Альтруизм и эгоизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:30, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа представляет собой изучение альтруизма и выявление отношения людей к альтруистам и эгоистам.
Актуальность этой темы не слабеет с годами. Альтруизм является предметом внимания и изучения психологов во все времена, как один из ярких социальных факторов и факторов межличностных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Альтруизм (курсовая).docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

Введение.

Данная работа представляет собой изучение альтруизма и выявление отношения людей к альтруистам и эгоистам.

Актуальность этой темы не слабеет с годами. Альтруизм является предметом внимания и изучения психологов во все времена, как один из ярких социальных факторов и факторов межличностных отношений.

Помощь и доброта к  другим необходима для нашего собственного развития. Ведь это способность увидеть проблемы других людей, помочь им, поделиться своей силой, знаниями, возможностями.

Альтруизм – качество, диаметрально противоположное эгоизму. Эгоисты живут ради себя, они амбициозны, требовательные к своей персоне. Альтруист неравнодушен и готов помочь совершенно бескорыстно, даже тогда, когда ему не предлагают ничего взамен и когда он не ждет никакой благодарности.

Многие люди говорят, что  мы живем, чтобы помогать другим. Осуществляя помощь другим людям, мы выполняем свое предназначение. Нельзя знать насколько это верно, но можно хорошо знать то чувство, которое мы испытываем, когда помогаем кому-то и видим разницу. Что-то происходит, мы получаем чувство удовлетворения и счастья, испытываем прилив энергии и целеустремленности. 

Существует достаточно причин для того, чтобы помочь кому-то, когда  у нас есть такая возможность. Но почему мы помогаем другим? Ради собственной выгоды или бескорыстно и от чистого сердца?

Цель работы – изучить альтруизм и выявить отношение людей к альтруистам и эгоистам.

Объектом является альтруизм  и эгоизм, предметом – процент  отношения людей к альтруистам  и эгоистам.

Задачи:

- уточнить основные понятия  предметно-объектной сферы

- изучить специальную  литературу по теме исследования

- провести метод сбора  дополнительной информации (наблюдение, опрос)

- изучить полученную информацию

- сделать выводы и подвести  итоги

Гипотеза – процент  отношения людей к эгоистам выше, нежели к альтруистам, т.к. меньшее  количество людей помогают другим без причины собственной выгоды.

Методы исследования –  анализ документов, наблюдение, опрос.

 

Глава 1. Теоретическая  часть.

Альтруизм – в наиболее обобщенном виде – это разновидность  общественного поведения, когда  один человек добровольно помогает другому. Субъективно альтруизм  проявляется в чувстве симпатии, ориентированной на оказании помощи другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения  считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидания некой  награды или иная причина в  которой виден корыстный интерес.

Термин "альтруизм" впервые  был введен О. Контом, сформировавшим принцип "revile pour outrе" – жить для других. Ученый различал присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и альтруизм, возникающий и развивающийся уже в ее рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врожденное свойство, объединяющее всех людей.

Биологический взгляд на проблему альтруизма нашел отражение у  Г. Спенсера, рассматривавшего альтруизм  как адаптивное качество, возникающее  в ходе естественной эволюции; в  психоаналитической концепции З. Фрейда, считавшего, что альтруистические побуждения являются невротической компенсацией побуждений противоположной направленности - первобытного эгоизма, подвергнутого  вытеснению; у генетика Ф.Г. Добржанского, полагавшего, что альтруистические чувства "генетически запрограммированы" в индивиде и содействуют тем самым выживанию вида в борьбе за существование; у В. Эфроимсона, понимавшего под альтруизмом "всю группу эмоций, которая побуждает человека совершать поступки, лично ему непосредственно невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям".

По мнению В. Эфроимсона, эмоции человечности, доброты, бережного  отношения к детям, старикам и  женщинам неизбежно развивались  под действием естественного  отбора и входили в фонд наследственных признаков.

Биологической точке зрения противостоит иная позиция, изложенная наиболее полно И.П. Павловым, который  считал "настоящий альтруизм приобретением  культуры", связанным со второй сигнальной системой, и если она слаба, то "непременно на первом плане будет забота о  собственной шкуре". Практика воспитательной работы подтверждает правильность взглядов великого физиолога: высокая культура чувств не наследуется, ее нужно формировать  с момента рождения ребенка. По утверждению В.Я. Семке, - "Генетическая основа альтруизма при этом присутствует в качестве биологической предпосылки, потенциальной возможности воспитания".

Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических  представлений об альтруизме и его  возникновении. Можно выделить три  объяснительных принципа данного понятия, которые не являются взаимоисключающими. Согласно первому из них, альтруизм  является следствием эмоциональной  реакции эмпатии, при этом последняя  понимается как аффективная связь  с другим человеком, как способность  приобщаться к эмоциональной  жизни другого человека, разделяя его переживания.

Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм. Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.

Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми  личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде самоожиданий субъекта, то в виде усвоенных  и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций или социальных установок.

Альтруистическое поведение  неотделимо от внутренней мотивации, ибо  под альтруистическими понимаются только бескорыстные помогающие действия, не сулящие субъекту никаких внешних  наград и поощрений, иными словами, альтруистическое поведение является непрагматическим по своей сути. За пределами альтруизма оказываются  формы помогающего поведения, основанные на корыстном расчете и действия, связанные с соображениями затрат и пользы от совершаемых благодеяний. В сферу собственно альтруистических проявлений не включаются также акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции  социально-нормативного типа.

К ним относятся: во-первых, шаблонно-стереотипные проявления помощи (культурные привычки, правила этикета); во-вторых, акты помощи, осуществляемые в соответствии с внешними социальными  требованиями и ожиданиями.

Выделяются два основных подхода к пониманию мотивационной  природы альтруистического поведения:

1) личностно-нормативный (со стороны нравственных норм и моральных убеждений личностей)

2) эмоциональный (со стороны анализа роли альтруистических эмоций - эмпатии, сопереживания, сочувствия, симпатии в реализации альтруистического поведения).

Альтруистическая мотивация - это всегда внутренняя личностно-смысловая  мотивация. В среде внутренних мотивационных  механизмов собственно альтруистического  содержания следует различать два  мотива, являющихся смысловыми детерминантами альтруизма - мотив морального долга  и мотив сочувствия.

Мотив морального долга по отношению к альтруистическим действиям  является следствием нормативного воспитания личности. Ведущим чувством в мотивации  этого типа является чувство ответственности  за свои поступки перед собой и  другими людьми. Действие этого мотива непосредственно связано с областью моральной самооценки. Его реализация сопровождается позитивными чувствами  морального удовлетворения, самоуважения, гордости, повышением самооценки. Фрустрация, невозможность реализации этого  мотива, связана с ощущением бесчестности, недостойности своего поведения, пониженным самоуважением. Поведение помощи, детерминируемое  исключительно этим мотивом, носит  жертвенный характер.

Мотив сочувствия, основанный на воспитании идентификационных и  эмпатических способностей человека, является второй и весьма существенной смысловой детерминантой альтруизма. Реализация мотива сочувствия невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи человека, без процесса сочувствия и сопереживания ему. О мотиве сочувствия речь идет тогда, когда проявление сочувствия в ответ на бедственное состояние другого выступает как устойчивая и закономерная тенденция поведения. Сочувствие предполагает не только понимание другого и сопереживание его состоянию, но и сопереживание возможному улучшению состояния реципиента (объекта помощи), т.е. носит опережающий, предвосхищающий характер, побуждая к совершению акта помощи.

Наиболее альтруистичными  оказываются субъекты с гармоничной  представленностью в структуре личности обоих смыслообразующих мотивов, когда мотивы долга и сочувствия одинаково сильно действуют в ситуациях, аппелирующих к помощи.

Вопрос о том, почему человек  приходит на помощь, всегда раздражал  эволюционистов. На первый взгляд, если рассматривать этот вопрос в рамках дарвиновской теории о том, что мы всегда стараемся способствовать нашему собственному выживанию, то проявление доброты и помощи представляется неразрешимой загадкой. Однако мы все  каждый день сталкиваемся с проявлением  доброты: человек может подержать  открытую дверь, отдать деньги на благотворительность  или вынести ребенка из горящего здания.

В концепции общей приспособленности  Гамильтона учитывается различие между  личным и генетическим выживанием. Эта теория утверждает, что нам  важно сохранить не только генотип  нашего собственного потомства, но и  генотип наших родственников. Такое  разграничение существенно углубляет  наше понимание того, когда и при  каких обстоятельствах человек  будет помогать другому, поскольку  мы знаем, что люди могут пойти  на личный риск или потери, если в  процессе они улучшат общую родовую  приспособленность, то есть увеличат шансы  выживания своего генотипа. Соответственно, мы можем рискнуть даже собственным  выживанием, если наш акт помощи увеличит вероятность выживания  большего количества родственников  с тем же генотипом.

Выдвинутая Гамильтоном  концепция общей приспособленности  объясняет самопожертвование родственников. Но как может эволюционная теория обосновать тот факт, что и животные и люди регулярно помогают неродственникам? Тут нам поможет понятие взаимной помощи, введенное в современную эволюционную теорию Робертом Триверсом. Ученый отмечал, что помощь часто взаимна и люди оказывают ее сообща, так что помогающие тоже получают пользу. Во всех человеческих культурах существует норма взаимности, обязывающая людей возмещать помощь, которую они получили. Триверс показал, что взаимопомощь встречается также и среди животных. Те, у кого гены стимулировали такое взаимодействие, чаще выживали.

Взаимопомощь — помощь, которая возникает в обмен  на предыдущую помощь.

Если помощь другим, даже неродственникам, дает помогающему человеку генетическое и материальное преимущество, то люди, искренне верящие в это, вероятнее всего, окажут помощь.

Кроме генетических и материальных преимуществ помощники получают и косвенную выгоду. Поскольку  стремление помогать поощряется во всех человеческих культурах, те, кто помогают, облагораживают свой образ в глазах других. Дональд Кэмпбелл отмечал, что для того чтобы стимулировать помощь в ситуациях, не предлагающих материальных или генетических вознаграждений помогающему, все человеческие общества предоставляют социальные вознаграждения тем, кто помогает. Эти социальные вознаграждения, как правило, принимают форму повышенной симпатии и одобрения. Кроме того, просоциальные действия могут также укрепить воспринимаемую власть и статус помогающего в обществе.

Нормы общества зачастую оказывают  сильное влияние на поведение. Существует два вида социальных норм. Дескриптивные  нормы определяют, что, как правило, делается в данной ситуации, а инъюнктивные нормы определяют, что одобряется и не одобряется.

Нормы того и другого типа касаются помощи: люди гораздо чаще помогают другим, когда видят наглядные  примеры помощи или когда другие одобряют помощь. Тем не менее, как  раз одобрение просоциальных действий, по-видимому, наиболее тесно связано с получением социального статуса и похвал.

Самая распространенная норма  помощи — это норма социальной ответственности. Она утверждает, что  в целом мы должны помогать тем, кто  нуждается и зависит от нашей  помощи. Действует несколько факторов, когда решение человека помогать обусловливается нормой социальной ответственности. Один из детально изученных  факторов — это присутствие других (случайных прохожих) и их влияние, когда появляется возможность оказать  помощь, особенно если человек нуждается  в срочной помощи. Эти наблюдатели  могут повлиять на действие нормы  социальной ответственности и, соответственно, на решение помочь тремя способами: выступая как источник помощи, как  источник информации о том, требуется  помощь или нет, и как источник одобрения или неодобрения, когда  человек помогает или не помогает другим.

Так как помощь приветствуется обществом, то люди могут использовать ее для достижения социального статуса  и одобрения. Поэтому очень заинтересованные в социальном одобрении люди чаще оказывают помощь публично, а не приватно.

Любое осмысленное действие, которое мы предпринимаем, влияет на наши представления о самих себе. Например, если человек испытывает потребность поддержать своё «я», то решает совершить какой-нибудь хороший поступок по отношению к кому-либо. В процессе совершения действия человек может улучшить свой образ «я». Либо если в его представлениях о самом себе присутствует альтруистический компонент, скажем, он уже считает себя щедрым и великодушным, вероятно, он позволит нуждающемуся человеку убедиться в этих его качествах. В последнем случае человек будет преследовать цель не повысить, а подтвердить самооценку.

Информация о работе Альтруизм и эгоизм