Актуальные проблемы и приоритетные направления развития социальной работы с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть теоретический аспект социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность девиантного поведения.
2. Изучить виды и формы девиантного поведения.
3. Рассмотреть исторический аспект социальной работы с девиантными подростками.
4. Изучить направления и методы социальной работы с девиантными подростками.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы девиантного поведения подростков
1.1.Понятие и сущность девиантного поведения…………………..……......6
1.2.Виды девиантного поведения…………………………………………….13
Глава 2. Содержание социальной работы с девиантными подростками
2.1.Ретроспективный подход к развитию социальной работы с девиантными подростками………………………………………………………………...…23
2.2. Основные направления и методы социальной работы с детьми девиантного поведения……………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………….…..30
Список литературы………………………………………..............................32

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ2к.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Задачи этих учреждений: снять у ребенка остроту психического напряжения, защитить его права, провести первичную адаптацию детей к  жизни в социально здоровой среде; восстановить или компенсировать утраченные социальные связи; вернуть к позитивным формам активности в игре, познании, труде. Кроме того, необходимо помочь ребенку обрести опыт семейной жизни, поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью с целью восстановления семейных связей [25].

К сожалению, восстановить функциональное единство семьи удается  далеко не всегда. Поэтому помимо известных  форм семейного устройства детей (усыновление, опека) появляется практика создания при  приютах семейных воспитательных групп, которые позволяют реализовать потребность и право ребенка на жизнь и воспитание в семейной обстановке.

В современных условиях ведутся поиски путей, форм и средств  компенсации семейных связей, известной  имитации семейной микросреды и, прежде всего, структуры семейных отношений. Поддержка и помощь детям и подросткам девиантного поведения в реализации их интересов и потребностей и разрешении проблем может осуществляться через социальные услуги, оказываемые соответствующими социальными службами. Данная работа  ведётся по следующим направлениям:

1. создание центров  реабилитации для подростков  с девиантным поведением, включающих  в себя приюты, службы медико-психолого-педагогической  коррекции, производственно-профессиональные  службы;

2. организация телефонов доверия, семейных консультаций;

3. изучение среды адаптации  подростка;

4. проведение работы  по охране прав ребенка чрез  взаимодействие и инспекцией  по делам несовершеннолетних, органами  опеки и попечительства;

5. служба реабилитации  и адаптации подростков, подверженных наркомании, токсикомании, алкоголизму;

6. создание кризисных  стационаров для подростков [11, 19].

Таким образом, можно увидеть, что такая социальная проблема как девиация волновала общество ещё в девятнадцатом столетии. Борьбе с этой проблемой уделялось не мало внимания средств. Работа в данной области постоянно совершенствовалась.

 

2.2 Основные направления и методы социальной работы с детьми девиантного поведения

По роду своей деятельности социальный работник имеет дело преимущественно с людьми, испытывающими различные жизненные затруднения. Спектр этих затруднений достаточно широк. И очень весомая их доля приходится на те, которые невозможно решить без привлечения усилий специалистов в других областях – психологии, педагогике, юриспруденции, медицине. Эффективные технологии социальной работы основаны на тесном взаимодействии и интеграции межведомственных усилий всех специалистов, учреждений и служб. Все это справедливо и в отношении социальной работы с детьми и подростками с различными формами и видами девиации.

Современная система  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется различными разноведомственными службами и  учреждениями. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в эту систему входят службы и учреждения органов социальной защиты населения, органов управления образованием, органов здравоохранения, органов юстиции, органов и служб внутренних дел, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественные и коммерческие организации. В основе деятельности всех этих служб, учреждений и организаций лежат общие направления и принципы социально-воспитательной, профилактической работы с подростками. Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [23, 24].

Процесс перевоспитания личности девианта выполняет следующие функции:

1. Воспитательная —  восстановление положительных качеств,  которые преобладали у молодого  человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка  о его добрых делах.

2. Компенсаторная —формирование  у молодого человека стремления  компенсировать тот или иной  социальный недостаток усилением  деятельности в той области,  в которой он может добиться  успехов, которая позволит ему  реализовать свои возможности,  способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая —  активизация положительной социально  полезной предметно-практической  деятельности молодого человека; она осуществляется посредством  осуждения или одобрения, т.е.  заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая— исправление  отрицательных качеств личности  молодого человека и применение  разнообразных методов и методик,  направленных на корректировку  мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих it корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая — это  способ воздействия социальной  группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Самокоррекция включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом  цели, учет условий деятельности, ее программирование, оценку результатов  и коррекцию. Реализация этих звеньев  самокоррекции предполагает также  наличие определенного отношения к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей, что связано с самоанализом. Самокоррекцию следует рассматривать в единстве с коррекцией и регуляцией в соответствии с объективными условиями и требованиями. Жесткая, излишне регламентированная регуляция и коррекция оставляют недостаточно возможности для проявления саморегуляции и самокоррекции, для реализации индивидуальных возможностей [19,20].

Существуют различные  методы работы с девиантными подростками.

Педагогические методы:

1. Методы общественного  влияния: а) коррекция активно-волевых  дефектов; б) коррекция страхов;  в) метод игнорирования; г) метод  культуры здорового смеха; д)  коррекция навязчивых мыслей  и действий; е) коррекция бродяжничества; ж) самокоррекция.

2. Специальные или  частнопедагогические методы: а)  коррекция недостатков поведения  детей; б) коррекция нервного  характера.

3. Метод коррекции  через труд.

4. Метод коррекции  путем рациональной организации  детского коллектива.

Психотерапевтические  методы:

1. Внушение и самовнушение.

2.Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

В зависимости от возможности, способности и готовности, либо не готовности и не желания самого девианта осуществлять работу над собой, специалистом выбираются методы воздействия на такого подростка.

 

 

 

Заключение

Каждое общество имеет  свою определенную систему норм, систему  ценностей, включающую требования к  поведению и обязанности членов каждого общества. Система норм зависит  от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных, общественных отношений. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Человек должен уметь  применять усвоенное в каждой конкретной ситуации. Нежелание или пренебрежение социальными нормами, как правило, приводит человека к социальным отклонениями, конфликтам, девиантному поведению.

Рассмотрев аспекты  девиантного поведения в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что  данная проблема на сегодняшний день является очень актуальной и ей уделяется достаточно внимания в социально-педагогической, психологической, педагогической литературе. Существуют различные подходы к определению понятия "девиантное поведение", но все они отражают одну сущность: девиантное поведение - отклонение от принятых в обществе норм.

Мы считаем, что девиантное поведение - это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

В ходе исследования было изучено достаточно много отчественной литературы по данной проблеме. Были рассмотрены различные виды девиантного поведения, исторический аспект данной проблемы, понятие и сущность девиации и т.п. Изучение научной литературы по рассматриваемой проблеме позволило прийти к ряду выводов.

 Профилактическая  деятельность государственных органов  социальной защиты населения,  других служб и общественных  объединений должна стать всеохватывающей  и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований. Исследуемая нами проблема уже давно волновала различные научные умы и изучалась ими с различных сторон в контексте многих подходов. Подробное изучение видов девиантного поведения очень важны при изучении проблемы девиации у подростков. Они помогают более глубоко и детально разобраться в причинах отклоняющего поведения и разработать наиболее эффективные методы работы с ними. Такая социальная проблема как девиация волновала общество ещё в девятнадцатом столетии. Борьбе с этой проблемой уделялось не мало внимания средств. Работа в данной области постоянно совершенствовалась.

На наш взгляд, к  несовершеннолетнему, имеющему проблемы в жизни, следует применять, прежде всего, меры воспитательного воздействия  или нацелить на самообразование. Необходимо признать важность не столько карательных функций, сколько деятельности по устранению причин, в результате которых совершен поступок, и в выработке мер по ресоциализации с помощью психолого-педагогических мероприятий. Подводя итог всему вышеизложенному, можно говорить о том, что цель исследования достигнута, задачи решены.

Список литературы

 

  1. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков / О. С. Богданова - М.: Просвещение. 2009. - 111 с.
  2. Востокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психологического развития // Российский психиатрический журнал. - 2000. - № 2. - С.11
  3. Гедзь, Е. Профилактика девиантного поведения подростков: психологический тренинг внутригруппового взаимодействия/ Е. Гедзь // Школьный психолог: прилож. к газ. "Первое сентября". – 2004. - № 29 (авг.). – С. 9- 11.
  4. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М.: Владос. 2009. - 502 с.
  5. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учеб. пособие/ Я. Гилинский, В. Афанасьев. - СПб. 1993. - 685 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. - Ростов н/Д: Феникс. 2005.- 288 с.
  7. Демушкина, О.П. Социальная работа: курсовые и рефераты / О.П. Демушкина. - Ростов н/Д : Феникс. 201., – 352 с.
  8. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками/ Н.Ф. Дивицына. - Ростов н/Д: Феникс. 2005.- 288 с.
  9. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии/ С. Н. Ениколопов, – № 2. – С.60–72.
  10. Ефремов, К. Трудные дети, трудные люди/ К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 117-132.
  11. Журавлев, Д. Откуда берутся проблемные дети?/ Д. Журавлев. - Народное образование. – 2005. - № 1. – С. 141-147.
  12. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)/ Е.В. Змановская. - М.: Академия. 2003. - 288 с.
  13. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков/ Н.М. Иовчук, А.А.Северный. - М.: Смысл. 2009. - 119 с.
  14. Кесельман Л., Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма/ Л.Кесельман, М Мацкевич. - СПб. 2001. - 215 с.
  15. Ковш Г.И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков/ Г.И. Ковш // Социально-педагогическая работа. – 2005. - № 3. - С. 41-44.
  16. Касаткин В.И. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе/ В.И. Касаткин. – Вологда: ВИРО,:, 2006, - 136 с.
  17. Мальгина, Н. Психологическое здоровье и "трудные" подростки/ Н. Мальгина // Минская школа. – 2004. - № 7. – С. 21-24
  18. Мельников В.П. История социальной работы в России: учеб. пособие/ В.П.Мельников. - М.: Изд-во «Маркетинг». 2001. - 344 с
  19. Основы социальной работы : учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3–е изд., испр. и доп.- М.:ИНФРА–М. 2006. – 560 с.
  20. Основы социальной работы: учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд, - М.: ИНФРА-М. 2001. - 395 с.
  21. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. – 7–е изд., доп./ П.Д. Павленок– М.: "Дашков и К". 2009. – 476 с.
  22. Принцип активизации в социальной работе/ под ред. Ф.Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс. 2008. – 223 с.
  23. Работа с детьми «группы риска». Методические рекомендации / под ред. Л.Н. Хананашвили. М.: ИНФРА. 2010. – 345 c.
  24. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением / под ред. М. А. Новиковой. - М.: Изд. МГСУ «Союз». 1999. – 327 с.
  25. Теория социальной работы: учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. - М.: Юристъ. 2010. - 334 с.
  26. Энциклопедический словарь социальной работы / под ред. Л.Э.Кунельского и М.С.Мацковской - М.: Феикс. 2008. Т.2, - 538 с.

Информация о работе Актуальные проблемы и приоритетные направления развития социальной работы с девиантными подростками