Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 03:49, реферат
Целью данной работы является анализ результативности российской аграрной политики в той её части, которая непосредственно касается ПБ страны. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность аграрной политики;
- рассмотреть аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и сущность аграрной политики………………………….………….4
2. Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности ………………………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие и сущность
аграрной политики………………………….……
2. Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности ………………………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………21
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире происходят серьезные изменения основ аграрной политики. Идет переосмысление, в том числе роли сельского хозяйства и значения крестьянства в целом, меняется его миссия. Продовольственная безопасность страны - это важнейшая функция крестьянства, но его роль и значение становятся намного разнообразнее:
- обеспечение национальной безопасности в своем государстве;
- сохранение и поддержание сельского образа жизни;
- устойчивое развитие сельской территории;
- развитие туризма;
- демографическая роль.
Опыт развитых стран убедительно показывает, что им присуще особое отношение к селу и сельскому хозяйству. Так, новое восприятие роли и значения сельского хозяйства в ЕС привело к существенной корректировке всей аграрной политики, в частности политики протекционизма. От узконаправленных субсидий, поддерживающих непосредственно производственную сферу, здесь переходят к субсидированию развития сельских территорий: охрана природы, поддержание уклада жизни и национальных традиций, сохранение безопасных технологий производства продуктов питания, создание социальной инфраструктуры.
Целью данной работы является анализ результативности российской аграрной политики в той её части, которая непосредственно касается ПБ страны. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность аграрной политики;
- рассмотреть аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Аграрная политика - это
политика, направленная на динамичное
и эффективное развитие не только
сельскохозяйственного
Агробизнес проявляется в разных сферах неодинаково: в сфере АПК - как подчинение промышленным капиталом аграрного производства; в сфере экономики в целом - как подчинение финансовым капиталом АПК.
Аграрно-промышленный комплекс (АПК) - это народнохозяйственный комплекс отраслей, объединяющий следующие сферы экономики: производство средств производства для сельского хозяйства; собственно сельское хозяйство; транспортировка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Каждое государство
Единая аграрная политика основывается на системе гарантированных цен и других инструментах регулирования рынка, а также на таможенном протекционизме в торговле с другими странами. В рамках этой политики важная роль отводится механизму цен на продукцию сельского хозяйства, на большинство его товаров установлено не менее трех цен: единая контрольная цена (высший уровень); рыночная цена (определяемая на основе спроса и предложения) и единая закупочная цена или цена «вмешательства» (низший уровень). Если предложение существенно превышает спрос и рыночные цены снижаются до уровня цен «вмешательства».
Существует также и максимальные импортные или пороговые цены, применяемые при падении цен внутреннего рынка, ниже уровня которых ввоз данного продукта из третьих стран запрещен. При всей сложности государственного регулирования этого сектора экономики, свидетельствует о достаточно высокой его эффективности.
Экономическая ситуация в АПК еще более обострилась в связи с финансово-бюджетным кризисом, вследствие которого объемы специального фонда льготного кредитования предприятий и организаций АПК и лизингового фонда явились значительно меньшими, чем предусматривалось. Финансовое состояние сельского хозяйства дошло до критической отметки, и предприятия перестали покупать технику, оборудование, удобрения, строительные материалы.
Основные направления нового курса аграрной политики: усиление государственного регулирования агропромышленного комплекса; защита российского продовольственного рынка; кооперация и интеграция отраслей АПК, создание региональных и федеральных союзов и ассоциаций; техническое и технологическое обновление агропромышленного производства; формирование эффективных моделей хозяйствования на селе; учеба кадров.
Сегодня значительная часть
населения земного шара живёт
в странах, в экономике которых
преобладает аграрный сектор. Кроме
того, для многих стран, в том числе
и России, продолжает оставаться актуальной
проблема продовольственной безопасности
страны. Сельское хозяйство обеспечивает
население продуктами питания, а
перерабатывающую промышленность сырьем.
Примерно 70% предметов потребления
производится из продукции сельского
хозяйства, поэтому от эффективности
этой отрасли прямо зависит
2. АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В
КОНТЕКСТЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Обеспечение продовольственной
безопасности (ПБ) страны является важнейшей
целью аграрной политики государства
независимо от его национальных, институциональных
и иных особенностей. К концу XX века
Россия оказалась в числе тех
государств, которые утратили свою
продовольственную
В качестве объекта анализа
взята государственная
- развитие растениеводства;
- развитие животноводства;
- обеспеченность с/х техникой;
- импорт с/х продукции и продовольствия.
РАСТЕНИЕВОДСТВО
Наиболее важными отраслями
в с/х России являются производство
зерна и продукции
Развитие растениеводства имеет стратегическое значение для реализации высоких потенциальных возможностей страны на внутреннем и мировом рынках. Одним из направлений обеспечения ПБ страны является формирование резервов и запасов. В с/х для регулирования рынка образован интервенционный фонд зерна. Создание такого фонда позволяет стабилизировать ситуацию на рынке зерна, включая поддержку цен реализации с/х товаропроизводителей.
Одной из главных целей Госпрограммы являлось повысить урожайность зерновых культур в среднем по Российской Федерации в 2008 - 2012 гг на 14% по сравнению с аналогичным показателем за предшествующий период (2002 - 2006 годы) и достигнуть 21,3 ц/га.
Таблица 1.
Валовый сбор зерна (млн.тонн) и урожайность зерновых культур (ц/га)
Год |
Посевные Площади, млн.га |
Валов.сбор зерна, Млн.тонн |
Урожайность, ц/га |
2006 |
43 |
78.2 |
18 |
2008 |
47 |
108.2 |
23.8 |
2009 |
45 |
97.1 |
22.7 |
2010 |
44 |
61.0 |
19.2 |
2011 |
44.1 |
93.9 |
23.2 |
2012 ( на декабрь) |
44.9 |
75.1 |
19.2 |
Источник: Росстат, Минсельхоз
Как видно из приведенных в таблице данных, посевные площади в 2012 г увеличились на 1.9 млн га, по сравнению с 2006 г. В 2010 г была сильная засуха, которая сказалась на урожае зерна, отмечался самый низкий показатель валового сбора зерна (61%) за последние годы. В 2011 году урожай зерновых значительно вырос и составил, 93.9 млн. тонн. Рост составил 54% по сравнению с предыдущим годом. Однако, в 2012 г опять наблюдалось снижение объема собранного зерна на 20% по сравнению с 2011г. Таким образом, сложно однозначно говорить о появлении стабильной положительной тенденции в развитии отрасли. Что касается урожайности, то она остается на довольно низком уровне, что во многом обусловлено отсутствием с/х техники в должном объеме, а также тем, что большая часть парка уже устарела.
ЖИВОТНОВОДСТВО
Животноводство в России, как и растениеводство, развивается медленными темпами. Важнейшими показателями развития животноводства является поголовье скота и птицы.
Приоритетной задачей Гос.Программы было увеличение производства животноводческой продукции к 2012 году на 32,9% по отношению к 2006 году. В абсолютных (натуральных) показателях объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом предположительно должен был достигнуть 11,4 млн. тонн. К 2012 году производство молока должно было достигнуть 37 млн. тонн, что превысит уровень 2006 года на 17,8 %.
Таблица 2.
Производство молока, скота и птицы на убой, млн.тонн
Год |
Скот и птица |
Молоко | ||
2006 |
5.3 |
31.3 | ||
2008 |
6.3 |
32.4 | ||
2009 |
6.7 |
32.6 | ||
2010 |
7.2 |
31.8 | ||
2011 |
11.0 |
31.6 | ||
2012 (данные на декабрь) |
10.2 |
В % к 2006 |
29.9 |
В % к 2006 |
92.4 |
- 4.6 |
Источник: Росстат, Минсельхоз
Судя по представленным данным,
цели Программы в отношении
Перелом к лучшему обозначился за счёт роста поголовья птицы и свиней и производства мяса птицы и свинины. Производство говядины и молока продолжает снижаться. Так, удельный вес мяса птицы в объеме произведенных мясных ресурсов в 2011 г. составил 42%, свинины – 33%, говядины – 22%.
Таблица 3.
Поголовье скота в хозяйствах всех категоpий ( млн.голов)
Годы |
КРС |
В т.ч.коровы |
Свиньи |
Овцы и козы |
Птица | |||||
2006 |
21.6 |
9.4 |
16.2 |
20.2 |
375 | |||||
2008 |
21.0 |
9.1 |
16.2 |
21.8 |
405 | |||||
2009 |
20.7 |
9.0 |
17.2 |
22.0 |
434 | |||||
2010 |
20.0 |
8.8 |
17.2 |
21.8 |
449 | |||||
2011 |
20.8 |
8.9 |
18.6 |
24.3 |
487 | |||||
2012 |
20.9 |
В % к 2006 |
9.0 |
В % к 2006 |
19.6 |
В % к 2006 |
26.1 |
В % к 2006 |
512 |
В % к 2006 |
- 3.2 |
- 0.42 |
20.9 |
29.2 |
36.5 |
Источник: Росстат, Минсельхоз
В 2012г в целом по России численность крупного рогатого скота (КРС) к уровню 2006 г снизилась на 1.6 млн голов,(что составляет 3.2%), но к уровню 2011 - увеличилась на 0.1 млн.голов. В целом, за период с 2006 – 2011 наблюдалось сокращение поголовья КРС. Что касается поголовья свиней, то по сравнению с 2006 – численность возросла на 3.4 млн.гол.(20.9%). Также отмечается рост поголовья птицы и овец и коз. Резкое сокращение молочного скота крайне обострило ситуацию с производством мяса говядины, которое на 98% обеспечивается за счет молочного стада. Также это повлияло на производство молока, так к 2012 г не были достигнуты заявленные в программе 37 млн тонн молока, отмечается даже сокращение производства молока на 5% по сравнению с 2006 г.