Атеистическая интерпретация религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Одной из попыток атеистической интерпретации религии можно считать стремление представить религиозные явления как некую сумму субъективных ощущений - будь то отдельной личности, народа или даже цивилизации. Сама цель религиозной жизни при этом оказывается субъективной и иллюзорной: «каждый верит в свое». Особенно широко распространен такой взгляд в современном западном мире в форме мировоззренческого агностицизма.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант4.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

                                                 Вариант4

                                                  Вопрос 54

Философия И.Ильина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одной из попыток  атеистической интерпретации религии  можно считать стремление представить религиозные явления как некую сумму субъективных ощущений - будь то отдельной личности, народа или даже цивилизации. Сама цель религиозной жизни при этом оказывается субъективной и иллюзорной: «каждый верит в свое». Особенно широко распространен такой взгляд в современном западном мире в форме мировоззренческого агностицизма. 

Тем не менее, здесь  следует учесть тот факт, что выведение  начала религии из религиозного опыта  имеет давнюю предысторию и именно среди религиозных мыслителей. В  частности, немецкий мыслитель Р. Отто - автор труда «Священное» (1917 г.), получившего широкий отклик в религиоведении XX в., показал, что священное вызывает в человеке переживание абсолютно иного, иноприродного человеку. Бог – это Mysterium tremendum (Тайна, вызывающая потрясение), священный трепет. Тематика этого труда немецкого ученого религиоведа сходна с тематикой работ , осмысляющих религиозный опыт, нашего выдающегося соотечественника Ивана Александровича Ильина. 

Иван Александрович  Ильин (1883-1954) - великий русский философ, правовед, религиозный мыслитель и общественный деятель по праву может быть назван одним из крупных представителей религиоведческой науки. В его многогранном творчестве эта тема представлена такими работами, как «Путь духовного обновления» (1935), «Кризис безбожия» (1935), «Аксиомы религиозного опыта» (т. 1-2, 1953). В них он дает развернутую картину истоков религии. 

Само понятие  религии И.А.Ильин определяет следующим  образом: «Религия есть всежизненная (в  смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом. Этот Предмет не есть непременно предмет познания или знания; Он может быть и предметом чувства (любви), созерцания, воли и даже деятельного осуществления (Царство Божие). Но Он остается при всех условиях и во всех религиях – искомым, обретаемым, желанным, созерцаемым, чувствуемым, верой утверждаемым, в неверии отвергаемым, внушающим любовь, или страх, или благоговение – объективно-сущим Инобытием» . 

В своей основе человеческая религиозность имеет  религиозный опыт, не сводимый к  какому-либо проявлению человеческой деятельности: «Всякое религиозное  верование и всякое религиозное  делание – имеет в своей  основе религиозный опыт. Этот опыт отличается и от повседневного наблюдения и от научного опыта» . Природа религиозного опыта, согласно Ивану Ильину, синергична, то есть сочетает в себе божественный и человеческий элементы: «От Бога исходит духовное откровение, которое должно быть свободно и цельно принято человеком. От человека же исходит живое, невынужденное и искреннее приятие (созерцание, любовь и вера), которое восходит к Богу в виде молитвы и согласных с ней дел» . 

По мнению мыслителя  такое приятие религиозного опыта  принадлежит особому органу, улавливающему и ощущающему священное, – человеческому духу или, по-другому, оку сердца: «Священное открывается только духовному оку и притом именно оку сердца. Оно не открывается ни телесным ощущениям, ни понимающему рассудку, ни играющему или построяющему воображению, ни пустопорожней, хотя бы и неистовой в своем упрямстве, воле. Поэтому тот, кто лишен духовного ока, у кого сердце заглохло, тот не знает ничего священного и ничего не может возразить нигилисту» . 

Далее Иван Александрович  говорит, что «религиозный опыт родится из свободной любви к Совершенству: в основе каждой духовной религии лежит благоговение пред Священным, живое чувство ответственности и свободное приятие предметно-верного ранга» . Из этого он выводит основу для различения видов религиозного опыта и определения того, какие его виды являются духовно здоровыми, положительными и ценными: «Любовь к совершенству совсем не есть пустое слово, аффектированная фраза или сентиментальная выдумка, но живая реальность и притом величайшая движущая сила человеческого духа и человеческой истории. Все основатели великих религий – Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Зороастр, Моисей были движимы этим чувством. А христианину достаточно раскрыть Евангелие и начать чтение его, для того, чтобы убедиться, что все обращавшиеся ко Христу верою, узнавали Его лучом этого чувства» . Анализируя природу неправильного религиозного выбора, Иван Александрович останавливается на соотношении понятий веры и верования. Ильин пишет: «Замечательно, что русский язык придает идее веры два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое со способностью веровать. Верят - все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. Веруют же – далеко не все: ибо верование предполагает в человеке способность прилепиться душою (сердцем и волею, и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий «путь ко спасению». В карты, в сны, в гадание, в астрологические гороскопы – верят; но в Бога и во все божественное веруют». 

Человеческая  потребность «верить во что-нибудь», которая свойственна всем людям, в том числе и атеистам, связывается у Ильина с жизненной установкой, ценностно-смысловым выбором: «Жить на свете – значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую верит». 

Вера человека имеет самое непосредственное влияние на его характер и деятельность. Ильин говорит: «Вера есть главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки…Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, то он сам превращается постепенно в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками. Если человек верит в деньги и власть, то его душа постепенно высохнет в голодной жадности, в холодной жажде власти; и опытный наблюдатель прочтет все это в его взоре, услышит в его речи, не ошибется, ожидая от него соответствующих поступков» . 

Именно отсутствием  любви к Совершенству, жажды Бога и святости в современном европейском человечестве Ильин объясняет его мировоззренческий и культурный кризис: «Человек зажил такими органами души, которые бессильны в обращении к священному. Этот уклад возник из того, что человек ослепился закономерностью материи, стройностью рассудка и силой формальной воли и отдал им центральное чувствилище своего духа, а душевная инерция и эволюция техники доделали остальное… Человечество растеряло свои святыни. Они не исчезли и не перестали быть; они по-прежнему реальны. Но человек не видит их, не трепещет и не ликует от духовного прикосновения к ним, в нем иссякла духовная любовь, т.е. любовь к Совершенству, а без этого невозможна живая религия. То, к чему тянется масса современного человечества, – не священно; а мимо священного она проходит – то равнодушно, то с кощунственной усмешкой на устах. Религиозная слепота стала критерием просвещенности. А жизнь, опустошенная от святыни, стала мало-помалу подлинным царством пошлости» . 

Не надо ходить далеко, чтобы убедиться в истинности этих слов. Просмотрев дневную сводку новостей, поражаешься, сколько в мире зла, насилия, ненависти между людьми. По всей планете идут экономические и политические войны, в которых люди уничтожают друг друга. Чем заполнены витрины и книжные полки магазинов, что представляют собой телевизионные программы и видеофильмы – эти каналы современной культуры? Перед нашими глазами пестрят картины убийств, насилия, секса. Несколько поколений было воспитано на том заблуждении, что автором нравственного закона является не Бог, а человек, и он вправе изменять этот закон по собственному усмотрению. 

Все это предвидел  Иван Александрович Ильин, когда  писал: «Без Бога – вся культура человечества теряет свой смысл и  значение. И если она не сокрушается  сразу и во всех отношениях, то только потому, что пассивное безверие способно долгое время держаться сокровенным дыханием Божественного начала, вошедшим в человеческую душу и ведущим ее в порядке часто не замечаемой, но по-прежнему живоносной традиции. Веры уже нет, но уклад души, созданный, воспитанный и облагороженный христианской верой тысячелетий живет и делает свое дело». 

Сейчас все  больше людей осознает, что только возращение к Богу – единственное, что может принести выход из сложившейся  ситуации. И мысль Ивана Александровича Ильина, касающаяся аксиом религиозного опыта и показывающая путь к духовному обновлению личности и общества, может стать для нас неким маяком, дающим нам правильное на 
 
 
 

Ильин И. Curriculum vitae. 1925. VIII. // Российский архив. Т. V. М., 1994. С. 533.   

 Лисица Ю.  Иван Александрович Ильин // И.А.Ильин. Собрание сочинений. Том I. М., 1993. С. 18-27. 

его работе «Родина  и мы», изданной в Белграде в 1926 г. 

Гулыга А. Русская  идея и ее творцы. М., 1995. С. 237-238. 

Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 2. Кн. 2. С. 159. 

Archiv Narodniho Muzea / ANM – Praha. 2/5. 1125. Письмо из Праги А.Изгоева К.Крамаржу. 25.XII.1926.  

ANM – Praha. 2/5 1120-1121. Письма А.Изгоева К.Крамаржу из  Хаапсалу (Эстония). 21.XII.1930. 

Крамарж К. Основы конституции Российского государства. Архив русской революции. Т. I. М., 1991. С. 367-368. 

ANM – Praha. 2/5 1081. Письмо И.А.Ильина Н.Крамарж. 

 «Русская  философия» (М., Наука, 1995) на с. 214 начало  издания «Русского колокола»  ошибочно датируется 1926 г. 
 

Фирсов Е.Ф. Неизвестные  письма И.А.Ильина... / Россия XXI. М., 1997. № 5-6. С. 90. 

Этот период длился с 1922 по 1938 г., когда Ильин  был вынужден бежать в Швейцарию, где поселился в Цолликоне  близ Цюриха. 

См.: Материалы  к биографии И.А.Ильина  // Российский архив. Т. V. М., 1994. С. 534. 

См.: И.А.Ильин. Собрание сочинений. Т. I. М., 1993. 

 Фирсов Е.Ф.  Неизвестные письма И.А.Ильина... / Россия XXI. М., 1997. № 7-8.  

  

Информация о работе Атеистическая интерпретация религии