Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:33, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть теоретический аспект социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность девиантного поведения.
2. Изучить виды и формы девиантного поведения.
3. Рассмотреть исторический аспект социальной работы с девиантными подростками.
4. Изучить направления и методы социальной работы с девиантными подростками.
Введение …………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретический аспект исследования проблемы девиантного поведения подростков
1.1.Понятие и сущность девиантного поведения…………………..……......6
1.2.Виды девиантного поведения…………………………………………….13
Глава 2. Содержание социальной работы с девиантными подростками
2.1.Ретроспективный подход к развитию социальной работы с девиантными подростками………………………………………………………………...…23
2.2. Основные направления и методы социальной работы с детьми девиантного поведения……………………………………………………….26
Заключение ……………………………………………………………….…..30
Список литературы………………………………………..............................32
Задачи этих учреждений:
снять у ребенка остроту
К сожалению, восстановить функциональное единство семьи удается далеко не всегда. Поэтому помимо известных форм семейного устройства детей (усыновление, опека) появляется практика создания при приютах семейных воспитательных групп, которые позволяют реализовать потребность и право ребенка на жизнь и воспитание в семейной обстановке.
В современных условиях ведутся поиски путей, форм и средств компенсации семейных связей, известной имитации семейной микросреды и, прежде всего, структуры семейных отношений. Поддержка и помощь детям и подросткам девиантного поведения в реализации их интересов и потребностей и разрешении проблем может осуществляться через социальные услуги, оказываемые соответствующими социальными службами. Данная работа ведётся по следующим направлениям:
1. создание центров
реабилитации для подростков
с девиантным поведением, включающих
в себя приюты, службы медико-психолого-
2. организация телефонов доверия, семейных консультаций;
3. изучение среды адаптации подростка;
4. проведение работы по охране прав ребенка чрез взаимодействие и инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства;
5. служба реабилитации и адаптации подростков, подверженных наркомании, токсикомании, алкоголизму;
6. создание кризисных стационаров для подростков [11, 19].
Таким образом, можно увидеть, что такая социальная проблема как девиация волновала общество ещё в девятнадцатом столетии. Борьбе с этой проблемой уделялось не мало внимания средств. Работа в данной области постоянно совершенствовалась.
2.2 Основные направления и методы социальной работы с детьми девиантного поведения
По роду своей деятельности социальный работник имеет дело преимущественно с людьми, испытывающими различные жизненные затруднения. Спектр этих затруднений достаточно широк. И очень весомая их доля приходится на те, которые невозможно решить без привлечения усилий специалистов в других областях – психологии, педагогике, юриспруденции, медицине. Эффективные технологии социальной работы основаны на тесном взаимодействии и интеграции межведомственных усилий всех специалистов, учреждений и служб. Все это справедливо и в отношении социальной работы с детьми и подростками с различными формами и видами девиации.
Современная система
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних осуществляется различными
разноведомственными службами и
учреждениями. Согласно Федеральному
закону «Об основах системы
Процесс перевоспитания личности девианта выполняет следующие функции:
1. Воспитательная —
восстановление положительных
2. Компенсаторная —формирование
у молодого человека
3. Стимулирующая —
активизация положительной
4. Корректирующая— исправление
отрицательных качеств
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих it корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Самокоррекция включает
в себя ряд звеньев: принятие индивидом
цели, учет условий деятельности, ее
программирование, оценку результатов
и коррекцию. Реализация этих звеньев
самокоррекции предполагает также
наличие определенного отношени
Существуют различные методы работы с девиантными подростками.
Педагогические методы:
1. Методы общественного
влияния: а) коррекция активно-
2. Специальные или
частнопедагогические методы: а)
коррекция недостатков
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции
путем рациональной
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2.Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
В зависимости от возможности, способности и готовности, либо не готовности и не желания самого девианта осуществлять работу над собой, специалистом выбираются методы воздействия на такого подростка.
Заключение
Каждое общество имеет свою определенную систему норм, систему ценностей, включающую требования к поведению и обязанности членов каждого общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных, общественных отношений. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.
Человек должен уметь применять усвоенное в каждой конкретной ситуации. Нежелание или пренебрежение социальными нормами, как правило, приводит человека к социальным отклонениями, конфликтам, девиантному поведению.
Рассмотрев аспекты
девиантного поведения в
Мы считаем, что девиантное поведение - это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
В ходе исследования было изучено достаточно много отчественной литературы по данной проблеме. Были рассмотрены различные виды девиантного поведения, исторический аспект данной проблемы, понятие и сущность девиации и т.п. Изучение научной литературы по рассматриваемой проблеме позволило прийти к ряду выводов.
Профилактическая
деятельность государственных
На наш взгляд, к несовершеннолетнему, имеющему проблемы в жизни, следует применять, прежде всего, меры воспитательного воздействия или нацелить на самообразование. Необходимо признать важность не столько карательных функций, сколько деятельности по устранению причин, в результате которых совершен поступок, и в выработке мер по ресоциализации с помощью психолого-педагогических мероприятий. Подводя итог всему вышеизложенному, можно говорить о том, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Список литературы