Анализ проблемы раннего материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ феномена раннего материнства и социальной поддержки несовершеннолетних матерей.
Объект исследования: несовершеннолетние матери. Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами. Задачи:
- изучение психологической и научно – методической литературы по теме исследования;
- изучение исторического и социально – культурного контекста раннего материнства;
- изучение медико – социальных и психологических составляющих раннего материнства;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - анализ проблемы раннего материнства.docx

— 81.05 Кб (Скачать файл)

Однако, с нашей точки  зрения, однозначно – негативное отношение к юному материнству неконструктивно. Во – первых, всегда были и будут женщины, рожающие детей в юном возрасте в силу культурных, религиозных или иных установок или вопреки им. Во – вторых, при сформированном позитивном общественном мнении и действующей системе социальной поддержки и реадаптации юных матерей, данное социальное явление может стать эффективным для развития личности юной женщины и ее ребенка. На вопрос «как вы относитесь к рождению ребенка девушкой до 18 лет?» положительно ответили 3 мужчин и 5 женщин. Они объяснили это тем, что организм в таком возрасте здоровый. В основном данный вариант ответа приходится на 21-35-летних. Причем почти всегда имело дополнение, что положительно они воспринимают рождение ребенка с 17 лет. Одна девушка 21 года добавила, что «рожать можно и до 18, если удачно замужем». Отрицательно относятся к данному явлению половина мужчин и женщин. Возрастные группы представлены почти равномерно. Дело здесь, видимо, в принятии западного опыта, когда на первое место выходят самореализация и карьера. Четыре человека к данной проблеме относятся нейтрально. Примерно половина мужчин и треть женщин считают раннее материнство личным делом каждого [20,131].

Полагаем, что в ситуации раннего материнства невозможно давление на личность юной мамы и принуждение  к самостоятельному воспитанию ребенка, это право выбора каждого. Однако государство и другие социальные институты должны стремиться к тому, чтобы каждая мать имела существенную помощь, возможность успешно реализовать  себя, воспитать своего ребенка, а, значит, и снизить риск отказа от новорожденного. Следовательно,  деятельность специалиста  по социальной работе в первую очередь  должна быть направлена на минимизацию  данного риска.

До последнего времени  в нашей стране нет разработанной  целевой программы социальной реадаптации юных матерей. Целью такой программы должна быть, прежде всего, активизация внутренних ресурсов юных матерей, их потенциала, а также улучшение семейных взаимоотношений. Реадаптация юных матерей может включать в себя несколько направлений: реадаптационную работу с юной женщиной, имеющей ребенка; наблюдение за ее ребенком; работу с семейным окружением юной матери.

В программе социальной реадаптации юных матерей можно выделить социальный, психокоррекционный, медицинский, профориентационной и правовой аспекты. Социальное направление ориентировано на адаптацию юной матери в социуме. Необходимо помочь молодой маме определиться в ее статусных позициях. С появлением ребенка меняется мировоззрение, ценностно-ориентационная структура личности, а это мучительный процесс для формирующейся личности. Психокоррекционный аспект должен включать помощь юным мамам в освоении новой социальной роли – материнства, осознании ответственности за ребенка. Кроме того, данный аспект предполагает оказание помощи в нормализации взаимоотношений в семье.

Медицинский аспект должен охватывать гигиенические моменты, обучение уходу за младенцем, профилактику и лечение осложнений родов и  послеродового периода, которые  наиболее часты у юных мам. Работа в профориентационной направлении предполагает помощь юным мамам в решении проблем завершения образования, получения профессии и трудоустройства. Правовой аспект предполагает законотворческую деятельность по охране прав матери и ребенка, по социальной защите юных матерей.

Реадаптация позволит скорректировать отношение юной мамы к собственному ребенку. Не секрет, что среди юных женщин наиболее велика доля девиаций материнского поведения. Однако следует учитывать, что реадаптационная работа не принесет желаемого результата, если женщина не заинтересована и не прилагает усилий для улучшения своего положения. Не вызывает сомнений тот факт, что подобную программу сначала следует реализовать в одном, отдельно взятом регионе. Только затем, основываясь на полученном опыте, внедрять ее в других регионах, предварительно разработав соответствующую законодательную базу.

 

 

 

1.3. Социальный портрет подросткового материнства

 

Исследования репродуктивного поведения молодежи [21] показывают, что при равных условиях снижения возраста сексуального дебюта для юноши первый сексуальный опыт – это приобретение для девушки – это, во все времена, - потеря. Мамы часто намекают выросшим сыновьям на необходимость соблюдать осторожность в сексуальных контактах, кладут на видно место литературу по сексологии и как бы случайно – презервативы. Однако подобная забота о дочерях практически никогда не встречается.

Анализ демографической  и социальной структуры несовершеннолетних пациенток женских консультаций показывает, что определить какой – то один социальный слой, из которого рекрутируются юные мамы, невозможно. Семьи, как правило, немногочисленны. Интересным является тот факт, что в больших семьях, состоящих из 6 и более человек, в которых проживают представители старшего поколения, бабушки и дедушки, несовершеннолетние матери встречаются довольно редко. Если в семьях есть представители старшего поколения, то они, как правило, занимаются воспитанием внуков и являясь в этом отношении более консервативными, они менее терпимы к добрачным половым связям.

Юными мамами чаще становятся единственные или старшие дочери в семье. С появлением последующих  детей им уделяется все меньше внимания, они вынуждены ухаживать  за младшими членами семьи, приобретать  взрослые навыки, что в конечном счете делает их в социальном плане старше своих сверстников. Среди самых младших дочерей в семьях несовершеннолетние матери встречаются очень редко – в 4,3% случаев.

Несовершеннолетние матери, как правило, учатся в школе, в  редких случаях в училище или  техникуме. На момент рождения ребенка  они, как правило, не имеют общего среднего образования, так как во время беременности были вынуждены  оставить учебное заведение. Большинство  девушек довольно спокойно относятся  к факту своей беременности, не испытывают ни шока, ни страха. Они спокойно перекладывают все проблемы, связанные  с рождением ребенка, на своих  родителей, будучи уверенными, что те будут помогать. Отцы детей, родившихся у юных матерей, в большинстве  случаев участвуют в воспитании ребенка, либо сразу отказываются от него, либо даже не знают о его  существовании. Юные мамы проживают  со своими родителями и полностью  находятся на их иждивении, т.к. сами не имеют средств существования. Моральная и материальная ответственность  за ребенка ложится на родителей  девушки. В связи с этим нет  ничего удивительного, что большинство  девушек ответили, что их жизнь  складывается удачно, и на данном этапе  трудностей они не испытывают.

Социальный портрет несовершеннолетней матери не содержит каких-либо специфических  особенностей. В общем, это обыкновенные девушки из вполне нормальных семей, они не употребляют алкоголь и  наркотические вещества и почти  не курят. Однако причиной ранней беременности стало, прежде всего, отсутствие ответственного отношения к своему здоровью, включая  половое воздержание, неумение сказать  «нет», а так же полная контрацептивная  безграмотность.

Причины распространения  подросткового материнства можно  определять в двух направлениях: это  макросоциальная и микросоциальная среда, в которых происходит социализация и развитие человека.

Подростки не готовы к материнству в силу их биологической, а также психологической и социальной незрелости.

С рождением ребенка юные матери оказываются в ситуации полной и длительной психологической и  социально-экономической зависимости  от родителей; вынужденной изоляции от сверстников и привычного круга  общения; с сомнительной перспективой относительно будущей семейной жизни, возможностей образования и профессионального  выбора, обеспечивающих удовлетворительные материально – бытовые условия. Вследствие множества кажущихся неразрешимыми проблем юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.

Девочка – подросток почти обречена начинать свою «материнскую карьеру» с низкой самооценкой и слабыми личностными ресурсами для нормальной адаптации к драматическим изменениям в своем физическом и социальном статусе. Американские психологи Линдеман, Шиллер и Эбернети провели интересное исследование, в ходе которого сравнивались личностные характеристики девочек подросткового возраста, оказавшихся беременными, со сверстницами, которые этого избежали. Для беременных школьниц по сравнению с контрольной группой оказались характерными сниженная самооценка, ощущения тревоги и неполноценности, конфликты с членами семьи и склонность к «оборонительной позиции» по отношению к окружению. Авторы исследования осторожно подчеркивают, что им в точности неизвестно, порождены ли эти особенности незапланированной беременностью или они были присущи этим девочкам до ее наступления (а может быть – они ей способствовали?!). Так или иначе, такое психологическое состояние не может быть признано нормальным для формирования благоприятных отношений между юной мамой и ее ребенком. В сочетании с материальными трудностями, конфликтом с родителями и возможным разрывом с отцом первенца оно может в результате породить агрессивную, критичную, раздражительную, нетерпеливую мать, склонную к эмоциональным срывам по отношению к первенцу - «виновнику» всех ее неприятностей.

Гораздо меньше, чем проблема подросткового материнства, изучена  проблема «подросткового отцовства». Хотя многие из юных отцов не уклоняются от ответственности за случившееся, заключают брак со своей подругой или хотя бы материально помогают ей, ситуация сама по себе чревата рядом  серьезных психологических проблем. Неожиданно ставший отцом подросток  испытывает смешанные чувства гордости, тревоги и вины. Он непосредственно  сталкивается с тем фактом, что его сексуальное поведение породило серьезный жизненный конфликт и, вероятно, причинило боль близкому существу. Он сталкивается с необходимостью принимать серьезное решение, касающееся его подруги и его самого, решение, к которому он, скорее всего, не готов. Характерно, что рождение ребенка у матери-подростка весьма часто разрушает ее отношения с отцом этого ребенка. За тот период, когда в одной из клиник произошли роды у 180 матерей-подростков, клинику посетили лишь 30 новоиспеченных отцов. Чуть более двадцати процентов этих девушек вступили в последующем в брак, продержавшийся более двух лет, а 54% юных отцов вообще никак не проявили себя.

Система ценностей юных матерей  в силу психологической и социальной незрелости еще не сложилась и  для них материнство не представляет отдельную ценность.

Помимо физической нагрузки незрелая юная мать, как правило, испытывает и глубокие эмоциональные переживания. Боясь отрицательной реакции  со стороны родителей, близких, друзей, почти 40% девушек скрывают беременность, сохраняя ее, не обращаясь к гинекологам. Почти для трети юных матерей  их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки  к ее прерыванию. Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей  отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей - в частности. Многие из них настаивали на прерывании беременности, ссылаясь на то, что ребенку в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей.

На решение юной матери о сохранении беременности ведущее  влияние оказывают такие факторы, как семейное положение, образовательный  уровень, наличие работы, жилищно – бытовые условия, психологическая и экономическая поддержка со стороны родителей, а также отношение общества к подростковому материнству.

 

 

 

1.4. Социальная работа по профилактике раннего брака и материнства

 

Важное значение имеет половое воспитание – это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половое воспитание в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле  понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни. 
         Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознаётся. Главной задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы  о мужской и женской сексуальности. 
        Важный канал полового воспитания – средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях полового воспитания затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также достичь попадания информации по точному адресу – детям и подросткам определённого пола, возраста. 
        По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако, система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространённое мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что половое воспитание не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели внебрачной беременности подростковой, ранних браков, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве. 
       При создании системы полового воспитания в образовательном заведении перед педагогами ставятся сложные психолого – педагогические задачи. Полная программа полового воспитания охватывает все звенья общего образования от детского сада до старших классов. В начальной школе половое воспитание совпадает с изучением собственного тела, нацеленным на понимание детьми себя как растущих и изменяющихся людей. Детям сообщается, что мужчины отличаются от женщин и что оба пола призваны вместе производить потомство. Учителя пытаются тактично исправлять неверные представления ребят о сексуальности. В 5-м и 6-м классах педагоги помогают детям подготовиться к пубертатному скачку роста (разъясняют детям проблемы менструаций, поллюций, изменений в их теле, связанных с появлением вторичных половых признаков и др.). Большинство подростков вступает в период полового созревания в 7-9-х классах. В это время возрастает их интерес к сексуальным вопросам, поэтому учащихся желательно ознакомить с вопросами ответственности за половые контакты и их последствия, предостеречь от болезней, передающихся половым путём. Важны также информация о социальных и психологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, а также абортов, проституции детской, гомосексуализма, порнографии и др. В половом воспитание от учителей требуется особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в сфере полового просвещения.

 

 

 

Выводы

 

Ранним материнством принято  считать несовершеннолетних девушек  ждущих ребенка. Так же, данное явление может называться – подростковой беременностью. Беременность в подростковом возрасте всегда нежелательна. Раннее материнство напрямую связано с ранним вступлением в половые отношения. Молодые люди, которые еще совсем недавно были детьми, не несут полной ответственности за свои действия и нередко пренебрегают элементарными правилами контрацепции.

С медицинской точки зрения ранней считается беременность до окончания  формирования у молодой матери половой  системы. Как правило, врачи рекомендуют первые роды не ранее 18 лет. Но социум (мамы будущих мам, подружки, соседки по подъезду) раздвигают сроки ранней беременности и считают таковой и 18, и 19 и даже 20. Причем, если раньше молодая мама в 20 лет никого не шокировала, то сегодня такая женщина (особенно в больших городах) вызывает легкое недоумение.

Трагичность данных случаев  в том, что зачастую девушки не готовы не физически, не психологически к появления малыша. В редких случаях, молодая мама самостоятельно пришла к данному решению. Причиной раннего материнства, в большинстве случаев, это проблемы среды в которой воспитывалась молодая мама. Наиболее распространенной причиной является; изнасилование, беременность по незнанию, а так же в следствии дружбы с плохой компанией. Чаще, раннее материнство встречается в неблагополучных семьях, что доказывает прямую зависимость от морального состояния общества. Ранее материнство – наверное, не столько медицинская, сколько социальная проблема. Как же относится к ней общество? Какую помощь оно может оказать юной женщине, оказавшейся в столь сложной ситуации? Ведь юная мать обычно не в силах и себя содержать, не говоря уж о ребенке. К тому же она нередко сталкивается с осуждением, чуть ли не враждебностью окружающих, среди которых подчас оказываются и ее близкие. А как часто подобное отношение распространяется и на ребенка.

Помимо всего прочего  забеременевшие незамужние женщины  подросткового возраста оказываются  перед мучительным выбором. Чаще всего они не имеют ни моральной, ни материальной поддержки от отца ребенка. Поэтому им приходится решать: рожать или делать аборт. Решившись  на роды, молодая мать снова должна делать выбор: самой растить ребенка  или отдать его приемным родителям. Последний путь в настоящее время  считают приемлемым не более 5% оказавшихся  в подобном положении незамужних женщин. Иногда отец ребенка или родители молодой матери настаивают на выборе, который ее не устраивает, что создает дополнительные трудности и напряженность.

Информация о работе Анализ проблемы раннего материнства