Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:58, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение проблемы молодежного алкоголизма и выявление наиболее адекватных путей ее решения.
Объектом исследования выступает молодежь как особая социальная категория населения.
Предметом исследования является алкоголизм как социальная проблема молодого поколения.
Среди задач, поставленных при проведении исследования, можно выделить следующие:
• проанализировать научную литературу;
• выявить основные проблемы современной молодежи;
• определить особенности и причины алкоголизма в молодежной среде;
• обобщить опыт субъектов РФ по борьбе с молодежным алкого-лизмом;
• исследовать мнение молодежи относительно употребления алкоголя.
1.1. Молодежь как особая социальная группа. Социальные пробле-мы современной молодежи.
1.2. Алкоголизм как социальная угроза. Причины алкоголизм.
1.3. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи
в субъектах Российской Федерации.
2.2. Результаты эмпирического исследования
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия - это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и свободы. Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых.
Однако, несмотря на это, сегодня в России существует множество неразрешенных проблем. Наряду с такими проблемами как бедность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень преступности, возросший процент инвалидизации, отмечается проблема алкоголизации нации, и, прежде всего, молодого поколения.
Проблема молодежного алкоголизма в России, как и большинство социальных проблем, носит системный характер, затрагивающий все стороны жизни молодого человека.
Сегодня вопросы посвященные проблематике алкоголизма и путям ее решения изучаются и освещаются специалистами разного профиля и направления - от медицинских работников до правоохранительных органов и президента. Исходя из того, что алкоголизм - проблема системная и многоуровневая решают ее медицинские, социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.
Кроме того, в современных условиях экономического кризиса положение молодежи становится еще более неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний. Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии. Плюс ко всему пристрастие к алкоголю, которое в еще большей степени усугубляет положение молодежи.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
В целом социальное положение молодежи в России, в значительной степени обусловленное алкогольной зависимостью, отражает общее состояние российского общества.
Итак, целью данной курсовой работы является изучение проблемы молодежного алкоголизма и выявление наиболее адекватных путей ее решения.
Объектом исследования выступает молодежь как особая социальная категория населения.
Предметом исследования является алкоголизм как социальная проблема молодого поколения.
Среди задач, поставленных при проведении исследования, можно выделить следующие:
проанализировать научную литературу;
выявить основные проблемы современной молодежи;
определить особенности и причины алкоголизма в молодежной среде;
обобщить опыт субъектов РФ по борьбе с молодежным алкоголизмом;
исследовать мнение молодежи относительно употребления алкоголя.
К методам, с помощью которых будет проводиться исследование, относятся анализ научной литературы, анкетирование, обобщение опыта.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫ
1.1. Молодежь как особая социальная группа. Социальные проблемы современной молодежи
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе (4, с. 28).
Именно по данным ученых приблизительно с 14 годов молодое лицо начинает осознавать собственные социальные права, место в обществе, свое назначение. До 18 лет практически завершается формирование основных психофизических особенностей человека, а до 24 прекращаются процессы роста человеческого организма, и формируется социальный статус лица, которое предусматривает, например, получения к этому возрасту образования и определенной профессии, прохождения обязательной военной службы и приобретения определенного трудового и жизненного опыта.
Стоит отметить, что в научной литературе молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
2. 17-19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
3. 20-24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.
Следует отметить, что молодежь объективно восприимчива к новациям. И причиной этому есть не только юношеский энтузиазм, отсутствие определенного общественного опыта и знаний о принципиальной «невозможности» чего-то.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи парадоксальное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельность личности (8, с. 129).
Усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.
Социология молодежи, в свою очередь, изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей.
Молодость – период, когда каждый должен сам определить свой жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта (23, с. 54).
Необходимо подчеркнуть, что значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.
Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью.
Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье, как новорожденных, так и их матерей. Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи (10, с. 31).
Кроме того, высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков.
В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-
В последнее время молодые предпочитают сферу торговли. В связи с этим существует опасность появления «потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде (4, с. 20).
Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.
К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится: падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения; снижение интеллектуального уровня, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны (30, с. 37).
Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.
Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга (1, с. 46).
Более того, приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере.
В кризисных условиях больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии именно молодежь, т.к. система ценностей данной категории населения подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит, в свою очередь, к потере нравственного и духовного здоровья нации (17, с. 83).
Одной из самых острых проблем современной молодежи является приверженность к злоупотреблению спиртными напитками. Особенно тревожит тот факт, что средний возраст приверженцев алкоголя постоянно снижается. Даже, несмотря на высокий уровень информированности и образованности большей части молодого поколения, распитие спиртных напитков все же является в молодежных кругах популярным времяпрепровождением.
Кроме того, как уже говорилось, алкоголь усугубляет положение молодежи и становится катализатором для распространения таких явлений в молодежной среде, как наркомания, проституция, преступность и др.
В следующем параграфе мы рассмотрим проблему алкоголизма, причины и особенности данной проблемы.
1.2. Алкоголизм как социальная угроза. Причины алкоголизма
Употребление алкоголя молодежью - массовое явление, связанное с такими социальными категориями, как традиции и обычаи, с одной стороны, и общественное мнение и мода, с другой. Также потребление алкоголя связано с психологической особенностью личности, отношению к алкоголю как к «лекарству», согревающему напитку и т.п.
К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение, снизить психическую напряженность, заглушить чувство усталости, моральной неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми заботами и переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других, особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения, показателем «мужества», «взрослости».
Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием.
Нужно отметить, что алкоголизм является одной из разновидностей наркомании. В основе его развития лежит психическая и физическая зависимость от алкоголя. Алкоголизм может развиться как под воздействием внешних, так и внутренних факторов.