Анализ миграционных процессов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:49, реферат

Краткое описание

Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются путешествовать в совершенно другие края. Все эти явления заключены в одном понятии – миграции. Но, конечно, в более частых случаях под миграциями понимают более масштабный процесс - процесс переезда, смены постоянного места жительства.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ миграционных процессов в современной России.docx

— 67.90 Кб (Скачать файл)

Здесь условия проживания не так уж комфортны для жителей  Центральной России, и привлекательность  таких регионов оказывается очень  сомнительной.

Остальные же субъекты федерации  по уровню заработных плат в большей  или меньшей степени проигрывают  столичному, поэтому даже более высокая должность не может гарантировать специалисту из Москвы более высокую зарплату.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и  перспективы развития миграционной  политики РФ

 

3.1 Проблемы в  области регулирования миграционных  процессов населения России, стоящие  перед государством на современном  этапе исторического развития

 

В области регулирования  миграций перед нашим государством стоит немало важных проблем, которые  нужно решать. Современной России присуще крайне неравномерное территориальное распределение производительных сил. Дезинтеграционные процессы на рынке труда и существование локально замкнутых региональных рынков труда обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как уже в настоящее время в ряде регионов наблюдается нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям. О степени остроты проблемы повышения внутренней территориальной мобильности населения в России можно, в частности, судить по значительной межрегиональной вариации заработной платы и показателей напряженности на региональных рынках труда. Регионы, в которых ситуация на рынке труда благоприятна, нередко соседствуют с кризисными регионами. В целом, по оценкам экспертов, уровень межрегиональной структурной безработицы в современной России составляет не менее 30% общего уровня безработицы, т.е. около 1,5 млн. человек. В наступившем XXI веке численность населения нашей страны продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000–2050 годах естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения — основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 год численность трудоспособного населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн. человек, а всего в 2007–20025 годах она сократится более чем на 15 миллионов человек.

Для отдельных регионов и  отраслей национальной экономики к 2015 году дефицит рабочей силы может  достигнуть от 0,1% до 22,6%.

Последнее еще больше обостряет  проблему повышения территориальной  мобильности населения в России.

Таким образом, перераспределение  трудовых ресурсов по территории страны с учетом потребностей национальной экономики и интересов национальной безопасности России является необходимым  условием для обеспечения ее устойчивого  социально-экономического развития в XXI веке.

Теоретически механизмом такого перераспределения населения  должна выступать внутренняя миграция населения, призванная сглаживать существующие межрегиональные различия и более  эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень  развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Как следствие, внутренняя миграция сама по себе не может стать реальным инструментом выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития. Последнее обусловливает необходимость проведения специальной государственной политики на федеральном и региональном уровнях, направленной на повышение внутренней миграционной подвижности населения и, соответственно, разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области внутренней миграции населения.

Внутренняя миграционная политика представляет собой систему  общепринятых на уровне идей и концептуально  объединенных мер по стимулированию или ограничению перемещений  населения внутри страны в объемах  и направлениях, учитывающих конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим и перспективным целям развития страны и ее отдельных регионов.13

Сегодняшняя миграционная политика в России отличается фрагментарностью, тактикой "латания дыр", ресурсной необеспеченностью.

В ряду наиболее значимых обстоятельств, обусловливающих такую ситуацию, выделяется слабое научное представление  о сути миграции, ее природе и  региональной специфике.

Миграция, ставшая в последнее  время объектом исследований в рамках многих гуманитарных дисциплин, до сих  пор не находит целостного научного объяснения.

Исследования данного  феномена не имеют системной, комплексной  основы, поскольку зажаты рамками  дисциплины, в ключе которой ведется  анализ.

Тенденции миграционных процессов  современности указывают на необходимость  перенесения акцента в государственном  регулировании миграции с количественных параметров на качественные.

К качественным параметрам, характеризующим состояние мигрантов, относятся их ценности, установки  и ожидания, мотивация и цели переселения, профессионализм, принадлежность к  этнокультурной среде и социальному  слою, уровень доходов и д.р.

В усложнившейся модели современного российского общества комплексный  подход к регулированию миграции заставляет рассматривать мигранта в его взаимосвязях с различными социальными группами, с учетом его  ценностно-потребностных координат, во многом определяемых позициями референтных групп, с ориентацией на этнокультурную среду.14

 

3.2 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач

 

Влияние на качественное содержание миграционных потоков в соответствии со стратегическими ориентирами  предполагает использование метода целевого заселения. Оно вовсе не означает искусственного перемещения  групп населения из одной территории в другую, как это было в советской  истории. Речь идет, прежде всего, об оказании государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России. Целевое заселение  основано на учете социальных характеристик  потенциальных мигрантов и их системном влиянии на социальную среду.

Кроме того, такой метод  требует выявления наиболее важных и вместе с тем пригодных для  проживания участков расселения.

По своей сути целевой  метод регулирования миграций имеет  много общего с методами селективной  миграционной политики, практикуемой в западных странах. Органы государственного управления США (где мигранты составляют 12% населения), Канады, Германии и других стран давно проводят политику, направленную на переселение в свои территории наиболее квалифицированных специалистов, способствующих экономическому росту  страны. Правда, акцент в такой политике ставится исключительно на экономической  составляющей мотивации переселения.

Негативным следствием этого  является то, что часть мигрантов  рассматривают страну пребывания как  площадку для зарабатывания денег, не внося никакого вклада в социальное и культурное развитие государства, а скорее наоборот, способствуя маргинализации культурных и социальных ценностей. Зачастую это определяется низким социальным качеством иммигрантов, их примитивной ценностной системой координат (материальное потребление как смысл жизни).

В применении метода целевого заселения необходимо ориентироваться  в основном на тех, кто намерен  сменить место жительства из-за возможности  обретения условий для выполнения своего дела. Конечно, доля мигрантов, ищущих простор для реализации своего творческого потенциала, является наименьшей в общем миграционном потоке. Однако именно эта группа способна быть наиболее эффективной в плане социально-экономического развития территории поселения.

Сегодня отчетливо видна  необходимость сосредоточения государственных  усилий в области миграционной политики под началом единого координационного центра, способного заложить комплексные  основы современной миграционной политики.15

Для обеспечения оптимизации  структуры и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной миграционной политики могут применять такие предусмотренные нормативно-правовыми актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

– административные (предусматривающие административную ответственность, в том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных актов);

– экономические (предусматривающие  налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и  обустройство на новом месте, регулирование  стоимости аренды и покупки жилья  и др.);

– пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих  миграционное поведение населения).16

Государственная политика в  области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации  должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

  • защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной
  • реализации экономического потенциала индивидов;
  • обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,
  • рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны; защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.

В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции и обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в пределах страны. Необходимо привести сложившуюся практику формальных и неформальных ограничений  внутренних переселений граждан  с помощью института регистрации  по месту жительства и месту пребывания в соответствии с нормами федерального законодательства.

Целесообразным также  представляется создание единого централизованного  информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения  граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных  им государственных гарантиях и  социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Для реализации первой и второй фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, а также решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.

Необходимо разработать  меры государственной финансовой поддержки  отдельным категориям мигрантов.

Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости  населения и проживающих в  депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки  зрения интересов национальной безопасности регионы страны. Еще одно значимое ограничение внутренней миграции —  неразвитость институтов жилищного  рынка. Решение этой задачи может  быть обеспечено следующими методами:

  • содействие широкому распространению и развитию института ипотеки;
  • содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья;
  • содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья;

Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Повышению миграционной подвижности индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство.

В рамках реализации третьей  фундаментальной цели необходимо создать  условия для сохранения и дальнейшего  формирования населения в важных в геополитическом отношении  регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в них.

Таким образом, повышение  внутренней мобильности населения  является необходимым условием для  обеспечения устойчивого социально-экономического развития России. При этом необходим  системный подход к регулированию  внутренних миграционных потоков и  организации взаимодействия федеральных  органов государственной власти с органов власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями  и бизнес-сообществом.

Цели и задачи миграционной политики Российской Федерации должны быть согласованы с прогнозами и  программами социально-экономического и демографического развития отдельных  территорий и субъектов Федерации.

Информация о работе Анализ миграционных процессов в РФ