Алкоголизм среди молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 22:37, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что проблема пьянства и алкоголизма продолжает оставаться одной из самых социально значимых и актуальных для нашего государства. Это негативное явление причиняет как обществу в целом, так и отдельным гражданам огромный материальный и нравственный ущерб. Тема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

Вложенные файлы: 1 файл

Алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одн.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

В школе необходимо привлекать учащихся старших классов  для работы по первичной позитивной профилактике среди младших классов. Эта форма предупреждения во всем мире признана наиболее эффективной, поскольку  знания становятся убеждениями, когда передаются другим.

 

 

Комплексно-целевая программа  профилактики пивного алкоголизма  подростков в условиях общеобразовательной  школы.

Для профилактики пивного алкоголизма была составлена программа: «Скажи алкоголю НЕТ».

Целями данной программы являются:

1 Обучающая  – расширить кругозор о вреде  алкоголя, признаках и факторах возникновения алкоголизма, последствиях возникновения алкоголизма.

2 Развивающая  – развить волю и стремление  у учащихся к здоровому образу жизни.

2 Воспитательная – сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, формирование здорового жизненного стиля, поведения.

Задачи  программы:

1 Создание условий  для гармоничного развития подростков  в школьной среде.

2 Изменение  ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.

3 Пропаганда  здорового образа жизни.

4 Развитие у  подростков поведенческой саморегуляции,  осознания личной ответственности за свое поведение.

Возраст: данная программа рассчитана на подростковый возраст 11-15 лет (7-10 классы).

Участниками реализации данной программы являются: социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, классный руководитель, сами подростки.

Направления программы «Скажи алкоголю НЕТ»:

– информационное обеспечение учащихся по данной проблеме;

– формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;

– совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;

– проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;

– индивидуальная работа с  учащимися, склонными к употреблению алкоголя.

Ожидаемые результаты реализации комплексно-целевой программы:

– формирование самосознания, умения подростка сделать правильный выбор за здоровый образ жизни;

– формирование умения сказать «нет», постоять за себя;

– формирование отрицательного отношения к алкоголю у большинства подростков;

– снижение возможности  пробы спиртосодержащих веществ, то есть удастся удержать некоторых подростков от пристрастия к алкоголю;

– увеличение охвата обучающихся школы спортивными  кружками;

– повышение  духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся;

– внедрение  традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни младших подростков.

Этап 1. Подготовительный.

Цель: определение  актуальности проблемы пивного алкоголизма  в данной среде.

На первом этапе  планируется провести:

– дискуссия  «Ты и алкоголь».

Этап 2 Выработка негативного отношения к алкоголю.

Цель: добиться осознания и восприятия на эмоционально-личностном уровне понимания важности антиалкогольной позиции.

На втором этапе  планируется провести:

– дискуссия  «Пиво – алкогольный напиток  или нет»;

– ролевая игра «Суд над алкоголем».

Задачи:

– расширение представления  о негативных последствиях слабоалкогольных напитков, их роли в развитии алкогольной зависимости;

– формирование критического отношения к рекламе алкогольных напитков, умения оценивать и анализировать используемые в рекламе приемы;

– анализ ситуаций алкогольного опьянения, оценка используемых приемов социального влияния;

– развитие умения выбирать эффективные варианты отказа в ситуациях, связанных с предложением выпить спиртное.

Этап 3. Формирование чувства личной причастности.

Цель: помочь подростку  оценить собственное поведение  и понять, что «я могу вести здоровый образ жизни».

Содержание:

– творческий проект «Я – игра»;

– выступление  врача-нарколога «Влияние алкоголя на организм подростка».

Задачи:

–стимулирование творческой активности подростков, готовности участвовать в организации своего досуга;

– составить  коллекцию игр, которые могут  быть использованы во время вечеринки, праздника и др.;

– подготовить  варианты рекламных роликов, пропагандирующих занятия спортом;

– осознание  подростками собственной значимости в пропаганде ЗОЖ;

– выявить информированность  учащихся по проблеме алкоголизма;

– стимулирование к полезному и не вредному для себя и общества времяпрепровождению.

Выступление врача-нарколога  должно закрепить ранее полученные сведения о вреде алкоголя, показать разрушительное действие алкоголя на все сферы жизни человека.

Этап 4. Формирование потребности действовать в соответствии с антиалкогольной установкой.

Цель: сформировать и закрепить у подростков тенденцию  к ведению ЗОЖ, привить навыки безалкогольного поведения.

Содержание:

– обсуждение «Перечеркнутые судьбы»;

Задачи:

– актуализация представления подростков о творчестве как форме самореализации человека, роли творческой личности в жизни общества;

– анализ и оценка последствий алкоголизации, наркотизации для творческих способностей человека, его самореализации;

Для проведения антиалкогольной профилактики стоит  помнить следующее: работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков – это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе – это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т. д. И, конечно, взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективной.

ДИСКУССИЯ «ТЫ И АЛКОГОЛЬ»

 

Вводная часть.

Цель: создание атмосферы, благоприятной для дальнейшей работы, знакомство участников с темой встречи и друг с другом. 

Необходимые материалы:

– лист ватмана  с заранее записанными «Соглашениями» о совместной работе;

– бланк «Список  участников семинара».

Перед проведением  занятия необходимо прийти заранее  и решить следующие вопросы:

1) организовать  пространство, т.е. найти удобные  стулья, которые можно передвигать по комнате, расставить стулья полукругом, чтобы участники видели друг друга в процессе работы;

2) проверить  количество и качество канцтоваров;

3) подготовить анкеты участникам семинара.

Приветствие и  знакомство.

Здравствуйте! Меня зовут… Мы рады видеть вас на нашем  семинаре. Сегодня мы будем обсуждать проблему влияния алкоголя на организм человека.

Объявление  цели встречи. Цель написать на ватмане  или прикрепить лист с заранее сделанной надписью.

Цель нашей  встречи – повышение уровня информированности  подростков по проблеме влияние алкоголя на организм человека и формирование ответственного поведения у участников семинара.

Проверить, все  ли участники записали свои имена на регистрационном бланке.

Предложить  участникам познакомиться с помощью  упражнения «Снежный ком» (или любого другого). Начать с себя. После того как все участники выполнят задание, предложить им занять свои места в кругу.

Показать плакат «Соглашения» (соглашения заранее записываются либо схематически зарисовываются). Пояснить:

Для того чтобы  наша встреча прошла эффективно, необходимо прийти к соглашению о том, как  мы будем работать. Я предлагаю  вам:

– правило руки;

– говорить от своего имени;

– критиковать  высказывание, а не личность.

Понятен ли смысл  записанного? Какие есть предложения  по поводу по поводу «Соглашений»? Согласны ли вы их подписывать и выполнять?

Если со стороны  группы возникли вопросы, пожелания  дополнить либо изменить соглашения, необходимо обсудить со всеми новые предложения. После этого предложить участникам подойти и расписаться на плакате.

На этом вводная  часть встречи закончена.

Основная часть 

Цель: информировать  участников семинара о влиянии алкоголя на различные стороны жизнедеятельности человека.

Необходимое время  – 2 часа.

Обратиться  к участникам с коротким вступлением:

Во время  работы мы обсудим то, что вам  уже известно по проблеме влияния алкоголя на организм человека, определим, какие существуют стадии алкогольного опьянения, ответим на вопрос об основных причинах употребления алкоголя, обсудим, что же влияет на принятие решения «пить или не пить».

Каждый из нас  хоть однажды видел человека в  состоянии алкогольного опьянения, некоторые сами пробовали алкогольные  напитки, поэтому каждый из нас уже имеет собственное мнение, касающееся темы нашей встречи. Для того чтобы мы могли успешно работать дальше, необходимо выяснить, что вы уже знаете по проблеме влияния алкоголя на организм человека, а стороны этой проблемы необходимо обсудить более глубоко. Мы подготовили анкету, затрагивающую различные стороны влияния алкоголя на организм человека.

Пожалуйста, заполните  ее следующим образом:

а) если вы согласны с утверждением, поставьте (+) в столбике под буквой «В»;

б) если вы не согласны с утверждением, поставьте (+) в столбике под буквой «Н»;

е) если вы не знаете или сомневаетесь, поставьте (+) в  столбике под вопросительным знаком.

Прошу вас выполнять  это задание индивидуально.

После того, как  участники заполняют анкеты, кратко обсудите возникшие вопросы и соберите анкеты.

Начните мини-лекцию о влиянии алкоголя на жизнь человека с данных статистики:

Что бы мы ни думали о проблеме алкоголизма, статистические данные говорят следующее:

Смертность  по причине алкоголя составляет 6% от общей смертности  и занимает третье место после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований;

Более 80% правонарушений совершается в состоянии алкогольного опьянения;

Спиртные напитки  обладают ядовитыми и наркотическими свойствами. Мозг задерживает до 30% поступающего в организм алкоголя, спирт губительно действует на иммунную и генетическую системы, появляются дефекты в спиралях молекул ДНК;

74% детей, рожденных  от матерей, страдающих алкоголизмом, имеют различные аномалии физического развития, страдают умственной отсталостью, психическими расстройствами;

Алкоголизм  у подростков формируется в 3—4 раза быстрее, чем у взрослых, быстро приводит к деградации личности;

В 75% случаев  причиной постановки несовершеннолетних на учет в ИДН является «употребление спиртных напитков».

Обратитесь  к знаниям участников, задав вопрос «Так что же такое алкоголь?». Выслушайте все мнения и попросите сформулировать определение. Оно должно быть примерно следующим: «Алкоголь  -- естественный продукт, который получается в процессе брожения сахара, содержащегося в фруктах, пшенице, картофеле, Это прозрачная бесцветная жидкость с характерным запахом».

Продолжите  встречу мини-лекций, остановитесь на наиболее важных для вас и группы вопросах, исходя из анкетирования участников. Цель мини-лекций – информировать участников об основных аспектах проблемы влияния алкоголя на различные сферы жизнедеятельности человека.

Необходимое время  – 20 минут.

Вам понадобятся: 2 листа ватмана формата А-1 (на одном из них может быть схематически изображен организм человека), маркеры контрастных цветов.

В VI—VII вв. арабы научились получать спирт и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий».

В настоящее  время существует четыре основных вида алкогольных напитков: слабоалкогольные напитки – так называемые «алко-попсы» типа джин-тоника; пиво; вино; крепкие напитки: водка, коньяк.

Пиво делают из злаковых, в основном ячменя; вино – из винограда, фруктов. Крепкие напитки: водку – в основном из пшеницы, коньяк – из винограда и фруктов. В разных алкогольных напитках разное содержание алкоголя. В пиве – 3 – 5%, в вине – около 12%, в крепких напитках – обычно 30—40%. Практически каждый человек знает, что алкоголь вреден. Во-первых, алкоголь вызывает физиологические изменения в организме.

Информация о работе Алкоголизм среди молодёжи