Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 07:35, курсовая работа
Игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно со всей решительностью заявить, что человеческая цивилизация не добавила никакого сколько-нибудь существенного признака в понятие игры вообще. Животные играют - точно так же, как люди. Все основные черты игры уже воплощены в играх животных.
I.Введение……………………………………………………………………3
II.Игровое начало искусства……………………………………………...4
III.История азартных игр…………………………………………………8
IV.Игра как современное явление……………………………………….10
1.Основные понятия
2.Игра
3.Удача
4.Соперничество
5.Деньги
6.Казино
7.Персонал
V.Исследуем азарт с точки зрения науки……………………………….17
1.Игра:меняем маски
2.Выход из игры:постоянство личности
VI.Заключение……………………………………………………………….25
VII.Список литературы………………
Игорные дома впервые возникли в XII веке в Италии. Наибольшего распространения азартные игры получили в XIII -XIV веках в Германии. Это объясняется тем, что игорные заведения поощрялись правительствами, так как могли платить значительные налоги.
В 1655 году французский математик, физик, философ и писатель Блез Паскаль,изобрел колесо с вращающимися цилиндрами и точно обозначенным порядком цифр и комбинаций – прообраз современной рулетки.
В 1899 году Август Чарльз Фей, усовершенствовав свой прежний автомат,заменил карты на символы мастей, добавил «подковы» и «звезды», а верхнюю панель украсил популярным патриотическим символом «Liberty Bell» – «колокол свободы». Так появился прадед «однорукого бандита».
Что касается России, то здесь казино появились только в последние десять лет, вместе с формированием рыночных отношений и свободной предпринимательской деятельностью. Но, несмотря на это, игорные традиции сформировались давно и были описаны классиками русской литературы еще в XIX веке - А. С. Пушкиным (“Пиковая дама”), Ф. М. Достоевским (“Игрок”), А. И. Куприным (“Система”). Эти два факта подчеркивают особенность мира российского казино. При том, что эта досуговая деятельность имеет давние историко-культурные корни, казино – это принципиально новый вид досуга и бизнеса для России, место которого в экономике и культуре страны в целом еще плохо (если не сказать, что совсем не) изучено независимыми экономистами и социологами.
Весь
ХХ век территория игрового поля стремительно
расширялась. В большей или меньшей степени
ей был охвачен весь мир. В СССР также практиковались
игры (спортлото, спринт и др.), однако игровой
индустрии как таковой не существовало.
После распада Советского Союза, на всем
постсоциалистическом пространстве, вместе
с формированием новых рыночных отношений
и свободной предпринимательской деятельностью
– стали появляться казино. Наступил период
«игрового беспредела», игровые автоматы
присутствовали даже в продуктовых магазинах.
В настоящее время России вступила в фазу
упорядочивания сферы азартных игр. Ужесточается
законодательство, для казино и залов
игровых автоматов отводятся специальные
территории.
Игра как современное явление.
Россия,
как и другие
Игра в казино – сложное культурное явление, поэтому для его рассмотрения можно использовать самые разные гуманитарные дисциплины – философию, психологию, культурологию, социологию, экономику. Специфика социологического подхода определяется особым предметом исследования. Казино с социологической точки зрения понимается как некое социокультурное образование, имеющее свои особые субкультурные составляющие - типы рационализации мотиваций, нормы, ценности, стереотипы - и способы их встраивания в общую культуру общества. При помощи этих категорий, можно, например, проанализировать уровень престижа азартной игры как способа досуга в определенном микросообществе или же механизмы выработки логики (рационализации) соотнесения затрат на получение денег в обыденной хозяйственной практике, затрат на игру (проигрыши) и меры получения удовольствия от игры. Основные понятия Игра. Понятие игры в культурологической и социологической литературе встречается часто: примером тому может быть целое направление - драматический подход. При этом игра как отдельная форма жизнедеятельности воспринимается исследователями общества настолько естественной, что, возможно, это стало причиной того, что описание социологических и культурных аспектов игры как таковой в социологической литературе (а тем более в русскоязычной) представлено слабо. Наиболее известной работой по этой тематике можно назвать книгу Й. Хейзинги “Человек играющий”, в которой игра понимается в широком культурологическом аспекте, что позволяет нам использовать данные им определения как рабочие для описания игр в казино. Выделим ее основные составляющие. Как пишет Хейзинга, игра старше культуры, поскольку игровые формы деятельности можно встретить и у животных. Поэтому корни игры уходят глубоко в биологические (или генетические) особенности, отражая тем самым жизнь как таковую. Но, с другой стороны, игра всегда что-то значит, то есть всегда предполагает некоторый ясный для всех участников смысл, и тем самым игра претендует на выход за пределы биологического на уровень если не культурного, то антропологического. Таким образом, игра по природе своей противоречива. В ней переплетается культурное и биологическое, рациональное и инстинктивное, искусственное и естественное. Далее Хейзинга выделяет несколько признаков игры. Во-первых, игра – это-свободная деятельность. “Игра по приказу уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса” [1]. Во-вторых, “игра не есть обыденная жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность” [2]. Игра вклинивается в обыденную жизнь как нечто временное, ценное само по себе, процессом своего совершения. В-третьих, обособленность игры от обыденной жизни неизбежно предполагает, что игра конечна - она имеет временные и пространственные границы. И своей ограниченностью игра облегчает восприятие целостности себя как некой культурной формы. И, наконец, последняя характеристика - это наличие правил. “Внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. ... Малейшее отклонение от него расстраивает игру, лишает ее собственного характера и обесценивает”. Игра начинается там, где установлены правила, единые для всех либо специальные для каждого участника. Порядок (или правила) оказываются стержневой составляющей игры. Они задают темп и определяют весь ход игры - напряжение, равновесие, балансирование, чередование, контраст, вариантность, завязка и развязка, разрядка, разрешение. Основываясь на основных составляющих игры, предложенных Хейзингой, я предлагаю рассматривать игру как явление вариативное, представляющее собой некий континуум. На одном конце этого континуума игры с минимальным количеством правил, которые необходимы только для того, чтобы игра все же состоялась. Эти правила часто эмержентны - то есть они возникают по ходу развития игры; спонтанное реагирование на изменяющуюся ситуацию - основное требование этой игры. Результат непредсказуем и зависит только от ситуативного, “здесь и сейчас” расклада сил. В английском языке такому пониманию игры соответствует слово “play” [3]. На другом полюсе
расположена не игра, а скорее пьеса
- проигрывание уже установленного
сценария. Это подобно классическим
театральным постановкам, в которых
конец пьесы известен. Такая игра
захватывает не результатом, а самим
процессом. К такому типу игры можно
отнести проигрывание ритуальных социальных
ролей, соответствующих определенным
статусам, демонстративные презентации,
заранее подготовленные выступления.
Правил игры много, и все они жестко
детерминируют настоящий Таким образом, критерий жесткости правил и заданности сценария оказывается одним из векторов, который формирует социальные игры, а вместе с тем и социальные идентичности субъектов игры – игроков. Одни игры более естественны с точки зрения “обыденности”, другие – редки и экзотичны. Каждая социальная игра задает границы репрезентируемых внутри нее идентичностей, предоставляя субъекту возможность их смены, переходов от “игры” к “игре”. Обращая понимание правил игры к моей теме, мы предполагаем, что казино как раз является тем местом, где предоставляется легитимная возможность выйти за рамки “социального сценария обыденной жизни” и произвести спонтанный выплеск сдерживаемых желаний. В связи с этим игра в казино может рассматриваться и как тип постоянно действующего “карнавала” [4] - организованного процесса, направленного на урегулированное, но все же позволительное проявление неконтролируемых эмоций, на отход от предлагаемых обществом рациональных конструкций, в том числе и конструкций рационального действия, на вхождение в совершенно иной мир, позволяющий реализовать те внутренние побуждения, которые оказываются “зажаты” доминирующей “цивилизированной” культурой. В этот момент “карнавализированная”, дионисийская культура восстает против культуры “высокой”, духовной, взрываясь и раскрывая иную “правду” о мире, раскрепощая человеческие страсти и желания. Удача. Азартные игры отличаются от неазартных тем, что в них присутствует везение - удача, тогда как в последних положительным результатом является успех - рационально объяснимый, и потому предсказуемый. Как считает Т. Веблен, вера в удачу - необходимая характеристика азартного игрока. Истоки веры в удачу он находит в доисторических временах, в так называемой хищнической культуре. Он противопоставляет современный рациональный тип мировосприятия, с четким осознанием причинно-следственных связей, позволяющих прогнозировать ближайшие результаты деятельности, типу доэкономическому, одушевляющему окружающие неживые предметы и наделяющему их силой влиять на исход событий. Такой тип он называет анимистическим. “Вера человека, обладающего спортивным темпераментом в удачу и случай - т. е. в причинную обусловленность случайного - является слабо выраженным или рудиментарным анимистическим чувством” [5]. “В своей простой форме вера в удачу есть инстинктивное ощущение какой-то загадочной телеологической “склонности”, свойственной предметам и ситуациям. Вещи или события наделяются “предрасположением” к определенному исходу, понимается ли этот исход как случайный или как преднамеренно преследуемый. От этого простого анимизма вера в удачу переходит в другую, производную от первой форму или стадию, в более или менее оформившуюся веру в сверхъестественную силу. Эта сила оказывает свое действие через посредство видимых предметов, с которыми она ассоциируется в сознании, хотя и не отождествляется с их материальной сущностью”[6]. Высокая доля случая в азартных играх, предлагаемых в казино, провоцирует игрока на развитие в себе этого анимистического иррационального чувства - в казино игроки часто загадывают желания, соотнося их исполнение с выигрышем, оставляют себе фишки как талисманы удачи, а предметы, “решающие” исход игры, олицетворяют с той самой сверхъестественной силой: “В принципе, рулеточному шарику совершенно все равно, сколько денег поставлено на кон. Но в процессе игры все неживые предметы - антураж казино - оживают, превращаются в химеру, с которой начинаешь бороться как с живым организмом. Вот, например, кто-то хочет доказать свою настойчивость и в шестой раз ставит на черное, при постоянном выпадении красного. И, в очередной раз, убедившись, что выпадает красное, восклицает: “Эх, опять не дала!” Но кто? Шарик? Рулетка? Эта жуткая, манящая химера? Или его судьба?” (Из интервью с одним из игроков). Соперничество. Еще одна характеристика азартной игры - это победители и побежденные. В результате игры обязательно кто-то побеждает, либо игроки - посетители казино, либо казино в лице крупье, разыгрывающих кон. Согласно все той же работе Т. Веблена, именно соперничество в азартной игре раскрывает ее хищнический характер. “Жажда победы... - это желание добиться <собственного> превосходства ценой проигрыша противника” [7]. Таким образом, в азартной игре встречаются на одном поле противоречащие друг другу характеристики. Несмотря на то, что атрибутивным признаком игры является свободная форма участия в ней игроков, азартная игра включает в себя и противоположное “свободе” свойство – “насилие”, которое как раз проявляется через правило соперничества, через принятие и противопоставления духа хищника - победителя и жертвы - побежденного. Деньги. И, наконец, последняя характеристика азартных игр - это игра на деньги. Деньги, имеющие множественное значение в связи с их различным использованием в обществе приобретают в казино еще несколько культурных измерений. Во-первых, это особый тип денег. Только в казино, как в сказочном мире, можно уйти из зала с “полными фишек карманами” и обменять их на “приличную сумму денег”. Это деньги удачи – легкие деньги, можно сказать почти без усилий приходящие, а потому пьянящие своим появлением. Во-вторых, этот
особый тип денег в казино начинает
играть особую роль. Деньги как одна
из антропологических В-третьих, в
противоположность “Я до сих пор никак не могу понять. Приходит простой человек, в каких-то немыслимых ботинках, в старых протертых джинсах, идет на “приват” и проигрывает там сто тысяч долларов. Где он взял эти деньги? Я просто не могу это понять”. (Из интервью с официанткой в казино) И, наконец, в-четвертых,
трюк казино заключается в том, что
все денежные манипуляции как
бы камуфлируются, поскольку деньги
в казино вообще исчезают. Вместо них
появляется некий денежный суррогат
- фишки, имеющие, однако, так же как
и денежные купюры и монеты, разную
стоимость и, также как и деньги,
позволяющие подчеркивать статусную
иерархию ставок, столов, залов. “Понятие
деньги в казино исчезает, на смену
ему приходят фишки. Напитки, сигареты
оцениваются при помощи фишек - денежную
цену они утрачивают”. (Из интервью
с игроком). Манифестация нового культурного
измерения денег посредством
смены денежного стандарта Казино. Итак, теперь все описанные выше понятия поместим в реальное поле их воплощения - мир казино. Казино - это пространство двух противоположных, но уравновешенных “сил”. С одной стороны, - это место отдыха, спонтанного “карнавала”, где каждый посетитель, в отличие от театра и других зрелищ, - действующее лицо, а с другой, - это жестко структурированная организация персонала, которая контролирует “спонтанность” происходящего точностью исполнения своих обязательств. Всех участников “спектакля” казино можно разделить на три типа: игроки, не-игроки (сочувствующие, приятели, компания), и вне-игроки (обслуживающий персонал казино). Игроки - это центральные фигуры. Их присутствие обеспечивает начало и бесконечное продолжение этого “сказочного мира”. Не-игроки - это люди, пришедшие в казино не ради игры. На первый взгляд, они могут казаться лишними, второстепенными, но при детальном рассмотрении оказывается, что они выполняют своеобразные социальные роли. Большинство из них являются друзьями, приятелями или членами компании игрока, демонстрирующими собой его социальное окружение и его возможности манипулировать свободным временем других. “Очень интересный персонаж приходит к нам. Он - директор крупного российского предприятия N. Магнат. Хотя наша промышленность находится на более низком уроне, чем западная, но все равно, он сказочно богат. Он голубой. Каждый раз он приходит с молодыми мальчиками. То есть вот он показывает - смотрите на меня. Кормит их, одевает. Гладит по головке ласково при людях, не стесняется. Действительно хорошие ребята, какие-то модели. А сам он неприятный, рыжий. Имеет телохранителей. Просто неприятно, когда человек имеет много денег, то он может купить все что угодно” (Из интервью с официанткой в казино). Но, кроме того, бывают и “независимые” не-игроки: “Вот два примера. Девушка, которая одета совершенно обычно. Понятно, что она сюда пришла не затем, чтобы найти себе партнера на ночь. Она останавливается около какого-нибудь игрока, начинает выражать свою заинтересованность его игрой, сочувствовать ему, когда он проигрывает, радоваться вместе с ним его выигрышам. Так они сходятся, и она становится партнером в его “грязном деле” - просаживании денег. Никто не может посочувствовать ему в этом, а она может. С выигрыша он дает ей фишку-две, чтобы она поставила сама, но в ее планы не входит играть. Она позже обменяет их на деньги. Потом она идет к другому игроку и ее “работа” продолжается. Но так “работают”
не только девушки. Среди этой категории
посетителей казино можно встретить
и парней. Молодой человек, который
помнит всех своих “друзей”. Вот
он радостным возгласом Персонал.И, наконец, еще один тип действующих лиц - персонал казино. Казино имеет очень жесткую иерархическую структуру должностей - дилеры, менеджеры разных уровней, администраторы. “У нас много администраторов, которые за всем следят, у менеджеров за стойками находятся мониторы, в зале установлено много видеокамер. Вот менеджеры сидят и следят за работой дилеров и официанток. Если что-то не так, то они звонят боссу, главному администратору, вызывают и говорят: “Вот в вашей работе замечены ошибки, исправьтесь”. (Из интервью с официанткой) Задача менеджеров
как и в любой другой коммерческой
организации - контролировать денежную
прибыль - реализуется через наблюдение
за “финансовыми возможностями” игроков,
формированием определенного V.Исследуем
азарт. Игра с точки
зрения науки Заключение. Множество ярких
мигающих огней и красочная привлекающая
вывеска у входа в казино манифестируют
внешнюю границу мира обыденного
и мира сказочного, переходя которую,
словно совершая волшебное действо,
посетитель, возможно, несколько часов
назад усердно бившийся над повышением
прибыльности своего дела, расстается
со своим “я-предпринимателем”
и превращается в другого - “я-игрока”.
Здесь он получает то, что не могут
предоставить ему другие сферы обыденной
жизни - легитимное изменение своей
собственной идентичности. Он на время
расстается с рациональностью, холодным
рассудком, безэмоциональностью, которые
ему просто необходимы в профессиональной
деятельности, позволяющей получать достаточный
для игры в казино доход, и погружается
в совершенно противоположный мир, где
бушуют безудержные страсти и эмоции,
спонтанные действия, где расчет уступает
место непредсказуемости и интуиции. Скорее
всего, данные рассуждения следует рассматривать
как стремление обратить взор социологов
на ранее не рассматриваемые, не традиционные
для академической науки аспекты социальной
жизни, которые могли бы дать новый материал
для дальнейшей проблематизации извечных
социологических вопросов. Список литературы. 1. Беккер Г.
Экономический анализ и 2. Бусова Н.А. Homo Publicus - герой нашего времени // Социологические исследования. 1998. №4. Стр. 108-111. 3. Большая игра.
Периодическое издание. 4.Шпенглер О. Закат Европы. 5.Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. 6. Веблен Т. Теория праздного класса. М: Прогресс, 1994. 7. Хейзинга Й. Homo
ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская
группа “Прогресс”, “Прогресс-Академия”,
1992. ------------------------------ [1] Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. С. 17. [2] Там же, с. 18. [3] Рассуждения о лексических особенностях английских слов play и game см. в: Игра // Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1991. С. 111. [4] Более подробно идея карнавалов в описании современности представлена в: Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998., Batalle G. The Accursed Share. Vol. 1. New York: Zone Books. 1988. [5] Веблен Т. Теория праздного класса. М: Прогресс, 1994. С. 269. [6] Там же, с. 270. [7] Там же, с. 268. [8] Там же, с. 268. |