Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:04, контрольная работа
Одной из попыток атеистической интерпретации религии можно считать стремление представить религиозные явления как некую сумму субъективных ощущений - будь то отдельной личности, народа или даже цивилизации. Сама цель религиозной жизни при этом оказывается субъективной и иллюзорной: «каждый верит в свое». Особенно широко распространен такой взгляд в современном западном мире в форме мировоззренческого агностицизма.
Философия
И.Ильина
Одной из попыток
атеистической интерпретации
Тем не менее, здесь
следует учесть тот факт, что выведение
начала религии из религиозного опыта
имеет давнюю предысторию и именно
среди религиозных мыслителей. В
частности, немецкий мыслитель Р. Отто
- автор труда «Священное» (1917 г.), получившего
широкий отклик в религиоведении XX в.,
показал, что священное вызывает в человеке
переживание абсолютно иного, иноприродного
человеку. Бог – это Mysterium tremendum (Тайна,
вызывающая потрясение), священный трепет.
Тематика этого труда немецкого ученого
религиоведа сходна с тематикой работ
, осмысляющих религиозный опыт, нашего
выдающегося соотечественника Ивана Александровича
Ильина.
Иван Александрович
Ильин (1883-1954) - великий русский философ,
правовед, религиозный мыслитель и общественный
деятель по праву может быть назван одним
из крупных представителей религиоведческой
науки. В его многогранном творчестве
эта тема представлена такими работами,
как «Путь духовного обновления» (1935),
«Кризис безбожия» (1935), «Аксиомы религиозного
опыта» (т. 1-2, 1953). В них он дает развернутую
картину истоков религии.
Само понятие
религии И.А.Ильин определяет следующим
образом: «Религия есть всежизненная (в
смысле сферы охвата) и живая (по
характеру действия) связь человека с
Богом; или иначе: человеческого субъекта
с божественным Предметом. Этот Предмет
не есть непременно предмет познания или
знания; Он может быть и предметом чувства
(любви), созерцания, воли и даже деятельного
осуществления (Царство Божие). Но Он остается
при всех условиях и во всех религиях –
искомым, обретаемым, желанным, созерцаемым,
чувствуемым, верой утверждаемым, в неверии
отвергаемым, внушающим любовь, или страх,
или благоговение – объективно-сущим
Инобытием» .
В своей основе
человеческая религиозность имеет
религиозный опыт, не сводимый к
какому-либо проявлению человеческой
деятельности: «Всякое религиозное
верование и всякое религиозное
делание – имеет в своей
основе религиозный опыт. Этот опыт
отличается и от повседневного наблюдения
и от научного опыта» . Природа религиозного
опыта, согласно Ивану Ильину, синергична,
то есть сочетает в себе божественный
и человеческий элементы: «От Бога исходит
духовное откровение, которое должно быть
свободно и цельно принято человеком.
От человека же исходит живое, невынужденное
и искреннее приятие (созерцание, любовь
и вера), которое восходит к Богу в виде
молитвы и согласных с ней дел» .
По мнению мыслителя
такое приятие религиозного опыта
принадлежит особому органу, улавливающему
и ощущающему священное, – человеческому
духу или, по-другому, оку сердца: «Священное
открывается только духовному оку и притом
именно оку сердца. Оно не открывается
ни телесным ощущениям, ни понимающему
рассудку, ни играющему или построяющему
воображению, ни пустопорожней, хотя бы
и неистовой в своем упрямстве, воле. Поэтому
тот, кто лишен духовного ока, у кого сердце
заглохло, тот не знает ничего священного
и ничего не может возразить нигилисту»
.
Далее Иван Александрович
говорит, что «религиозный опыт родится
из свободной любви к Совершенству: в основе
каждой духовной религии лежит благоговение
пред Священным, живое чувство ответственности
и свободное приятие предметно-верного
ранга» . Из этого он выводит основу для
различения видов религиозного опыта
и определения того, какие его виды являются
духовно здоровыми, положительными и ценными:
«Любовь к совершенству совсем не есть
пустое слово, аффектированная фраза или
сентиментальная выдумка, но живая реальность
и притом величайшая движущая сила человеческого
духа и человеческой истории. Все основатели
великих религий – Конфуций, Лао-Цзы, Будда,
Зороастр, Моисей были движимы этим чувством.
А христианину достаточно раскрыть Евангелие
и начать чтение его, для того, чтобы убедиться,
что все обращавшиеся ко Христу верою,
узнавали Его лучом этого чувства» . Анализируя
природу неправильного религиозного выбора,
Иван Александрович останавливается на
соотношении понятий веры и верования.
Ильин пишет: «Замечательно, что русский
язык придает идее веры два различных
значения: одно связывает веру с потребностью
верить, а другое со способностью веровать.
Верят - все люди, сознательно или бессознательно,
злобно или добродушно, сильно или слабо.
Веруют же – далеко не все: ибо верование
предполагает в человеке способность
прилепиться душою (сердцем и волею, и
делами) к тому, что действительно заслуживает
веры, что дается людям в духовном опыте,
что открывает им некий «путь ко спасению».
В карты, в сны, в гадание, в астрологические
гороскопы – верят; но в Бога и во все божественное
веруют».
Человеческая
потребность «верить во что-нибудь»,
которая свойственна всем людям, в том
числе и атеистам, связывается у Ильина
с жизненной установкой, ценностно-смысловым
выбором: «Жить на свете – значит выбирать
и стремиться; кто выбирает и стремится,
тот служит некоторой ценности, в которую
верит».
Вера человека
имеет самое непосредственное влияние
на его характер и деятельность. Ильин
говорит: «Вера есть главное и ведущее
тяготение человека, определяющее его
жизнь, его воззрения, его стремления и
поступки…Если человек верит только в
чувственные наслаждения, принимая их
за главнейшее в жизни, то он сам превращается
постепенно в наслаждающееся животное;
и это будет выражаться в его лице и в его
походке, смотреть из его глаз и управлять
его поступками. Если человек верит в деньги
и власть, то его душа постепенно высохнет
в голодной жадности, в холодной жажде
власти; и опытный наблюдатель прочтет
все это в его взоре, услышит в его речи,
не ошибется, ожидая от него соответствующих
поступков» .
Именно отсутствием
любви к Совершенству, жажды Бога
и святости в современном европейском
человечестве Ильин объясняет его мировоззренческий
и культурный кризис: «Человек зажил такими
органами души, которые бессильны в обращении
к священному. Этот уклад возник из того,
что человек ослепился закономерностью
материи, стройностью рассудка и силой
формальной воли и отдал им центральное
чувствилище своего духа, а душевная инерция
и эволюция техники доделали остальное…
Человечество растеряло свои святыни.
Они не исчезли и не перестали быть; они
по-прежнему реальны. Но человек не видит
их, не трепещет и не ликует от духовного
прикосновения к ним, в нем иссякла духовная
любовь, т.е. любовь к Совершенству, а без
этого невозможна живая религия. То, к
чему тянется масса современного человечества,
– не священно; а мимо священного она проходит
– то равнодушно, то с кощунственной усмешкой
на устах. Религиозная слепота стала критерием
просвещенности. А жизнь, опустошенная
от святыни, стала мало-помалу подлинным
царством пошлости» .
Не надо ходить
далеко, чтобы убедиться в истинности
этих слов. Просмотрев дневную сводку
новостей, поражаешься, сколько в мире
зла, насилия, ненависти между людьми.
По всей планете идут экономические и
политические войны, в которых люди уничтожают
друг друга. Чем заполнены витрины и книжные
полки магазинов, что представляют собой
телевизионные программы и видеофильмы
– эти каналы современной культуры? Перед
нашими глазами пестрят картины убийств,
насилия, секса. Несколько поколений было
воспитано на том заблуждении, что автором
нравственного закона является не Бог,
а человек, и он вправе изменять этот закон
по собственному усмотрению.
Все это предвидел
Иван Александрович Ильин, когда
писал: «Без Бога – вся культура
человечества теряет свой смысл и
значение. И если она не сокрушается
сразу и во всех отношениях, то только
потому, что пассивное безверие способно
долгое время держаться сокровенным дыханием
Божественного начала, вошедшим в человеческую
душу и ведущим ее в порядке часто не замечаемой,
но по-прежнему живоносной традиции. Веры
уже нет, но уклад души, созданный, воспитанный
и облагороженный христианской верой
тысячелетий живет и делает свое дело».
Сейчас все
больше людей осознает, что только
возращение к Богу – единственное,
что может принести выход из сложившейся
ситуации. И мысль Ивана Александровича
Ильина, касающаяся аксиом религиозного
опыта и показывающая путь к духовному
обновлению личности и общества, может
стать для нас неким маяком, дающим нам
правильное на
Ильин И. Curriculum vitae.
1925. VIII. // Российский архив. Т. V. М., 1994. С.
533.
Лисица Ю.
Иван Александрович Ильин // И.А.Ильин.
Собрание сочинений. Том I. М., 1993. С. 18-27.
его работе «Родина
и мы», изданной в Белграде в 1926 г.
Гулыга А. Русская
идея и ее творцы. М., 1995. С. 237-238.
Ильин И.А. Собрание
сочинений. Т. 2. Кн. 2. С. 159.
Archiv Narodniho Muzea / ANM
– Praha. 2/5. 1125. Письмо из Праги А.Изгоева
К.Крамаржу. 25.XII.1926.
ANM – Praha. 2/5 1120-1121.
Письма А.Изгоева К.Крамаржу
Крамарж К. Основы
конституции Российского
ANM – Praha. 2/5 1081.
Письмо И.А.Ильина Н.Крамарж.
«Русская
философия» (М., Наука, 1995) на с. 214 начало
издания «Русского колокола»
ошибочно датируется 1926 г.
Фирсов Е.Ф. Неизвестные
письма И.А.Ильина... / Россия XXI. М., 1997. №
5-6. С. 90.
Этот период
длился с 1922 по 1938 г., когда Ильин
был вынужден бежать в Швейцарию,
где поселился в Цолликоне
близ Цюриха.
См.: Материалы
к биографии И.А.Ильина // Российский
архив. Т. V. М., 1994. С. 534.
См.: И.А.Ильин. Собрание
сочинений. Т. I. М., 1993.
Фирсов Е.Ф.
Неизвестные письма И.А.Ильина.