Ремонт системы охлаждения двигателя Д-240

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Система охлаждения – это комплекс, служащий для принудительного отвода чрезмерного тепла от нагретых деталей дизеля и вывода его в атмосферу. И поддержания температуры в оптимальных значениях, для наилучших показателей работы трактора.

Содержание

Ремонт системы охлаждения двигателя Д-240…………….2

Система охлаждения

Состав системы охлаждения…………………………...............3

Водяной насос

Радиатор

Вентилятор………………………………………………………4

Рубашка охлаждения

Трубопроводы

Термостат

Состав водяного насоса…………………………………………5

Охлаждающая жидкость………………………………………...6

2.Работы выполняемые при ЕТО, ТО-1,ТО-2,ТО-3,СТО……..7

Проверка системы охлаждения

Промывка системы охлаждения………………………………..8

Уход за системой охлаждения

3. Характерные неисправности С.О……………………………9

4. Техника безопасности……………………………………….10

Вложенные файлы: 1 файл

Система охлаждения.docx

— 162.45 Кб (Скачать файл)

                           Содержание:

  1. Ремонт системы охлаждения двигателя Д-240…………….2

    Система охлаждения

    Состав системы  охлаждения…………………………...............3

   Водяной насос

   Радиатор

   Вентилятор………………………………………………………4

   Рубашка охлаждения

   Трубопроводы

   Термостат

   Состав  водяного насоса…………………………………………5

   Охлаждающая жидкость………………………………………...6

   2.Работы выполняемые при ЕТО, ТО-1,ТО-2,ТО-3,СТО……..7

   Проверка  системы охлаждения

   Промывка  системы охлаждения………………………………..8

   Уход  за системой охлаждения

   3. Характерные неисправности С.О……………………………9

   4. Техника безопасности……………………………………….10 
 
 

 

   

Ремонт  системы охлаждения двигателя Д-240.   

Система охлаждения – это комплекс, служащий для принудительного отвода чрезмерного тепла от нагретых деталей дизеля и вывода его в атмосферу. И поддержания температуры в оптимальных значениях, для наилучших показателей работы трактора.  

 При сгорании  рабочей смеси внутри камеры  сгорания цилиндров трактора  МТЗ температура газов достигает  грозной отметки в 1900-2000 °С.. Газы  выполняют работу: толкают поршень,  что приводит к  вращению коленчатого вала дизеля Д-240. При этом газы рабочие остывают. Но до полного остывания и выброса в выхлопную систему, они взаимодействуют и со стенками цилиндров, сильно нагревая их. Совокупность температур, общий тепловой фон двигателя трактора МТЗ именуется как температурный режим работы. 

  Температурный режим работы двигателя (Д-240, Д-243 и других модификаций) очень важен для бесперебойной работы. Эксплуатация дизеля при правильном температурном режиме, позволяет значительно увеличить ресурс двигателя и избавить от частых поломок. Нарушение режима в сторону увеличения или же уменьшения рабочей температуры, приводит к значительному снижению мощности, перерасходу топлива, выплавлению коренных и шатунных вкладышей, заклинивание двигателя. И так вплоть до полного выхода из строя двигателя. Так как это сопровождается механическим разрушением многих деталей, ремонт обойдется в копеечку. 

Для трактора МТЗ-80, МТЗ-82 оптимальный температурный  режим это работа дизеля при температуре 85-95 °С. Для поддержания этой температуры  двигатель имеет систему охлаждения (СО) закрытого типа, в которой  рабочим агентом является жидкость. Жидкость циркулирует по системе  охлаждения и нагревается от цилиндров  дизеля и других горячих деталей. Затем отдает тепло в окружающую среду (воздух).

 

   Состав  системы охлаждения 

 

   Система охлаждения двигателей Д-240 и их модификация  состоит из следующих  элементов.

    Водяной насос  Д-240 центробежного типа с патрубками. Для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения .

    Радиатор пластинчатого типа, который необходим для отдачи тепла от охлаждающей жидкости в воздух.

    Вентилятор при вращении, которого, обеспечивается прогон воздуха между пластинами и трубками радиатора системы охлаждения.

    Рубашка охлаждения блока цилиндров дизеля. Это двойные стенки цилиндров и головок,  в которые залита охлаждающая жидкость.

    Трубопроводы для передачи жидкости от двигателя к теплообменнику (радиатор) и в обратном порядке. 

    Термостат, который косвенным образом регулирует интенсивность охлаждения двигателя Д-240.

В системе  два круга циркуляции жидкости - большой и малый (двухконтурная система). В большой круг входят рубашка охлаждения блока цилиндров дизеля, водяной насос МТЗ (помпа Д-240), радиатор, термостат. В малом круге присутствуют рубашка охлаждения блока цилиндров дизеля, водяной насос (помпа Д-240) , термостат. Термостат при холодном запуске дизеля отключает от циркуляции большой круг и переключает на малый круг. Это делается  для быстрого запуска холодного двигателя. 

    Водяной насос входит в систему охлаждения двигателя. Он необходим для принудительного циркулирования  охлаждающей жидкости в системе охлаждения сельхозтехники (равномерной прокачки тосола). На тракторах и грузовых автомобилях водяные насосы конструктивно объединены с вентиляторами и имеют общий привод или же приводятся от вентилятора посредством приводного клиновидного ремня (иногда зубчатой передачи).

    В состав водяного насоса входят:

    1. Болт.
    2. Болт.
    3. Шайба.
    4. Манжета.
    5. Каркас внутренний.
    6. Каркас наружный.
    7. Пружина.
    8. Обойма.
    9. Кольцо скольжения.
  1. Подшипник шариковый.
  1. Кольцо упорное.
  2. Кольцо уплотнительное.
  3. Корпус.
  4. Корпус водяного насоса.
  5. Втулка.
  6. Кольцо упорное.
  7. Шкив водяного насоса.
  8. Кольцо стопорное.
  9. Крыльчатка.
  10. Заглушка.
  11. Шайба.
  12. Гайка.
  13. Шпонка.
  14. Пробка.
  15. Штуцер.
  16. Патрубок водяного насоса.
  17. Прокладка.
  18. Шайба.
  19. Болт (крепление патрубка)
  20. Прокладка.
  21. Болт.
  22. Шайба.
  23. Вентилятор.
  24. Ремень.
   

   Посредством клиноременной  или зубчатой передачи (сельхозтехники или автомобилей) вал, вращающийся  в подшипниках, передает вращение на крыльчатку с лопастями. Через подводящий патрубок охлаждающая жидкость поступает в корпус водяного насоса и вращающая крыльчатка лопастями равномерно нагнетает тосол через отводящий патрубок в водяную рубашку двигателя системы охлаждения  трактора или грузовика. Таким образом, после водяного насоса возникает избыточное давление, которое заставляет "тосол" циркулировать по большому кругу или малому (при запуске), унося избыточное тепло от блока цилиндров мотора и через радиатор, отдавая в атмосферу.

Система охлаждения (СО) –  охлаждающая жидкость.

  

  Безотказную работу дизеля в нужном температурном режиме гарантируют два фактора: количество и качество охлаждающей жидкости, которая циркулирует в системе охлаждения трактора МТЗ. То есть если просто залить жидкость в радиатор мотора, то это не будет гарантировать качественное охлаждения. 

  Оптимальной жидкостью для дизеля является тосол. «Тосол» — торговая марка охлаждающей жидкости, которая выпускалась в советскую эпоху. Сегодня тосолом часто называют любую охлаждающую жидкость. Тосол это смесь следующих компонентов: вода, антифриз, присадки. Присадки тосола необходимы для уменьшения коррозии системы охлаждения и саму жидкость от термохимического разрушения. Антифризом в тосоле является этиленгликоль.  

  В виде исключения можно использовать и воду. Вода должна быть мягкой (дождевая или талая). От жесткой воды на стенках системы охлаждения интенсивно осаждается накипь. Что в свою очередь приводить к сильному ухудшению качеству охлаждения. Жесткую воду в принципе можно смягчить, добавив в воду кальцинированную соду 10 г на 10 литров воды. 

  Второй фактор - количество тосола  в системе охлаждения. В верхнем бачке радиатора уровень тосола должен быть на 50 мм ниже заливной горловины. Если выше, то, нагреваясь и расширяясь в процессе работы трактора, тосол вытечет, загрязняя окружающую среду и сам двигатель. Если уровень тосола ниже нормы, то охлаждающей жидкости просто не хватит для качественного охлаждения, что приведет к постоянному перегреву двигателя, даже без нагрузки.

2.Работы  выполняемые при  ЕТО, ТО-1,ТО-2,ТО-3,СТО.

ЕТО: через -10 м/ч.

ТО-1: через 250 ч.

ТО-2: через 500 ч.

ТО-3: через 1000 ч.

СТО: один раз в 2 года.

 

 Проверка  работы системы охлаждения.

 

 Необходимо периодически проверить натяжения приводного ремня, идущего на водяной насос. Необходимо взяться за ремень рукой на большой его и нажать с усилием около 4 кг. Прогиб ремня должен составлять от 15 до 22 мм. При слабом натяжении, помпа 240-1307010А-02 будет работать не в полную силу (из-за проскальзывания приводного ремня по шкиву водяного насоса). Результатом, как вы догадываетесь, будет перегрев мотора. 

  Периодически проверяйте состояние пробки заливной горловины радиатора. В пробке присутствует особый клапан, герметизирующий систему охлаждения трактора МТЗ. Система охлаждения «дышит», то есть при нагревании тосола или его кипению,  образовавшиеся пары выкидывает через клапан, снимая избыток давления в системе. При неисправности клапана жидкость из-за избыточного давления начинает искать слабые места в системе, протекает в сальники помпы, выводя из строя сальники. Тосол вытекая, пачкает водяной насос и загрязняет окружающую среду.

 

 Промывка  системы охлаждения.

 

   Желательно,  каждые 2 000 моточасов работы промывать  систему охлаждения дизеля. Независимо от разновидности охлаждающей жидкости, со временем  охлаждающая жидкость загрязняется, меняет свой химический состав и становится непригодной. Старый тосол необходимо слить, промыть систему и залить необходимое количество свежего тосола. 

  При промывке в радиатор через заливную горловину заливают 2 литра керосина, затем заливают раствор соды (50 г соды на литр чистой воды). Мотор должен проработать на этой промывочной жидкости 10-12 часов. Затем она сливается, и радиатор промывается чистой водой.  

  Не забывайте о сухой чистке радиатора сжатым воздухом! Из-за особенности строения радиатора (пластинчатое строение с маленьким зазором между пластинами) пыль, грязь, мусор, солома забивает пластины теплообменника, снижая способность к охлаждению. 

  Многие трактористы при выходе из строя термостата, выбрасывают его из системы охлаждения. Такие действия приводят к нарушению температурного режима эксплуатации мотора, то есть к потере мощности, перерасходу топлива и прочим неприятностям и поломкам. Подумайте о том, что за ремонт платить придется куда больше, чем на покупку нового термостата.

    Уход  за системой охлаждения.

Для нормальной работы системы охлаждения двигателя  выполняйте следующее:

1.  Заполняйте систему охлаждения чистой мягкой водой, лучше всего дождевой (снеговой). Жесткую воду смягчайте кипячением или добавкой б—7 г каустической соды или 10—12 г кальцинированной соды на 10 л воды.

2.  Заполняйте радиатор до уровня горловины верхнего бака и при работе не допускайте понижения уровня воды ниже, чем на 8 см от верхней плоскости заливной горловины.

3.  Следите за температурой воды (75—-95° С). Не разрешается работать при кипении воды в радиаторе.

4.  При повышении температуры воды выше нормальной проверьте уровень воды в радиаторе, герметичность радиатора, натяжение ремня вентилятора и чистоту сердцевины радиатора.

5.  Не допускайте течи воды в шланговых соединениях и через сальник крыльчатки водяного насоса (рис. 21). При появлении течи из дренажного отверстия водяного насоса замените уплотняющую шайбу сальника крыльчатки.

6.  Следите за правильным натяжением ремня вентилятора.

Информация о работе Ремонт системы охлаждения двигателя Д-240