Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:04, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов трансформация аграрной сферы экономики России. Агробизнес.
Задачи работы:
- рассмотреть трансформационные процессы в экономике россии;
- описать приоритетный национальный проект «РАЗВИТИЕ АПК»: проблемы и перспективы;
- описать аграрную политику России в XXI веке: вызовы и перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1 История развития АПК в России
1.2 Влияние методов государственного управления на сельскую экономику
1.3 Трансформация аграрного сектора России: опыт, проблемы, перспективы
ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1 О проекте «Развитие аграрно-промышленного комплекса»
2.2 Итоги нацпроекта в 2008 году
ГЛАВА 3 АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Аграрная политика: основные вызовы времени
3.2 Направления развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-создание и модернизация животноводческих ферм на 500 тыс. голов
-расширение доступности кредитных ресурсов:
-государственное
К 2008 г. ожидается увеличение производства молока на 4,5 %, мяса - на 7 %.
-модернизация и техническое перевооружение 10- 12% животноводческих комплексов, закупка высокопродуктивного племенного скота
-развитие лизинга техники, оборудования, закупка племенного скота:
-увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» на 8 млрд. руб. в целях:
-поставки в 2006 - 2007 годах
по лизингу техники и
-закупки до 100 тыс. голов
высокопродуктивного
-увеличение производства мяса на душу населения до 30,3 кг (на 23 %),
-повышение производительности труда в мясном животноводстве.
-совершенствование таможенно-
2. Развитие малых форм
хозяйствования в
Пути решения:
-увеличение объемов
-расширение материально-
-фермерские хозяйства в 2006 году смогут воспользоваться беспроцентным кредитом - для них предусмотрено 95-процентное субсидирование кредитной ставки. Остальные 5 % могут быть погашены за счет региона.
В результате этого планируется привлечь до 20 млрд. рублей кредитов коммерческих банков ежегодно (объем субсидий: 2006 г. - 2,9 млрд. руб., 2007 г. - 3,67 млрд. руб.).
-создание мощностей для
реализации продукции
-развитие заготовительных
и снабженческо-сбытовых
-создание и модернизация
инфраструктуры обслуживания
-увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 2 млрд. рублей за два года для привлечения до 10 млрд. рублей инвестиций.
-создание 550 производственных
кооперативов по первичной
-развитие производственных
мощностей переработки
-формирование и расширение
мощностей переработки
-увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 4,1 млрд. рублей за два года в целях привлечения инвестиций на общую сумму 16,1 млрд. рублей.
-создание 1000 заготовительных
снабженческо-сбытовых
-развитие системы сельской кредитной кооперации:
-увеличение в 2006-2007 годах
уставного капитала ОАО «
-вовлечение в систему
земельной ипотеки 5000 хозяйств со
средним
наделом земли 100 га
-формирование системы
земельно-ипотечного
совершенствование инфраструктуры земельно-ипотечной системы; увеличение в этих целях уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 1,3 млрд. рублей. Планируемый объем привлеченных инвестиций - 7,7 млрд. рублей за два года.
2.2 Итоги нацпроекта в 2008 году
По данным Росстата за 11 месяцев 2008 года
в сельхозпредприятиях реализация скота
и птицы на убой возросла на 9% и составила
3350 тыс. тонн, из них: свиней – на 13,5%, птицы
– на 18,4%, овец и коз – на 14,5%. На 1 декабря
2008 года в сельхозпредприятиях численность
крупного рогатого скота составила 10,5
млн. голов или 95,6% к соответствующей дате
прошлого года, в том числе коров – 4,1 млн.
голов (95%), свиней – 8,3 млн. голов (115%), овец
и коз – 4,2 млн. голов (98,4%) и птицы – 256,0
млн. голов (107 %).
Как отметил министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев нацпроект «Развитие АПК» затронул животноводство, фермерские и крестьянские хозяйства. За год производство мяса в целом по стране выросло более чем на 4%, причем в свиноводстве - на 7%, а в птицеводстве - на 16%. Если раньше надои молока только падали, то теперь произошел перелом - пусть 0,5%, но это уже рост.
Аграрный нацпроект дал толчок развитию малых форм хозяйствования. По итогам года общий объем заимствований – 36,5 млрд рублей (за весь 2007 год – 3,4 млрд рублей). Выдано 160 тыс. кредитов (за весь 2007 год – 2,5 тыс.). Кредитование крупных хозяйств выросло почти на 50%, фермеров – на 300%.
В рамках нацпроекта предусмотрено льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов – это поддержка в первую очередь тех, кто готов к долгосрочным инвестициям. По итогам 2008 года выдано около 50 млрд рублей восьмилетних кредитов (на 20% больше, чем было запланировано). За счет кредитных ресурсов идет строительство и реконструкция более 1240 животноводческих комплексов. По лизингу поставлено более 50 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и оборудование для содержания 185 тыс. голов скота.
Также предусмотрена поддержка потребительских кооперативов, которые смогут расширить возможности реализации произведенной продукции. В 2008 году было создано около 970 кооперативов – вдвое больше запланированного.
Серьезные изменения происходят на животноводческих комплексах. Появились принципиально новые технологии, повышающие производительность.
Подводя первые итоги, можно отметить, что говорить о кардинальном улучшении ситуации в отрасли все же не приходится. Численность поголовья скота только приближается к уровню начала 90-х годов прошлого века. Единственное и неоспоримое достижение проекта АПК состоит в том, что приостановлено падение производства и скатывание к прямой продовольственной зависимости от зарубежных стран.
Все же, ряд экспертов указывают на основное противоречие нацпроекта – поддержку конкурирующих секторов: крупных агрохолдингов с одной стороны и малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов с другой. И где же здесь приоритет?
Как прежде, сохраняется проблема контроля использования кредитных ресурсов: многие компании, получившие кредиты в рамках нацпроекта не успевают во время освоить выделенные средства. Что касается чиновников, отрадно отметить, что отчеты министерств и ведомств по реализации нацпроекта носят публичный характер, в то же время делаются они зачастую с большим опозданием.
Перспективы развития нацпроекта
Вообще нацпроект «Развитие АПК» проявил тенденцию к разрастанию, все новые сферы оказываются вовлеченными в сферу государственных приоритетов. Начиная с 2007 года, в нацпроект включены нетрадиционные для России овцеводство, северное оленеводство и табунное коневодство, а так же развитие промышленного рыбоводства и племенное дело.
Государственная поддержка племенного животноводства будет способствовать стабилизации численности крупного рогатого скота. В 2010 году из федерального бюджета предлагается выделить дополнительно средства в размере 1325 млн руб., что позволит племенным предприятиям расширить воспроизводство племстада и увеличить поставки племенного молодняка на внутренний рынок, а также увеличить реализацию молодняка племенных животных по сравнению с 2009 годом на 15%. Для решения поставленных выше задач приоритетный национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства» будет расширен за счет субсидирования 5-летних кредитов на приобретение племенного скота, технологического оборудования для животноводства и развитие аквакультуры, что является дополнительным финансовым механизмом.
Включение в нацпроект «Развитие АПК» новых направлений требует, в соответствии с письмом министерства сельского хозяйства РФ, внесения изменений в региональные программы и сетевые графики по реализации нацпроекта. Теперь в них должны быть отражены параметры софинансирования дополнительных мероприятий из средств бюджетов субъектов РФ и контрольные целевые показатели реализации дополнительных мероприятий на 2010 год.
Для этого регионам необходимо до 1 февраля подписать дополнительные соглашения с Минсельхозом и представить расчет контрольных целевых показателей реализации нацпроекта по новым направлениям.
Таким образом, приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:
-«Ускоренное развитие животноводства»;
-«Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
-«Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Это станет возможным за счет:
- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;
- роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;
- совершенствования мер
таможенно-тарифного
Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Это предполагается достичь путем:
- удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
- развития инфраструктуры
обслуживания малых форм
Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
ГЛАВА 3 АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Аграрная политика: основные вызовы
времени
Проанализировано состояние аграрного
сектора России, сделан вывод о необходимости
его опережающего развития. Отмечены особенности
нынешнего периода функционирования российского
АПК с учетом современных земельных отношений,
объективной необходимости государственной
поддержки агропроизводства и перспектив
наиболее эффективных организационно-правовых
форм хозяйствования. Дан прогноз его
развития по инерционному и инновационному
вариантам.
Аграрная политика - понятие объемное. Оно включает аспекты экономической, социальной, институциональной, земельной, экологической, технологической и других сфер политики. Хотелось бы несколько отойти от часто используемой схемы, анализа и оценки количественных параметров, представить аграрный сектор России в настоящем и будущем. Каковы особенности современного периода функционирования АПК? Из общего их числа назовем только три.
Первая. Можно было бы ожидать, что после жестокого XX века должен наступить более спокойный и социально ориентированный длительный период. Однако такой прогноз оказался излишне оптимистичным. Процессы глобализации, изменение политической карты мира привели к множеству противоречий, конфликтов и экономических войн.
Становится все более очевидным, что мировое хозяйство вступает в новую полосу кризисных процессов. К энергетическим сложностям, вызванным ростом потребления энергоресурсов на производственные и социальные нужды, которое привело к их многократному удорожанию, особенно нефти, периодически повторяющимся финансовым "провалам", прибавилась, может быть, наиболее опасная - продовольственная проблема.
В результате продовольствие стало оружием не только конкурентных, но и политических войн.
Наблюдается процесс прозрения. В России уже "разрешается" употреблять термины "продовольственная безопасность", "продовольственная зависимость" и другие. Более того, предложено подготовить проект федерального закона "О продовольственной безопасности" и скоро его концепция будет рассматриваться на высоком уровне. Следует отметить, что первый вариант такого закона разработан еще в 1994 г., но в последующем не подписан президентом. Время для АПК и страны было с большим уроном потеряно. Вместе с тем в мире вопросы продовольствия обострились до предела. В одних государствах это привело к малоуправляемому росту цен, в других - его просто не хватает. Каково положение в России? К сожалению, стране потенциально грозит и то, и другое.
С одной стороны, лишь небольшая доля населения страны имеет возможность питаться согласно медицинским рекомендациям, дифференцированным по возрасту, характеру работы, региональным особенностям и традициям. В целом же по России ниже норм, рекомендованных Институтом питания АМН еще на 1990 г., потребляют хлеба и хлебопродуктов 40% населения, мяса и мясопродуктов - примерно 70, плодов - 80%, а молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых, а также масел растительных и других жиров - абсолютное большинство. Конечно, судя по уровню доходов, около 20% россиян могут обеспечить для себя здоровый тип питания, но этого, видимо, не делают, у остальных же - не позволяют располагаемые ресурсы.
Информация о работе Рыночная трансформация аграрной сферы России