Стратегия развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в Российской Федерации на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:
обеспечение потребности населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;
повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;
эффективное импортозамещение на рынке и создание развитого экспортного потенциала;
устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения.

Содержание

Паспорт Стратегии
Основные положения
Анализ текущего состояния селекции и семеноводства. Основные направления развития селекции
и семеноводства Российской Федерации на период
до 2020 г.
Основная системная проблема, ожидаемые результаты реализации Стратегии, анализ рисков, влияющих на долгосрочное развитие селекции и семеноводства
Цели и задачи. Определение целевых индикаторов. Оценка ожидаемого результата
Механизмы достижения поставленных целей
Инерционный сценарий
Инновационный сценарий
Распределение ответственности по реализации Стратегии
Сроки и этапы реализации стратегии
Система селекции и семеноводства Российской Федерации
Организация системы селекции и семеноводства в Российской Федерации
Развитие селекции в Российской Федерации
Формирование, учет и использование генетических ресурсов Российской Федерации
Развитие семеноводства в Российской Федерации
Материально-техническое переоснащение находящихся в ведении Минсельхоза России федеральных государственных учреждений, выполняющих услуги в области селекционных достижений и семеноводства
Бюджет Стратегии

Вложенные файлы: 1 файл

семеновод.doc

— 295.92 Кб (Скачать файл)

Партии остальных сортов и гибридов должны проходить сортовую и семенную экспертизу с оформлением соответствующих документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества.

Сортовая и семенная экспертиза должна проводиться компетентными юридическими лицами с привлечением для апробации посевов и отбора проб компетентных физических лиц.

Необходимость сортовой и семенной экспертизы, представляющей собой объективную качественную оценку конкретной партии семян, обусловлена особыми свойствами семян как товара:

  1. семена проявляют свои свойства только после их высева и для доказательства несоответствия их заявленным свойствам (сортовым и посевным качествам) сами семена невозможно предъявить;
  2. время между покупкой семян и проявлением свойств сорта достаточно продолжительно (для однолетних культур - до 1 года, для многолетних культур - до 8 лет);
  3. необратимость изменений семян (набухание -  прорастание -  вегетация растения - созревание нового урожая);
  4. свойства каждой партии семян индивидуальны (разные условия выращивания, хранения, транспортировки и т.д.);
  5. являются живым объектом, взаимодействующим с окружающей средой и изменяющим свои свойства;
  6. документы, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян, являются единственной доказательной базой в суде.

Семена, поступающие из-за границы, должны иметь документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества. Сортовые качества в основном определяются методом полевой апробации, поэтому если апробация не проведена, то время упущено. Посевные качества включают в себя всхожесть, энергию прорастания, массу 1000 семян, поражение семян болезнями и вредителями, засоренность семенами сорняков. Без первых трех показателей невозможно определить норму высева семян. Отсутствие оценки поражения семян болезнями и вредителями может привести к эпифитотиям, и оценки засоренности - распространению сорняков.

Требование о предъявлении документов о сортовых и посевных показателях качества семян на границе Российской Федерации не приведет к дополнительным финансовым нагрузкам для импортеров, так как производитель всегда производит проверку их качества. Результаты оценки качества семян определяют их дальнейшее использование. Признание этих документов на территории Российской Федерации без дополнительной проверки, должно происходить при условии заключения международного договора между страной-экспортером и Российской Федерацией.

Для обеспечения государственного надзора за исполнением законодательства в области селекции и семеноводства потребуется определение Правительством Российской Федерации соответствующего   федерального органа исполнительной власти, а также повышение уровня административной ответственности физических, юридических и должностных лиц за нарушения данного законодательства. 

Система селекции и семеноводства в современных условиях может управляться через ассоциацию селекционеров и семеноводов, которая будет отстаивать интересы ее членов, создавать им преференции на рынке семян, выстраивать взаимоотношения между участниками системы,  определять потребность тех или иных сортов на каждом этапе размножения, размещать заказы на семена, отслеживать своевременную выплату вознаграждений обладателям патентов на селекционные достижения, следить за законностью операций с семенами.

 

9.2. Развитие селекции в Российской Федерации

 

Для перехода селекции Российской Федерации на инновационный уровень развития необходимо выделение финансовых средств  
на  переоснащение и модернизацию материально-технической базы селекционных центров, на осуществление селекционного процесса  
на современном технологическом уровне и подготовку научных кадров.

Это позволит (табл.4):

  1. разработать 196 современных биотехнологических и селекционных методов создания сортов и гибридов сельскохозяйственных растений (в т.ч. в 2011 г. - 13,  2020 г. - 40);
  2. создать 1950 современных сортов и гибридов (в т.ч. в 2011 г. - 258, 2020 г. - 277);
  3. разработать 95 современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур (в т.ч. в 2011 г. - 13, 2020 г. - 42).
  4. подготовить 820 научных кадров (в т.ч. в 2011 г. - 70, 2020 г. - 80)

 

Табл. 4

 

Прогноз развития селекции в Российской Федерации

 

Мероприятия

Факт

г

Прогноз

1-й этап

2011-2013 гг.

2-й этап

2014 -2018гг.

3-й этап

2019-2020 гг.

Итого

1. Разработка  современных биотехнологических и селекционных методов создания сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, шт

10

40

96

60

196

2. Создание  современных сортов и гибридов, шт

250

680

916

354

1950

3. Разработка современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур

9

24

26

45

95

4. Подготовка научных кадров, чел

185

200

470

150

820

     в том числе:          докторов наук, чел.

19

22

25

26

73

                                 кандидатов наук, чел.

166

178

220

224

622


 

9.3. Формирование, учет и использование генетических ресурсов Российской Федерации

 

Для успешного развития отечественной селекции должны быть усовершенствованы процессы формирования, учета и использования генетических ресурсов Российской Федерации.

Выделение финансовых средств, предусмотренных Стратегией, позволит осуществить:

  1. мониторинг сохраняемого ex situ и in situ разнообразия генетических ресурсов растений на территории Российской Федерации;
  2. мобилизацию генетических ресурсов растений для пополнения генетического банка Российской Федерации, в том числе организацию и проведение экспедиционных обследований на территории России и зарубежных стран:  на территории Российской Федерации - 150 экспедиций; на территории сопредельных государств  20 экспедиций;  на территории зарубежных стран - 10 экспедиций;
  3. сохранение генетических ресурсов растений на экосистемном, популяционно-видовом, организменном уровне, а также на уровне органов и частей растений, геномных ДНК и генов в условиях ex situ и in situ;
  4. изучение и рациональное использование генетических ресурсов растений;
  5. создание всероссийского унифицированного банка данных генетических ресурсов растений и информационно-поисковой системы для управления информационными базами и коллекциями ex situ;
  6. кадровое обеспечение в области генетических ресурсов растений;
  7. координацию деятельности на национальном уровне и международное сотрудничество;
  8. формирование общественного сознания и повышение информированности общества об экономической, стратегической, культурной и социальной значимости генетических ресурсов растений.

 

9.4. Развитие семеноводства в Российской Федерации

 

Для развития семеноводства в Российской Федерации требуется эффективная  государственная политика, направленная на стимулирование производителей семян основных сельскохозяйственных культур, обеспечение государственных гарантий качества семян, регулирование объемов их производства с учетом потребности внутри страны и экспорта. Система семеноводства должна обеспечивать научно обоснованные сортосмену и сортообновление. Учитывая большое разнообразие природно-климатических зон на территории Российской Федерации, необходим дифференцированный подход к форме организации системы семеноводства. Федеративное устройство предполагает создание региональных систем семеноводства, учитывающих местные особенности систем управления отраслью.

На первом этапе реализации Стратегии (2011-2013 годы) будет выполняться целевая программа ведомства «Развитие семеноводства в Российской Федерации на 2011 - 2013 годы».

Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий:

  1. предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение у российских производителей, предприятий по подготовке семян и у поставщиков семян в районах, где они не производятся, элитных семян сельскохозяйственных культур (включая оригинальные семена: маточная элита, супер-суперэлита, суперэлита), а так же родительские формы гибридов, сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  2. предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение у российских производителей минеральных удобрений, химических средств защиты для семенных посевов, сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. НИОКР по определению технологических параметров и зональных технологий по производству оригинального, элитного и репродукционного семенного материала, разработке и внедрению современных высокопроизводительных машин и технологического оборудования нового поколения;
  4. возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителей на укрепление материально-технической базы семеноводства.

Первоочередными задачами следует считать создание экономических условий развития рынка семян, за счет:

  1. осуществление комплекса мер государственной поддержки отечественного семеноводства путем субсидирования части затрат на приобретение семенного материала, минеральных удобрений и химических средств защиты для семенных посевов;
  2. выполнения НИОКР разработке сортовых зональных технологий производства семян, разработке специальных высокопроизводительных машин и технологического оборудования нового поколения.

Оценку эффективности вложенных средств по годам реализации программы предлагается проводить по форме, приведенной на табл. 5:

 

Табл. 5

 

Оценка эффективности вложенных средств по годам реализации

ЦПВ «Развитие семеноводства в Российской Федерации на 2011 - 2013 годы»

 

Показатель

Всегозагг

в том числе по годам

2011

2012

2013

Средства на выполнение мероприятий программы, млрд. руб.

63, 8

21,2

21,6

21,2

Стоимость прироста валового сбора,

млрд. руб.

341,5

72,9

112,4

156,2

Окупаемость вложенных средств, выручено рублей на каждый вложенный рубль

5,3

3,4

5,2

7,3


 

Привлечение в отрасль 63,8 млрд. руб. позволит получить дополнительную выручку от ожидаемой прибавки урожая в размере              341,5 млрд. руб.

Оценка эффективности расходования бюджетных средств должна осуществляться ежегодно в течение всего срока реализации программы.

На втором-третьем этапах реализации Стратегии (2014-2020 годы) будет продолжено финансирование семеноводства в направлениях и объемах, предусмотренных Стратегией.

 

9.5. Материально-техническое переоснащение находящихся в ведении Минсельхоза России федеральных государственных учреждений, выполняющих услуги в области селекционных достижений и семеноводства

 

Материально-техническое переоснащение находящихся в ведении Минсельхоза России федеральных государственных учреждений, выполняющих услуги в области селекционных достижений и семеноводства, предусмотрено пунктом 10 Комплекса мер по созданию современной системы семеноводства, утвержденным Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубковым 25 марта 2010 г.  
№ 1283п-П11.

Указанная мера направлена на создание эффективной системы государственного сортоиспытания, осуществляемого                                        ФГУ «Госсорткомиссия», и создание эффективной системы обеспечения качества семян, осуществляемого ФГУ «Россельхозцентр», подведомственных Минсельхозу России.

Информация о работе Стратегия развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в Российской Федерации на период до 2020 года