Агенты и инструменты социального контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:15, реферат

Краткое описание

Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений «один на один» между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных.

Вложенные файлы: 1 файл

социолгия.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)
  1.  Агенты и инструменты социального контроля

Социальный контроль –  самый эффективный способ, при  помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений «один на один» между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных.

«Неодобрение» чаще всего  выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его  поступкам, высказываниям, взаимодействиям  с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний  контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный (институциональный) и неформальный (внутригрупповой).

Формальный контроль основан  на одобрении или осуждении со стороны официальных органов  власти и администрации.

Неформальный контроль основан  на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны  общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни  своих членов: выбор невесты, способы  ухаживания, определение имени новорожденного, методы разрешения спора и конфликта  и многое другое. Никаких писаных  норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего опирающееся на мнение, выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплетались религиозные требования.

Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными  праздниками и обрядами (например с обручением, бракосочетанием, рождением ребенка, достижением зрелости, сбором урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Неформальный контроль могут  выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать  семью как социальный институт, то следует говорить о ней как  о важнейшем институте социального  контроля.

В компактных первичных группах  для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Не только бизнес-организации, но также университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведения, т. е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается  в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микроо, но и на макроуровне общества. Его субъектом является государство, и в этом случае надзор превращается в специализированный общественный институт, который разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему агентами формального контроля входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура и т. д.

Формальный контроль исторически  возник позже неформального –  в период зарождения сложных обществ  и государств, в частности, древневосточных  империй. Хотя, несомненно, его предвестников  мы без труда обнаружим и в  более ранний период – в так называемых вождествах (Chiefdom), где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, – вплоть до изгнания из племени и смертной казни. В вождествах были установлены также всевозможные виды вознаграждений.

Однако в современном  обществе значение формального контроля существенно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в  стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок  и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди – агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство – при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство – при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля, в зависимости  от применяемых санкций, подразделяются на:

- жесткие;

- мягкие;

- прямые;

- косвенные.

Четыре метода контроля могут пересекаться (табл.1).

Таблица 1

Комбинации методов формального  контроля

 
 

Примеры подобных пересечений:

1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля.

2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность – к инструментам прямого жесткого контроля.

3. Действие конституции и уголовного кодекса – к инструментам прямого мягкого контроля.

4. Экономические санкции международного сообщества – к инструментам косвенного жесткого контроля.

 

  1. Общественное мнение как социальный институт

Общественное мнение - это  сложившееся в обществе, явное  или скрытое отношение к общественным событиям и явлениям, деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. 
  Общественное мнение используется в двух смыслах: 
  • как преобладающее мнение среди всех представителей общественности; 
  • мнение, которое поддерживается определенным числом людей, представителей определенной социальной группы и субкультуры данного общества. 
  Общественность, будучи частью общества, совокупностью индивидов, обычно понимается как: 
  • передовая часть общества, выражающая его мнение; 
  • множество людей, которые обладают сходными интересами в отношении одного субъекта, явления; например, поддерживают определенную политическую партию или принятые правительственные решения; 
  • некое количество людей, имеющих отношение к совершающемуся событию или действию и имеющих свое суждение о нем; например, часть электората, поддерживающая определенного кандидата в президенты. 
  Основные характеристики общественного мнения 
  На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни. Для более полного понимания приведем несколько определений, которые можно встретить в различных источниках: так, В. Н. Лавриненко пишет, что «общественное мнение - это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях». 
  Общественное мнение - это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности. 
  В энциклопедическом словаре понятие «общественное мнение» определятся как состояние массового сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, насаждает определенные нормы общественных отношений. 
  Из всего вышесказанного можно выделить некоторые признаки этого феномена. 
  Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность. 
  Во-вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения. 
  В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много). 
  В-четвертых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей. 
  В-пятых, общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность. 
  В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определенного отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена. 
  Следует заметить, что термин «общественное мнение» используется в двух смыслах: 
  1. Мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе 
  2. Доминирующее мнение, среди всех представителей общественности. 
  Исходя из первого значения, «общественного мнения может быть много, дифференцированность зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе». По второму определению можно сделать вывод, что «общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие «общественное мнение» может применяться как в первом, так и во втором смыслах». 
  «Социология общественного мнения» - очень сложная специальная социологическая дисциплина, предметом изучения которой является установление закономерностей и механизмов формирования и функционирование оценочного отношения больших социальных общностей. Без всестороннего изучения общественного мнения невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм развития власти. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления. 
  Условия формирования общественного мнения 
  Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение населения выносится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирование общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключает в себе момент дискуссионности - это второе. 
  Третье условие формирования общественного мнения - уровень компетентности. 
  Нужно так же упомянуть еще об одной очень важной стороне анализируемого вопроса - сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу можно сделать следующие предположения: 
  1. Общественное мнение есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей. 
  2. Критерием отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения. 
  3. Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. 
  4. Общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. 
  5. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. 
  Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения, (дельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение). 
  Необходимо различать понятия субъект и объект общественного мнения. 
  Субъект - это народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учет которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры - классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Включенность той или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, ее важности для данной группы. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения. 
  Объект общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т. д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие. 
  Объект общественного мнения ограничен не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью и выполняемыми функциями, а также некоторыми критериями, в соответствии с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление действительности в качестве объекта для своих суждений. Рассмотрим некоторые из них. 
  Общественный интерес. Первый, и важнейший из этих критериев, связан с категорией «общественный интерес». В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес. 
  Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже антагонизме по содержанию. 
  Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно, далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Совершенно ясно, что элементарная просьбы или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказываниях, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках и т. д., то есть заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности. 
  Компетентность. Данный критерий свидетельствует о том, что не каждая проблемы может достичь желаемых высказываний по ее решению, то есть, некоторые члены общества владеют полной информацией по одному вопросу, некоторые по-другому. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают необходимой информацией для какого либо спора компетенцией - соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а также соответствующими, специфически научными, средствами его анализа. 
  Наряду с отмеченной органической некомпетентностью общественного мнения существует еще и неорганическая, искусственно создаваемая некомпетентность общественности. С ней мы сталкиваемся, например, когда речь идет об объектах, не требующих для своего освоения теоретического мышления - многие стороны политики, морали, экономики. В существовании такого рода некомпетентности сомневаться не приходится: практически в каждом опросе общественного мнения выявляется более или менее широкая группа людей, которая отвечает «Не знаю», «Не думал об этом». 
  Теперь нужно сказать о том, что в ходе развития общественного мнения происходят стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Сформированное общественное мнения имеет интегративный характер. Это не арифметическая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истины. 
  Общественное мнение имеет качественную и количественную характеристики. Из анализа взаимодействия количественной и качественной сторон общественного мнения вытекает четыре вывода. 
  Во-первых, любое общественное мнение если и не всегда оказывается мнением зрелым, истинным, то в каждом случае как мнение общее представляет собой оценочное суждение большинства. 
  Во-вторых, как мнение большинства, общественное мнение представляет собой не просто сумму отдельных мнений, а их органическое слияние, своего рода концентрированное выражение коллективного разума. 
  В-третьих, общественному мнению, как мнению большинства присуще внутренне единство, то есть по своей природе оно является монистическим образованием. 
  В-четвертых, сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство. 
  В зависимости от предпочтений субъекта общественное мнение может иметь позитивную или негативную направленность, либо быть индифферентным. Складываясь по поводу конкретного социального вопроса, общественное мнение проявляет достаточную подвижность. Однако, будучи сформированным, оно в течение длительного периода может быть стабильным. Более того, общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях. 
  Что касается сферы проявления общественного мнения - это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчетливо общественное мнение дает о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм. 
  Структурные элементы общественного мнения 
  Еще Г. Ф. Гегель изучал феномен общественного мнения. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условие существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения, третий - носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый - соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи. 
  Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов в социальных группах общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. 
  Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые, - это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей. Структура общественного сознания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т. д., но, прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону действительности. Но общественное мнение невозможно отожествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки. 
  Присутствие в общественной жизни такого явления, как общественное мнение ставит вопрос о его социальной роли и функциях, которые оно выполняет. 
  Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Также их различают в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь, от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. 
  Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений - основная функция общественного мнения. Сущность ее заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причем, общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. 
  Механизм регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия, который по мере социального развития все в большой степени превращается в основной метод регулирования жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного мнения, по мере того, как оно доходит до общества в целом и начинает воздействовать на него, регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется необходимой в силу важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения - воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации. 
  Посредством функции воспитания можно влиять на человека, т. е. показывать ему его недостатки. Например, во времена коммунистических партий проходили собрания, на которых обсуждали многие проблемы, в том числе и поведение того или иного индивида. Это тоже можно назвать общественным мнением. Соответственно многие, выслушав мнение о себе, старались исправиться. 
  Общественное мнение, выросшие из опыта социальной практики - универсальное средство воспитания членов общества. Универсальность его состоит в том, оно осуществляет свой функции как в периоды особой актуальности, потребности в нем, когда, к примеру, возникает необходимость специально мобилизовать общее мнение для одобрения или осуждения поступков членов общества, так и в периоды, когда само мнение «молчит», не действует открыто, а исподволь наблюдает за моральным обликом, делами и поступками людей. Другими словами, особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно «работает без перерывов», осуществляя нравственный постоянный контроль над поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности. 
  Регулятивная и воспитательная функции активно взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга, и все чаще выступают как единая регулятивно - воспитательная функция общественного мнения. Она отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практики, постоянным совершенствованием условий для проявления творческой активности и самореализации народных масс. 
  Общественное мнение оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, - выполняет значительный объем весьма нужной для общества работы. 
  В зависимости от характера влияния мнения масс на различные социальные институты, принято выделять контрольную, консультативную и директивную функции общественного мнения. 
  Сущность контрольной функции заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определенную позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц. Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. 
  Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления. Но нужно заметить, что «выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определенных способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных фактов выстраивать модель общественного развития». 
  Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о ее проявлении можно говорить тогда, когда результатом функционирования общественных суждений выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер. Это означает, что общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место. 
  Какую бы из функций общественного мнения мы не взяли бы: экспрессивную, консультативную, директивную - их проявлению практически всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет присутствовать в общественных суждениях. В связи с чем будет правильно выделить еще несколько функций общественного мнения. 
  Самой первой функцией из производных нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В ее компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности. 
  В оценочном мнении больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Но неправильно говорить об общественных суждениях, выполняющих данную функцию, как о наименее содержательной из всех тех, что могут исходить от народа. Действительно, чаще всего результатом оценочной деятельности общественного мнения вступают скупые «да» или «нет», «за» или «против», «хорошо» или «плохо». Однако не всегда скупые по форме выражения могут являться таковыми и по содержанию. 
  За простыми изречениями могут скрываться настоящие переживания населения, его социальный опыт, мудрость, активная жизненная позиция и т. д. Но не нужно абсолютизировать содержательность оценочного мнения. Во-первых, потому что еще не все народные высказывания адекватно отражают реальные факты, события и вытекают из правильного осознания массами своих коренных интересов. Во-вторых, нет нужды общественному мнению «да» или «нет», «за» или «против» разворачивать в содержательном плане. Не нужно подкреплять аналитическими и конструктивными рассуждениями. Все зависит от объекта общественного мнения, общезначимости, масштабности проблемы, предложенной ему для оценки. 
  Виды общественного мнения 
  Важными видами общественного мнения являются аналитическое и конструктивное, которые тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают. 
  Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. 
  Нужно обратить внимание на информационную функцию общественного мнения, т. к. с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в нее сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации - политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения, а главное - самые разные пути и способы их разрешения. Регулярность обращения к общественному мнению как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений, а, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует процессы его формирования, возникновения и функционирования. 
  Анализируя функциональные возможности общественного мнения, можно заметить, что нередко значимость его суждений выходит далеко за пределы общества, в условиях которого оно функционирует, приобретая тем самым международное, внешнеполитическое звучание. Это происходит в том случае, когда объектом общественного внимания становятся вопросы жизненно важные не только для народа данной страны, но и для народов других стран, всего человечества. В первую очередь, такой особенностью отличается общественное мнение по вопросам мирного сосуществования государств, взаимного экономического и культурного сотрудничества, соблюдение элементарных прав человека, охраны окружающей среды. 
  В зависимости от масштабности, и политического характера проблемы общественное мнение может выполнять как внутриполитическую функцию, так и внешнеполитическую функцию. Первая находит свое проявление по вопросам, представляющим интерес для данной страны, вторая служит основой для становления, развития и проявления межгосударственного мирового общественного мнения. 
  Измерение и управление общественным мнением 
  В современном демократическом обществе роль общественного мнения приближается к роли «социального института» и определяется следующими факторами: 
  • Наличие разветвленной сети средств массовой информации с различными точками зрения. 
  • Возможность общественности влиять на принятие решений органом государственной власти: выборы, референдумы, группы давления, коллективные акции поддержки или протеста 
  • Выдвижение лидера - в том случае, если он выражает мнение большинства членов общества. Стать лидером, в свою очередь, возможно лишь при поддержке значительного числа представителей различных слоев общества. 
  Общественному мнению присущи следующие характеристики: 
  1. Направленность - это преобладающее мнение по отношению к определенному событию, решению, политическому лидеру и т. п. Бывает позитивным и негативным. 
  2. Интенсивность - этот показатель характеризует силу и твердость выражения общественного мнения. Проявляется в таких выражениях, как: «Да, я согласен...», «Я скорее согласен.», «Нет, я не согласен.», «Нет, я скорее не согласен.». 
  3. Интеграция - показатель, характеризующий степень связи общественного мнения с общей культурой общества, его традициями. 
  В основе изменения общественного мнения - управление им. Базой управления общественным мнением является пропаганда, цель которой - формирование нужного власти общественного мнения. 
  Возможности пропаганды в управлении общественным мнением ограничены следующими факторами: 
  1. Наличие конкурирующей пропаганды. В демократическом обществе всегда есть возможность воспринимать различные точки зрения. В этом случае официальная пропаганда не сможет подавить другие мнения. 
  2. Доверие пропаганде. Когда подаваемые пропагандой факты в значительной мере отличаются от реальной действительности, возникает напряженность, недоверие к тем, кто осуществляет пропаганду. 
  3. Уровень образования населения. Известно, что воздействие пропаганды зависит от уровня общественного сознания. Это требует создания синтетических пропагандистских программ, рассчитанных на воздействие на максимально возможные слои населения. 
  4. Системы ценностей и верований. Они ограничивают воздействие пропаганды на представителей различных социальных слоев, подвергая критическому анализу действия пропагандистов. Необходимо не столько менять субкультуры, сколько адаптировать пропагандистские усилия к существующим системам ценностей. 
  Общественное мнение является важным фактором социокультурной системы общества, трудовой организации, нации, города, села. 
  Теперь, когда мы разобрали все функции, которые выполняет общественное мнение, необходимо уточнить условия эффективного выполнения его функций. 
  Во-первых, необходимость проявления какой-либо из них диктуется характером и содержанием объекта мнений. 
  Во-вторых, активизация деятельности конкретной функции зависит от степени зрелости субъекта мнения, его политического, идейно-нравственного и культурного уровня, что и предполагает диапазон и глубину проявления данной функции. 
  В-третьих, «вызов к действию» какой-либо функции во многом обусловлен конкретной социальной ситуацией, которая может усиливать или ослаблять ее проявления. Изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бек, У. Общество риска. На  пути к другому модерну / У.  Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 292 c.

2. Касьянов, В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 464 с.

4. Социология: Учебник для юридических вузов. - СПб., 2000. - 416 c.

5. Повторяющиеся исследования [Электронный ресурс] // Единый архив социологических данных. - Режим доступа: http://sofist.socpol.ru/

6. Мониторинг мнений: декабрь 2009, январь - февраль 2010 [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - Режим доступа: http://wciom.ru/biblioteka/

 


Информация о работе Агенты и инструменты социального контроля