Устройство и техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 07:13, реферат

Краткое описание

При сгорании рабочей смеси внутри камеры сгорания цилиндров трактора МТЗ температура газов достигает грозной отметки в 1900-2000 °С.. Газы выполняют работу: толкают поршень, что приводит к вращению коленчатого вала дизеля Д-240. При этом газы рабочие остывают. Но до полного остывания и выброса в выхлопную систему, они взаимодействуют и со стенками цилиндров, сильно нагревая их. Совокупность температур, общий тепловой фон двигателя трактора МТЗ именуется как температурный режим работы.
Температурный режим работы двигателя (Д-240, Д-243 и других модификаций) очень важен для бесперебойной работы всего трактора МТЗ, в общем. Эксплуатация дизеля при правильном температурном режиме, позволяет значительно увеличить ресурс двигателя и избавить от частых поломок. Нарушение режима в сторону увеличения или же уменьшения рабочей температуры, приводит к значительному снижению мощности, перерасходу топлива, выплавлению коренных и шатунных вкладышей, заклинивание двигателя. И так вплоть до полного выхода из строя двигателя. Так как это сопровождается механическим разрушением многих деталей, ремонт обойдется в копеечку.

Вложенные файлы: 1 файл

Левчик.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

 

по профессии: 19203 «Тракторист»

                                                                                              (код и наименование)

 

 

Тема: Устройство и техническое обслуживание

системы охлаждения двигателя Д-240

 

Руководитель работы: Хатминский Владимир Анатольевич

                                                                      (Ф.И.О.)

Выполнил: Левчик Ефим Александрович

                               (Ф.И.О. обучающегося)

 

 

 

«Допущена к защите в ГЭК»

Заместитель директора по НМР:

«____» _______ 20__ г.  ______________

                (дата)                              (подпись)

Работа защищена с оценкой ___________

 

«____» _______________________20__ г.

Анадырь 2015 год

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система охлаждения трактора МТЗ

     Система охлаждения – это комплекс, служащий для принудительного отвода чрезмерного тепла от нагретых деталей дизеля и вывода его в атмосферу. И поддержания температуры в оптимальных значениях, для наилучших показателей работы трактора.

 

 

Для чего нужна система охлаждения?

      При сгорании рабочей смеси внутри камеры сгорания цилиндров трактора МТЗ температура газов достигает грозной отметки в 1900-2000 °С.. Газы выполняют работу: толкают поршень, что приводит к  вращению коленчатого вала дизеля Д-240. При этом газы рабочие остывают. Но до полного остывания и выброса в выхлопную систему, они взаимодействуют и со стенками цилиндров, сильно нагревая их. Совокупность температур, общий тепловой фон двигателя трактора МТЗ именуется как температурный режим работы.

   Температурный режим работы  двигателя (Д-240, Д-243 и других модификаций) очень важен для бесперебойной работы всего трактора МТЗ, в общем. Эксплуатация дизеля при правильном температурном режиме, позволяет значительно увеличить ресурс двигателя и избавить от частых поломок. Нарушение режима в сторону увеличения или же уменьшения рабочей температуры, приводит к значительному снижению мощности, перерасходу топлива, выплавлению коренных и шатунных вкладышей, заклинивание двигателя. И так вплоть до полного выхода из строя двигателя. Так как это сопровождается механическим разрушением многих деталей, ремонт обойдется в копеечку.

     Для трактора МТЗ-80, МТЗ-82 оптимальный температурный  режим это работа дизеля при  температуре 85-95 °С. Для поддержания  этой температуры двигатель имеет  систему охлаждения (СО) закрытого  типа, в которой рабочим агентом является жидкость. Жидкость циркулирует по системе охлаждения и нагревается от цилиндров дизеля и других горячих деталей. Затем отдает тепло в окружающую среду (воздух).

 

Состав системы охлаждения трактора МТЗ.

 

   Система охлаждения двигателей Д-240 и их модификация состоит из следующих  элементов:

 

Водяной насос МТЗ, Д-240 центробежного типа с патрубками. Для принуждения циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Радиатор пластинчатого типа, который необходим для отдачи тепла от охлаждающей жидкости в воздух.

Вентилятор при вращении, которого, обеспечивается прогон воздуха между пластинами и трубками радиатора системы охлаждения.

Рубашка охлаждения блока цилиндров дизеля. Это двойные стенки цилиндров и головок,  в которые залита охлаждающая жидкость.

Трубопроводы для передачи жидкости от двигателя к теплообменнику (радиатор) и в обратном порядке.

Термостат, который косвенным образом регулирует интенсивность охлаждения двигателя Д-240.

    В системе два круга  циркуляции жидкости - большой и малый (двухконтурная система). В большой круг входят рубашка охлаждения блока цилиндров дизеля, водяной насос МТЗ (помпа Д-240), радиатор, термостат. В малом круге присутствуют рубашка охлаждения блока цилиндров дизеля, водяной насос МТЗ (помпа Д-240) , термостат. Термостат при холодном запуске дизеля отключает от циркуляции большой круг и переключает на малый круг. Это делается  для быстрого запуска холодного двигателя.

   Не забывайте, что только  полностью исправная система  охлаждения, позволяет трактору МТЗ работать в правильном температурном режиме и убережет в будущем от крупных поломок дизеля.

 

                  Система охлаждения (СО) – охлаждающая жидкость.

 

    Безотказную работу дизеля  в нужном температурном режиме  гарантируют два фактора: количество и качество охлаждающей жидкости, которая циркулирует в системе охлаждения трактора МТЗ. То есть если просто залить жидкость в радиатор мотора, то это не будет гарантировать качественное охлаждения.

   Оптимальной жидкостью для  дизеля является тосол. «Тосол» — торговая марка охлаждающей жидкости, которая выпускалась в советскую эпоху. Сегодня тосолом часто называют любую охлаждающую жидкость. Тосол это смесь следующих компонентов: вода, антифриз, присадки. Присадки тосола необходимы для уменьшения коррозии системы охлаждения и саму жидкость от термохимического разрушения. Антифризом в тосоле является этиленгликоль.

   В виде исключения можно  использовать и воду. Вода должна  быть мягкой (дождевая или талая). От жесткой воды на стенках  системы охлаждения интенсивно осаждается накипь. Что в свою очередь приводить к сильному ухудшению качеству охлаждения. Жесткую воду в принципе можно смягчить, добавив в воду кальцинированную соду 10 г на 10 литров воды.

   Второй фактор - количество  тосола  в системе охлаждения. В верхнем бачке радиатора уровень тосола должен быть на 50 мм ниже заливной горловины. Если выше, то, нагреваясь и расширяясь в процессе работы трактора, тосол вытечет, загрязняя окружающую среду и сам двигатель. Если уровень тосола ниже нормы, то охлаждающей жидкости просто не хватит для качественного охлаждения, что приведет к постоянному перегреву двигателя, даже без нагрузки.

                            

                                 Проверка работы системы охлаждения.

 

     Необходимо периодически  проверить натяжения приводного  ремня, идущего на водяной насос. Необходимо взяться за ремень  рукой на большой его и нажать  с усилием около 4 кг. Прогиб ремня  должен составлять от 15 до 22 мм. При  слабом натяжении, помпа 240-1307010А-02 будет работать не в полную силу (из-за проскальзывания приводного ремня по шкиву водяного насоса). Результатом, как вы догадываетесь, будет перегрев мотора.

    Периодически проверяйте  состояние пробки заливной горловины  радиатора. В пробке присутствует особый клапан, герметизирующий систему охлаждения трактора МТЗ. Система охлаждения «дышит», то есть при нагревании тосола или его кипению,  образовавшиеся пары выкидывает через клапан, снимая избыток давления в системе. При неисправности клапана жидкость из-за избыточного давления начинает искать слабые места в системе, протекает в сальники помпы, выводя из строя сальники. Тосол вытекая, пачкает водяной насос и загрязняет окружающую среду.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промывка системы охлаждения трактора                                                                                                                                                                                       МТЗ-80, МТЗ-82.

 

     Желательно,  каждые 2 000 моточасов работы промывать  систему охлаждения дизеля. Независимо от разновидности охлаждающей жидкости, со временем  охлаждающая жидкость загрязняется, меняет свой химический состав и становится непригодной. Старый тосол необходимо слить, промыть систему и залить необходимое количество свежего тосола.

    При промывке в радиатор  через заливную горловину заливают 2 литра керосина, затем заливают  раствор соды (50 г соды на литр  чистой воды). Мотор должен проработать  на этой промывочной жидкости 10-12 часов. Затем она сливается, и радиатор промывается чистой водой.

    Не забывайте о сухой  чистке радиатора сжатым воздухом! Из-за особенности строения радиатора (пластинчатое строение с маленьким  зазором между пластинами) пыль, грязь, мусор, солома забивает пластины  теплообменника, снижая способность к охлаждению.

    Многие трактористы при  выходе из строя термостата, выбрасывают  его из системы охлаждения. Такие  действия приводят к нарушению  температурного режима эксплуатации  мотора, то есть к потере мощности, перерасходу топлива и прочим неприятностям и поломкам. Подумайте о том, что за ремонт платить придется куда больше, чем на покупку нового термостата.

 

 

 

 

 

 

 

Техническое обслуживание

 

     При ЕТО проверяют уровень воды в радиаторе. Открывая крышку заливной горловины радиатора перегретого двигателя ,следует оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами ,которые могут вырваться из горловины.        Сильная утечка воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса ,свидетельствует о том ,что детали уплотнительного устройства насоса износились и их следует заменить.

     При ТО-1 смазывают подшипники водяного насоса .Для этого необходимо ,отчистить масленку от пыли и нагнетать солидол 3-4 раза шприцем.

     Проверяют натяжение ремня вентилятора .Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое ,при котором от нажатия на ремень в его средней части с определенным усилием образуется прогиб. Натяжение ремня вентилятора регулируют перемещением генератора или специальным натяжным роликом.

    Следует иметь в виду ,что при чрезмерном натяжении ремня вентилятора возникает преждевременный износ подшипников и ремня ,а при слабом натяжении -перегрев двигателя и повышенный износ ремня.

    При ТО -3необходимо промыть систему охлаждения специальным раствором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника безопасности при выполнении работы

 

 

При работе с охлаждающей жидкостью запрещается:

Переливать жидкость без резиновых перчаток засасывать ртом в шланг ,а так       же курить и принимать пищу, так как в состав охлаждающей жидкости входит ,антифриз.

Антифриз очень ядовит и при попадании на желудок и кишечник, вызывает сильнейшее отравление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Родичев В.А. Тракторы: Учебник, для учреждений нач. проф. образования. - М.: ПрофОбрИздат, 2001.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 15. Системна охлаждения дизеля Д-240Л:

1 –паровоздушная трубка; 2 – шкала  термометра; 3 – крышка заливной  горловины; 4 – датчик термометра; 5 – трос; 6 – труба для вала рулевого управления; 7 – верхний бак радиатора; 8 – маслопровод; 9 – сердцевина радиатора; 10 – кожух вентилятора; 11 – вентилятор; 12 и 32 – шланги; 13 – водяной насос; 14 – водораспределительный канал; 15 – масляный радиатор; 16 – клиновой ремень; 17–шторка; 18 –сливной кран; 19 – нижний бак радиатора; 20, 26 и 28 – патрубки; 21 – амортизатор; 22 – соединительное отверстие; 23, 25 и 27 – водяные рубашки блока, головки цилиндров и пускового двигателя; 24 – соединительные каналы; 29 – водоотводящая трубка пускового двигателя; 30 – корпус термостата; 31 – термостат

 

 

 

   

 

                                                                                                                                                                                  


Информация о работе Устройство и техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240