Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Говоря о вопросе трудоустройства, важно отметить, что нет универсальной технологии, являющейся эффективной в 100% случаев. Среди активно используемых технологий поиска работы – обращения в рекрутинговые агентства, поиск по объявлениям в газетах, с помощью Интернет-ресурсов, непосредственное обращение к работодателю. Каждая стратегия имеет право на жизнь, возможно так же применение нескольких технологий. В связи с широким внедрением Интернет-технологий в повседневную жизнь населения, необходимо исследовать этот вид СМИ как потенциальное поле столкновения интересов соискателей и работодателей.

Содержание

Введение
1.Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов
2. Трудоустройство молодых специалистов: исторический аспект
3. Социологический дискурс проблем трудоустройства молодежи в интернете
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Петрова соц экология.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Анализ законодательства  в сфере трудоустройства молодых  специалистов 

2. Трудоустройство молодых  специалистов: исторический аспект

3. Социологический дискурс проблем трудоустройства молодежи в интернете

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В кризисных условиях мировой экономики проблемы с трудоустройством затронули не только работающее население, но и молодых специалистов, которые только начинают свою трудовую деятельность. Ужесточение требований к потенциальным кандидатам во много раз увеличило конкуренцию и сделало трудоустройство молодежи весьма затруднительным1. В 2009 году учреждениями профессионального образования было подготовлено 1,7 миллиона специалистов. К середине сентября 11 % выпускников ВУЗов не смогли найти работу, среди выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустроены 9%2. По заявлению главы Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков на  пресс-конференции, приуроченной к началу Всероссийского профсоюзного молодежного форума: "Статистика дает негативные показатели занятости молодежи. 27 процентов молодежи в возрасте до 30 лет не имеют рабочих мест, либо имеют нестабильный заработок. Это довольно тревожная тенденция"3.

Глава Министерства социального развития Татьяна Голикова отметила в своем докладе в рамках «правительственного часа», что число безработных РФ в 2009 году превысило прогнозный уровень на 200 тысяч человек4. Финансирование выделено 78 субъектам РФ, которые разработали программ по снижению напряженности на рынке труда.  Делаются шаги в процессе реформирования существующей системы трудоустройства.  Федеральная служба государственной статистики (Росстат) говорит о том, что общая численность безработных в России в августе 2009г. увеличилась на 38,6% по сравнению с августом 2008 г. При этом в январе-августе 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. численность безработных россиян выросла на 42,5%5.

Молодежь в возрасте 18–24 года — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны6. Организация процесса в ВУЗах, бизнес - структурах и государственных органах является так же важным аспектом в решении проблемы трудоустройства молодых специалистов.

В условиях кризиса выйдет на поверхность феномен, тщательно маскируемый нынешней системой образования: до трех четвертей выпускников вузов не получают достаточных для профессиональной работы компетенций. В период быстрого роста без жесткого бюджетного ограничения, характерного для 2000-го — первой половины 2008 г., это маскировалось видимостью дефицита рабочей силы. Распространявшаяся по всей экономике волна денег и оптимизма вела не только к повышенному спросу на работников; предприятия боялись расстаться даже с наименее эффективными работниками, ибо цена рабочей силы постоянно шла вверх. В новом году перенасыщенность российских предприятий работниками сыграет злую шутку с теми, кто впервые выходит на рынок труда.

Говоря о вопросе трудоустройства, важно отметить, что нет универсальной технологии, являющейся эффективной в 100% случаев. Среди активно используемых технологий поиска работы – обращения в рекрутинговые агентства, поиск по объявлениям в газетах, с помощью Интернет-ресурсов, непосредственное обращение к работодателю. Каждая стратегия имеет право на жизнь, возможно так же применение нескольких технологий. В связи с широким внедрением Интернет-технологий в повседневную жизнь населения, необходимо исследовать этот вид СМИ как потенциальное поле столкновения интересов соискателей и работодателей.

Интернет – это новое СМИ, общедоступное средство массовой коммуникации, площадка экономических и политических операций, место проведения досуга и даже религиозных действий7. Так как нас интересует процесс трудоустройства в Интернете, под термином «трудоустройство» мы понимаем систему мероприятий, проводимую государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей8. Молодой специалист - в РФ - лицо, окончившее полный курс обучения и защитившее дипломный проект, сдавшие государственные экзамены в высшем учебном заведении.

Перспективным каналом информирования и просвещения является Интернет. Достаточно широк спектр различных вспомогательных  Интернет – ресурсов: сайты компании, специализированные сайты по трудоустройству, а также специализированные сайты для молодых специалистов.

Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов

В данном разделе мы рассматриваем социальную политику в отношении занятости молодых специалистов-выпускников ВУЗов.

Рассмотрим выпускника вуза как активного субъекта процесса трудоустройства. Во взаимодействии молодого специалиста с  ближайшим окружением и другими элементами его социальной реальности можно выделить следующие типы взаимоотношений:

- Выпускник – ВУЗ;

- Выпускник – Центр  занятости (Кадровое агентство);

- Выпускник – ближайшее  окружение;

- Выпускник – Интернет;

- Выпускник как субъект  самозанятости.

Рассматривая меры государственной поддержки трудоустройства выпускников образовательных учреждений с точки зрения функциональной теории Р. Мертона, можно выделить следующие явные функции — снижение численности безработных выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости населения, получение ими опыта работы по специальности, привлечение молодых специалистов на село. Латентной функцией выступает пополнение областного бюджета за счет федеральных средств, идущих на компенсацию заработной платы выпускникам и налоговых вычетов9. С точки зрения понимающей социологии меры государственной поддержки, направленной на содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений, можно рассматривать как систему, обеспечивающую социальные действия. М. Вебер говорит о социальном действии (общностно-ориентированном действии) в тех случаях, когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с поведением других людей. «Немаловажным компонентом общностно-ориентированных действий является его смысловая ориентация на ожидание определенного поведения других и в соответствии с этим (субъективная) оценка шанса на успех собственных действий»10.

Реализуя программы поддержки трудоустройства выпускников образовательных учреждений, государство ориентируется на определенный результат, такой как приток молодых специалистов в сельскую местность, организация предпринимательской деятельности в сфере производства, получение выпускниками опыта работы с целью увеличения шансов трудоустройства на постоянные рабочие места.

Гарантии в сфере трудоустройства выпускников в РФ на законодательном уровне прописаны довольно слабо. В Трудовом кодексе РФ есть 2 статьи, касающиеся вопроса трудоустройства выпускников ВУЗов, но которые направлены лишь на целевую (контрактную) подготовку. В статье 40.1 речь идет о гарантиях реализации права человека на труд: «Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений»11. А статья 182 говорит именно об обеспечении граждан работой именно на основании договоров (контрактов) и, по желанию выпускников, содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости.

Так же довольно расплывчато прописывается ситуация, когда работодатель отказывается принимать на работу выпускников образовательных учреждений. В этой статье (182) прописаны гарантии исключительно при трудоустройстве с помощью договоров (контрактов).

В дополнение к этим нормам приведем статью 25 Федерального Закона от 20 апреля 1996 г.№36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: «…В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год»12.

В целом система трудоустройства описывается в Федеральном Законе от 10 апреля 2000г. №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования». Этим законом прописывается межведомственное взаимодействие при создании программы совместных действий по содействию трудоустройству выпускников. Министерство образования и Министерство труда и социального развития ставят перед собой цели «совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства, обновление с учетом социально-экономических условий механизмов трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования».

Если говорить о постановлениях правительства РФ, поднимающих вопросы трудоустройства, нельзя не отметить их рекомендательного или декларативного характера. Например, в Постановлении Правительства РФ от 5 апреля 2001г. №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», прописано следующее: «Высшее учебное заведение обязано информировать студентов (при их обращении) о положении в сфере занятости населения Российской Федерации, содействовать студентам в заключении договоров с предприятиями, учреждениями и организациями на их обучение и трудоустройство». Однако нельзя не выделить, например, Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999г. №659 «О мерах по поддержанию занятости населения», которое прописывало вполне конкретную деятельность для исполнения в определенные сроки: разработку комплекса мер по содействию в трудоустройстве выпускникам; проведение профориентационной работы с учащимися и выпускниками общеобразовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трудоустройство  молодых специалистов: исторический аспект

О временах бывшего Советского Союза многие граждане нашей страны вспоминают с ностальгией и любовью. Это связано с тем, что в те годы протекало их детство, вихрем промчалась молодость, размеренно протекала семейная жизнь строителей коммунизма. Люди жили в ожидании светлого будущего в масштабах всей страны. В частном порядке каждый ожидал получение жилья, дачи, гаража, повышения по службе и других приятных мелочей. Не все могли мечтать о поездке за границу. Для многих, обычных работающих на военных заводах, путь за рубеж был навсегда закрыт. Никакой государственной тайны они не знали, работали обычными мастерами, слесарями, токарями на заводе, носящем название «Машиностроительный завод» или «Станкозавод» , «Завод технологического оборудования» и др., входящий в Министерство Оборонной промышленности. Но это было не главным.

Перед гражданами бывшего СССР стояло несколько главных и второстепенных обязательных мероприятий. Главными являлись:  провести сына в армию; сыграть свадьбу для дочки или сына.

Одной из важных проблем было поступление в вуз. Учеба была бесплатной, но, однако, затратной, в связи с проживанием в другом городе и небольших затратах на канцелярские принадлежности и материалы, одежду для учащегося. Оплата за обучение не требовалась. Необходимо было только оплатить проживание в общежитии и другие мелкие расходы.

Как не удивительно, но обеспечение жильем молодой семьи стояло на втором плане. Ведь все знали, что со временем, работая на одном предприятии 5-8 лет, можно было получить жилье. До этого времени молодежь проживала в общежитиях для одиноких граждан, в малосемейных общежитиях и отдельных квартирах гостиничного типа, ничем не отличающихся от квартир. Кроме того, существовала масса привилегий для молодых специалистов и их семей. Обычные работающие испытывали некую зависть к молодым специалистам, перед которыми открывались первоочередные льготы.

После окончания высшего учебного заведения, молодой специалист должен был отработать «по направлению» не менее 3-х лет. Если руководство хорошо встречало такого специалиста, предоставляло работу по специальности, то он оставался на таком предприятии надолго, а то и на всю жизнь. Молодым специалистам сразу предоставляли жилье в общежитии для одиноких или в малосемейном общежитии. Льготная очередь на получение жилья обеспечивала квартирами молодые семьи, а их детей – садиком, в первую очередь. В жилом массиве, привязанном к определенному предприятию, делалось все для активного отдыха, прекрасного времяпровождения молодых семей и их детей. Регулярно устраивались дискотеки, праздничные мероприятия в честь Нового года, общепринятых праздников, профессиональных торжеств. Нередкими были детские праздники и утренники на агитационных площадках и в школах.

Информация о работе Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов