Анализ деятельности управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Рассмотреть теоретические основы функциорование социальной основы
Проанализировать деятельность управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ
Рассмотреть проблемы социальной и пути решения социальной сферы МО г. Улан-Удэ

Вложенные файлы: 1 файл

соц. пол МО г. Улан-Удэ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Управление  социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством  несет ответственность за правильное и точное выполнение возложенных  на него функций.

Рассмотрим  наиболее крупные по функциональному  признаку структурные подразделения Управления социальной защиты населения:

1. Группа по  назначению и выплате государственных  пособий на детей гражданам,  имеющим детей, если их среднедушевой  доход не превышает величины  прожиточного минимума.

Основными задачами и функциями группы по назначению и выплате государственных пособий на детей являются:

  • реализация государственной политики социальных гарантий и социальной поддержки семей, имеющих детей;
  • реализация городских программ по социальной поддержке семей с детьми;
  • разъяснение в средствах массовой информации малообеспеченным гражданам, имеющим несовершеннолетних детей мер, направленных на поддержание жизненного уровня их семей;
  • осуществление мероприятий по практической реализации государственной политики в социальной сфере.

 

2.2 Характеристика  и функции социального обеспечение

 

Содержание  понятия социального обеспечения, его параметры сформировались постепенно по мере развития самой системы социального  обеспечения в районе. Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научной обоснованности. Иногда определение того или иного понятия дает сам законодатель, и оно воспринимается наукой как легальное. Однако определение социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. Поэтому разными авторами это понятие трактуется по-разному. В науке сложились две основные концепции содержания понятия социальное обеспечения - экономическая и правовая.         Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которые не являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода районах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение.          Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение, безусловно, является и очень важной социальной категорией.            Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе; 1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения; 2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований предоставления различных видов социального обеспечения; 3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;        Выделив признаки социального обеспечения, можно дать его определение. Однако однозначного определения данного понятия не выработано. Это объясняется тем, что социальное обеспечение – это явление многоаспектное и любое данное определение не может быть универсальным, так как оно не способно одновременно охватить все сущностные стороны.

 Государственное  социальное обеспечение – это  гарантированная система материального  обеспечения граждан (в денежной  и натуральной форме) по достижении  определенного возраста, в случае  инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством».

Таким образом, эти определения содержат сущностные признаки явления социального обеспечения и отражают его особенности.

В результате ухудшения  соотношения размеров пенсий с заработной платой и прожиточным минимумом  упала и реальная покупательная  способность пенсий. Основными причинами  такого положения дел явились: негативные процессы в экономической жизни общества, отставание законодателя в должном правовом регулировании происходящих изменений в общественных и социально-обеспечительных отношениях. В экономике такие процессы проявились в распределительных отношениях: в динамике денежных доходов и уровне инфляции, в несбалансированности товарного рынка, росте стоимости жизни. В конечном счете, это привело к нарушению обоснованной дифференциации уровня жизни имеющихся социальных групп населения.

 

Таблица 1. Динамика численности пенсионеров, средних размеров пенсии, прожиточного минимума пенсионера и расходов Пенсионного фонда России на выплату пенсий в 2006-2008 годах.

Название показателей

2006 год

2007 год

2008 год

Численность пенсионеров  – всего (млн. чел.)

38,5

38,5

38,6

в том числе  по старости

29,0

29,6

29,6

Средний размер пенсии (рублей)

2346,0

4999,0

5786,0

в том числе  по старости

1423,2

1634,7

1935,0

Прожиточный минимум  пенсионера (рублей)

2490,0

3254,0

3777,0

Отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы (%)

28,0

31,0

30,00

Расходы на выплату  государственных пенсий (млрд.рублей)

649,3

769,1

886,6

в том числе  на выплату трудовых пенсий

605

718

824,3


Как видно из таблицы, средний размер пенсий дотягивает до величины прожиточного минимума. Однако это происходит только со средним  показателем. Минимальный размер пенсии гораздо меньше норматива, а его  получает население. На данном фоне сформировалась система привилегированных пенсий, размер которых превышает во много раз, как средний размер пенсий, так и величину прожиточного минимума.

3. Проблемы  социальной  и пути решения социальной сферы МО г. Улан-Удэ

3.1. Проблемы  социальной сферы МО г. Улан-Удэ

 

Конец ХХ века характеризуется все возрастающей ролью информации в общественном развитии. Обладание своевременными, точными, достоверными данными о предмете деятельности все чаще выступает залогом успеха в самых различных начинаниях. Причем своевременность доступа и получения информации становится чрезвычайно важным фактором эффективности принятия решающих управленческих решений. Сегодня процесс информатизации в определенной степени затронул многие отрасли хозяйства, системы обороны и безопасности, банковскую сферу, бизнес и сферу государственного управления. Информационное обеспечение социальной сферы, государственной социальной политики приобретает особую значимость, так как социальная политика остается по-прежнему важным фактором, способным предупредить и смягчить негативные социальные последствия проводимых экономических реформ и социально-политических преобразований. Принятие адекватных решений и практических мер со стороны законодательных, исполнительных органов власти по обеспечению конституционных прав и гарантий граждан в основных сферах жизнедеятельности требует новых подходов к решению проблем научно-информационного обеспечения процесса управления сферой социальной защиты населения.  

Основные проблемы МО г. Улан-Удэ:     1.Сегодня становится необходимым создание развитой информационно-коммуникативной инфраструктуры социальной сферы МО г. Улан-Удэ. Наличие информационно-аналитических центров в рамках различных структур, подразделений социальной сферы – это первый шаг, следующий – создание межведомственной информационной системной сети. Основная цель – интеграция информационных ресурсов за счет создания хранилищ, банков данных документированной информации и получение на их основе аналитических и сводных данных о ходе реализации социальных программ, в том числе городских. Актуальность вопроса создания в МО г.Улан-Удэ межведомственной информационной сети обусловлена целым рядом факторов, среди которых особо следует выделить информатизацию, возрастание роли информационного обеспечения при принятии управленческих решений, а также многофакторность и разнообразие социальных проблем, требующих решения. Межведомственная информационная сеть позволит:

  • объединить и синхронизировать технологические процессы контроля исполнения документов, получения отчетов о полученных результатах с их одновременным документированием в банках данных и хранилищах;
    • использовать современные технологии в целях оперативного получения информации из корпоративных документированных хранилищ и ее аналитической обработки для предоставления лицам, принимающим решения.           

2.Из этого   вытекает следующая проблема  не достаточное финансирования. Финансирование необходимо для  системного согласованного информационного взаимодействия позволит объединить существующие базы, банки данных в органах здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты и других структурных подразделениях социальной сферы. Отраслевые системы информационного обеспечения управления процессами социалобщественных структур при выработке и принятии решений на различных уровнях, в том числе и законодательном. 

3.2. Пути решения  социальной сферы

Определяя направления  развития социальной сферы на перспективу МО г.Улан-Удэ, необходимо решать ряд важнейших проблем социального развития, так как без их решения невозможно дальнейшее устойчивое развитие муниципального образования:  проблему снижения качества жизни населения; проблему бедности, социального неблагополучия отдельных категорий населения, порождающую социальную напряженность и социальные конфликты; проблему укрепления семьи, обеспечения защиты прав материнства и детства и многие другие.      Определяя основные цели и приоритеты социального развития муниципального образования, необходимо применять такие механизмы управления, которые обеспечат более рациональное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов в социальной сфере. Главной целью развития социальной сферы должно являться обеспечение устойчивого сбалансированного развития социальных составляющих качества жизни населения при сохранении историко-культурной среды и эффективном развитии производственного потенциала территории.   Сущность социальной политики по отношению к населению муниципального образования на долгосрочную перспективу должна заключаться в синхронном воздействии органов управления различных уровней (федерального, регионального и местного) на каждую из составляющих качества жизни населения с целью придания последним позитивной направленности и динамики. При этом администрация муниципального образования должна обеспечивать согласование усилий органов различных уровней управления и эффективное использование всех видов ресурсов на собственной территории. В этом должны быть задействованы все комитеты и функциональные подразделения администрации, а не только комитеты, непосредственно отвечающие за развитие отраслей социальной сферы.       Исходя из проблематики социального развития на местном уровне, система направлений развития социальной сферы может быть представлена в следующем виде:  нормализация и улучшение демографической ситуации; реализация нового подхода к охране здоровья – выполнение мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения;   ориентация социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи; активизация адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни людей; интенсификация развития культурно-образовательного потенциала территории на основе наиболее эффективных современных образовательных технологий, реализация национального проекта в сфере образования; сохранение и приумножение культурно-исторического наследия; развитие отраслей социальной инфраструктуры.                В каждой структурной составляющей социальной сферы муниципального образования также можно выделить определенные направления развития. Главная цель развития образования - повышение доступности качественного образования. Основными направлениями здесь должно являться:

- создание условий  для эффективного обеспечения  образовательных учреждений финансовыми  ресурсами;

- повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечения в сферу образования высококвалифицированных кадров;

- повышение доступности  качественного дошкольного образования  и воспитания;

- создание условий  для получения образования и социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий  для активного включения детей  и молодежи в социально-экономическую,  политическую и культурную жизнь общества.  Главная цель развития здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступной и качественной медицинской помощи. Для этого необходимо:

- осуществление перехода  от наращивания ресурсов в  отрасли к их эффективному использованию;

- развитие профилактической  направленности отрасли;

- внедрение современных  подходов к кадровому обеспечению  отрасли;

- совершенствование первичной  медико-санитарной помощи;

- повышение доступности  и качества оказания высокотехнологичной  медицинской помощи;

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;

- обеспечение развития  правовой базы в области здравоохранения. Главная цель социальной поддержки населения муниципального образования - обеспечение и развитие государственных гарантий и социального обслуживания. Основные направления: совершенствование законодательства в области социальной поддержки населения; обеспечение качества и доступности социальных услуг;  развитие межведомственного взаимодействия и частно-государственного партнерства для разработки и реализации наиболее эффективных форм социального обслуживания населения и привлечения дополнительных ресурсов   Основная цель развития сферы культуры - духовно-нравственное воспитание общества и сохранение культурного наследия. Важными направлениями здесь являются: создание условий доступности широких слоев населения к культурным ценностям и информационным ресурсам; укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства; разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.  Реализация поставленных направлений позволит расширить предложение населению культурных благ и информации в сфере культуры, а также создать благоприятные условия для творческой самореализации человека.        Социальная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно интересов органов местной власти. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социальной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.  Для успешного ее функционирования в долгосрочной перспективе необходимо оценивать существующее положение в этой области, определять и реализовывать направления дальнейшего развития и решать назревшие проблемы, так как без этого невозможно не только развитие социальной сферы, но и ее сохранение того потенциала, который накоплен к настоящему времени.

Информация о работе Анализ деятельности управления социальной защиты населения г.Улан-Удэ