого холодного месяца января - от - 19° до - 24°С, а средняя температура самого теплого месяца июля - от +18° до + 20°С. Годовая норма осадков около 300 мм, основная их часть выпадает в летний период, с максимумом в июле. Летние осадки особенно неустойчивы, что обуславливает довольно частую недостаточную влагообеспеченность культурных растений.
Рельеф спокойный и позволяет механизировать все сельскохозяйственные работы в полеводстве. Почвы в основном черноземные и суглинистые, кроме того, в понижениях равнины находятся пятна солончаков. Также почвы характеризуются неоднородностью, податливостью к ветровой эрозии.
А теперь дадим экономическую характеристику рассматриваемому хозяйству.
Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня специализации.
Данные таблицы 1 позволят рассчитать коэффициент специализации и определить направление деятельности предприятия.
Информация о работе Пути повышения уровня рентабельности в ЗАО "Солнечное"