Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:54, доклад
Анализ проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 121965-6), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации (далее – законопроект, проект, проектируемый закон), дает достаточные основания для вывода о том, что этот законопроект обладает множеством существенных недостатков, не позволяющих надлежащим образом обеспечить правовые основы осуществления образовательных и культурных прав граждан в области образования, включая гарантии их реализации, охраны и защиты, и решить имеющиеся сегодня значительные проблемы в указанной области общественных отношений. В настоящем заключении рассмотрены некоторые наиболее существенные недостатки указанного законопроекта.
10. В законопроекте не обеспечена одна из важнейших гарантий сохранения единого культурного и образовательного пространства Российской Федерации и защиты национальных культур, а именно, – не определены обязательные предметы, по которым проводится аттестация обучающихся в образовательных организации общего образования (школах). Это решение отдано, согласно статьям 69 и 70, на произвольное усмотрение федерального органа исполнительной власти.
Отказ от установления в проекте федерального закона обязательной аттестации по предметам русский язык и русская литература в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, является существенным недостатком всего комплекса норм, регулирующих государственную (итоговую) аттестацию обучающихся и единый государственный экзамен (статьи 69 и 70 законопроекта). В статье 69 «Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования» и статье 70 «Единый государственный экзамен», устанавливающих правовые основы организации и проведения единого государственного экзамена, вообще не определено ни одного конкретного предмета, по которым должна обязательно проводиться государственная (итоговая) аттестация обучающихся в школах. В этом также отражено желание «чиновников от образования» сохранить своё монопольное влияние на содержание и направленность обучения в школах, возможность своими подзаконными актами произвольно и волюнтаристски решать важнейшие для страны вопросы образования, игнорируя социальный запрос общества на повышение культуросообразности российского школьного образования.
Последовательное и
Исходя из доли русского населения
в общем объеме населения в
России (абсолютное большинство) и учитывая
роль русской культуры в становлении
российской государственности, именно
через надлежащее освоение русской
литературы (с элементами литературного
наследия других народов России) и
возможна полноценная реализация пунктов
3 и 4 статьи 3 (основные принципы государственной
политики и правового регулирования
отношений в области
Часть 6 статьи 6 проекта, устанавливающая, что граждане Российской Федерации имеют право на «получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке (включая прохождение в соответствии с настоящим Федеральным законом государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе), изучение родного языка», скорее всего, будет при ее применении толковаться как не имеющая отношения к русскому языку и русской литературе, а как относящаяся только к этническим меньшинствам, и в этом смысле носит декларативный характер. Ряд норм законопроекта, касающихся «пособий по родному языку и родной литературе» (часть 7 статьи 18 и др.), так же ничего не проясняет по этому вопросу.
Между тем, большинство демократических правовых государств активно защищает свои культурно-цивилизационные основы. Например, в США придается очень высокое значение знанию выпускниками школ американской литературы и, более того, истории американской литературы.
Аналогичные требования применительно к знанию французской литературы реализуются во Франции. Власти и других европейских стран, а также руководство Совета Европы уделяют серьёзное внимание вопросу обеспечения культуросообразности образования. Об этом свидетельствует, к примеру, Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1833 (2008) от 17.04.2008 «Расширение изучения европейской литературы».
Полагаем, в проектируемом законе
следует закрепить
11. Пункт 1 части 4 статьи 12 законопроекта говорит об объеме частей основной образовательной программы без указания единиц измерения. В части 3 статьи 14 проекта описывается такая единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, но не содержания – «зачетная единица», которая «включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики».
Отсутствие точности и конкретности в определении единиц измерения объемов частей основной образовательной программы способствует снижению качества образования и произвольному применению данной нормы закона федеральными органами исполнительной власти.
Практика применения утверждённых
в 2009 году федеральных государственных
стандартов начального общего образования,
основного общего образования и
среднего (полного) общего образования,
вызвавших значительную критику
со стороны специалистов, подтвердила,
что в условиях отсутствия четко
и детально закрепленных непосредственно
в законе об образовании требований
и гарантий в отношении стандартов
образования существует высокая
вероятность нарушения
Информация о работе Анализ проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»