Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:07, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – ознакомиться с методами социальной работы.
Исходя из цели, мы можем выделить такие задачи:
Усвоить общие принципы и методы организации и проведения исследований в социальной работе.
Рассмотреть основные методы исследований, применяемые в социальной работе.
Детально изучить социологические методы сбора данных.
Введение 3
Глава 1. Сущность социальной работы 5
Глава 2. Методы сбора информации в социальной работе 7
Глава 3. Анкетирование как метод сбора информации в социальной работе 11
Заключение 14
Литература 15
Анкетирование как метод сбора информации в социальной работе
Содержание
Социальная работа, наряду с другими профессиями социальной сферы, - одна из важнейших сфер развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремлённости к благу и достижения ими благополучия.
Социальная работа – специфический вид деятельности, прямо или опосредованно охватывающий практически все стороны общественного бытия.
Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она занимается исследованием социальных отношений, процессов социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.
Отличием социальной работы как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась как реакция на потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества.
Цель данной контрольной работы – ознакомиться с методами социальной работы.
Исходя из цели, мы можем выделить такие задачи:
Социальная работа как теория находится на стыке традиционных направлений социальных наук: политологии, философии, экономики, социологии, медицины, антропологии, психологии, этики и др. Исходя из этого, мы понимаем, что методы, которые лежат в основе организации и проведения исследования в социальной работе, общенаучного характера с акцентом на социологическую специфику.
Куприянов Б. В. понимает социальную работу как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения адаптации и социального функционирования.
Объектом социальной работы как науки обычно выделяют систему социальных отношений, то есть, устойчивых связей между субъектами, группами и слоями общества, которые рассматривают в виде социальной поддержки, социальной помощи, социальной реабилитации.
Предметом социальной работы являются закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений , группа отношений, которые можно определить как проблемные. То есть те, которые приводят к возникновению социальных конфликтов, дестабилизации, социальной дезорганизации, попаданию людей в трудные жизненные ситуации, росту социальной напряженности [7].
Социальные явления, процессы и отношения являются также объектом и для других наук: философия, социальная психология, социология. Определенная наука изучает не весь объект, а лишь его часть, определенного типа отношения. Как пример, предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие прямое отношение к жизнедеятельности личности или группы.
В системе социальной работы как науки можно выделить такие основные теоретические модели:
Междисциплинарный характер социальной работы как науки известен и доказан давно, и лежит в основе комплексных исследований. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода [2].
При исследовании причин, которые порождают социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием, методами исследований других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы – в основном, это психология и социология.
Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов - одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Исходя из междисциплинарного характера социальной работы, методы социальной работы делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. Использование тех или иных методов позволяет отразить отдельные области проблем [10].
Метод — это способ познания действительности. В основе методов лежат принципы и методология науки.
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных, который имеет формализованные правила действия, определенные цели и ожидаемый результат.
Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования метода.
В социальной работе используются для классификации методов позиции социальных наук – психологии, социальной психологии и социологии.
Б. Г. Ананьев в своей классификации выделил 4 группы методов, опираясь на цели этапа исследования:
Среди методов сбора первичной информации самым важным и наиболее универсальным является опрос.
Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т.п. субъективных состояний отдельных лиц или их общностей.
Выделяют такие виды опросов:
Существуют две больших группы опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку).
Существует множество
В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого [4].
По способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью.
Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте.
Основная масса эмпирической информации добывается в социальной работе методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни, о их внутри- и межличностной ситуации.
Опросы - незаменимый
прием получения первичной
Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных респонденту. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно [9].
Анкета представляет собой предварительно подготовленное интервью, изложенное в письменной форме. В исследовании общественных явлений, особенно в социологических исследованиях, используются многие виды вопросников.
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов
Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы.
Также существует групповое анкетирование и индивидуализированное.
При проведении опросов следует помнить, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки [6].
Метод опроса используется в ряде случаев:
Каждая наука – это сплав теоретических и эмпирических знаний, методов и технологий. Особенность социальной работы – в единстве знаний и умений, как необходимого качества социального работника.
Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Для работы с этими явлениями используются разнообразные методы, среди которых основным средством сбора первичной информации является опрос. Опрос является наиболее распространенным методом сбора социологической информации.
Информация о работе Анкетирование как метод сбора информации в социальной работе