Базовые отрасли социологической науки и их характеристика.
Гендерная социология
Гендерная социология — отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Предметом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, но при этом все они признают, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами являются одним из решающих принципов организации общества.
Пол и гендер
Понятие пола в социологии является одним из фундаментальных. Для того, чтобы отличать изучение пола в социологии, то есть в контексте социальных отношений и процессов, принято использовать понятие
«гендер» (от латинского gender — «пол»), введенное в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921—2006) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы, транссексуалы) в современном обществе. Гендер есть социальный пол.
С точки зрения структурной социологии, и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собой плеоназм, но его использование призвано подчеркнуть, что речь идет о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идет о широкой дискуссии.
Понятие
«пол» (латинское sexus, «пол», «половина», «деление») может использоваться шире и включать в себя — анатомические различия и признаки. Понятие
«гендер» обычно применяется в сфере собственно социологии или социальной психологии.
История гендерной социологии
Т. Лакер считал, что существует только мужской пол, а женский считался недоразвитой его формой.
Гален говорил, что мужской и женский организм подобны. Только у одних органы снаружи, у других — внутри. Интерсексуальность— это слияние мужского и женского полов, то есть различные мутации половых органов и функций организма, сюда можно отнести такое явление как гермафродиты как истинные так и псевдо.
В 1968 году, Робертом Столпером было введено понятие гендер, таким образом в отличие от своих предшественников Столлер выделил понятия sex
как биологический пол, и gender как пол социальный.
Позднее Джудит Лорбер в своей работе «Пол как социальная категория» рассматривала категории sex и гендер в 5-ти возможных позициях:
- пол (sex) как биологическая категория — непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; способность к прокреации (как предполагается, конгруэнтной с вышеназванными свойствами и с предназначением принадлежности к полу как биологической категории);
- пол (sex) как социальная категория — предназначение от рождения, основанное на типе генеталий;
- половая (sex-gender) идентичность — осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тел, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;
- пол (gender) как процесс — обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих — в случае бунта или неприятия) определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории» человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;
- пол (gender) как социальный статус и структура — гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку.
Математические методы
в социологии
Математические методы в социологии — методы статистического анализа статистических данных и методы математического моделирования социальных явлений и процессов.
Компьютерная социология — использование возможностей компьютерной техники для решения теоретических, эмпирических и практических задач в социологии.
Компьютационная теория социальных систем — имитационное моделирование свойств и отношений социальных агентов, которые рассматриваются как искусственные социальные агенты, обладающие искусственным интеллектом и реально функционирующие в режиме компьютерного времени.
Социология города
Социология города — специальная социологическая теория, объектом познания которой является город как социально-пространственная общность, исторически конкретная поселенческая структура, основная форма расселения людей.
История социологии города
Одним из первых социологический анализ города предложил Макс Вебер. Вебер в целом определяет город как селение, состоящее из тесно соприкасающихся домов, которое настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом.
Помимо Вебера роль больших городов в обществе изучали такие немецкие социологи как К. Бюхер, Г.Зиммель.
У классиков марксизма городская проблематика присутствует в контексте рассмотрения положения рабочего класса в капиталистическом обществе. Большой город в этой связи, промышленный или торговый, рассматривается в качестве места, где в наиболее концентрированной форме протекает классовая борьба.
Однако, настоящего расцвета городская социология получила в работах социологов Чикагской школы. Основными разработчиками именно городской проблематики в рамках данной школы стали Роберт Парк, Эрнст Берджесс и Луис Вирт. Работы Чикагской школы отличала прикладная направленность.
Социология пространства
Социология пространства — сравнительно новая специальная социологическая теория, предметом исследования которой является пространственное устроение социальной жизни.
Термин социальное пространство в социологическую науку вводит Г. Зиммель в 1903 году в одноименной работе. В зарубежной социологии данное направление развивали И. Гофман, Э. Гидденс, П.А. Сорокин, П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман и другие.
В отечественной социологии проблема социального пространства является относительно новой. Изучением данной проблематики занимаются А.Ф. Филиппов, О.С. Чернявская, Е.А. Рыбалка и другие.
Социология знания
Социология знания (англ. Sociology of knowledge) — теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико-методологических позиций проблематику социальной природы знания.[В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы знания (социология знания в
узком смысле); мышления, его исторического развития (социология
мышления), когнитивных систем и познавательной деятельности
общества (социология познания) и
основания социологии (социология
социологии).
Таким образом, социология
знания является метатеоретической
областью, не укладывающейся в
традиционные отрасли социологии.
История социологии знания
Появление социологии знания и ее выход на метатеоретическую область в конце XIX века были связаны с кризисом классического европейского рационализма. Первое время данная дисциплина развивалась в философском контексте, и не считалась социологической дисциплиной, а сам термин «социология знания» был введён лишь в 1920-е годы немецким философом Максом Шелером. Вторым основоположником социологии знания является Карл Маннгейм, показавший социально-историческую обусловленность мышления в работе Идеология и утопия. Феноменологическая трактовка социологии знания принадлежит Питеру Бергеру и Томасу Лукману.
Социология научного знания
Социология научного знания (Sociology
of scientific knowledge) — направление науковедческих исследований, фокусирующееся на роли социальных факторов в процессе производства и воспроизводства научного знания. Как науковедческая дисциплина, акцентированная на вопросах содержания научного знания, социология научного знания отличается от социологии науки.
Первые исследования по социологии научного знания начались еще в 1930-е годы. Бурное развитие социологии научного знания приходится на 1970-е годы. Именно в это время появился ряд академических международных журналов, сформировалось сообщество исследователей, в середине 1970-х вышел ряд классических монографий. Из ранних работ наиболее важны труды Людвика Флека (1896—1961), Бориса Гессена (1893—1936), Майкла Полани (1891—1976) и Томаса Куна (1922—1996). К современным классикам этого направления можно отнести британского социолога Дэвида Блура, одного из разработчиков концепции строгой теории.
Социология науки
Социология науки — отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности. Социология науки рассматривает как процессы становление науки в качестве социального института, так и социальную организацию, и социальные функции науки. Важную роль играет изучение вопросов организации совместной деятельности научных коллективов.
Первые исследования по социологии науки начались в 1930-е годы. Среди них работы Роберта Мертона (1910—2003)
«Наука, технология и общество в Англии XVII в.»
(1938г) и «Наука и социальный порядок» (1937 г.), в которых Мертон формулирует институциональную концепцию науки. Критика и переосмысление концепции Мертона содержится в работах Майкла Малкея.
В отечественном науковедении аспектами социологии науки активно занимались Владислав Жанович Келле и Самуил Аронович Кугель. Организационной базой социологических исследований науки в СССР стал Институт истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова (ИИЕТ), в котором в 1979 году был сформирован сектор социологических проблем науки. В 1996 году Центр социолого-науковедческих исследований был открыт в филиале ИИЕТ РАН в Санкт-Петербурге (руководитель Н. А. Ащеулова).
Социология коммуникаций
Социоло́гия коммуника́ций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов. Социология коммуникаций в основном имеет дело с изучением процессов передачи информации между социальными группами, а не межличностным общением, которым преимущественно занимается психология, поэтому вместо термина социология коммуникаций часто используется термин «социология массовых коммуникаций».
Существует, в основном, три фактора, влияющих на развитие социологии коммуникаций:
Социальные изменения — влияют на тему исследований.
Техника — появление новых средств массовой коммуникации.
Новые методы исследований — стимулируют появление новых исследований.
Социология культуры
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.
Социология медицины
Социология медицины — отрасль социологии, изучающая систему охраны здоровья, социальные термины «болезнь» и «здоровье», поведение людей в сфере медицины. Это наука о закономерности формирования ценностных ориентаций населения к здоровью, болезням, медицинского обслуживания, медицины и охраны здоровья. Структура современной медицинской социологии состоит из нескольких направлений, таких как социология лечебных профессий, социология болезни и поведения больного, социология институтов медицины и организации здравоохранения.
Медицину в социологии выделяют, как социальный институт. Как социальный институт медицина имеет ценности (цели, принципы, кодексы), структуру, функции, формы ее внутриинституциальной организации, символы, статусы и роли (врачи, пациенты, государство и др.), систему профессиональной стратификации и систему профессионального образования.
Первые попытки изучения социальных
аспектов здоровья в рамках
антропологии и социальной медицины
были предприняты в конце XVIII века
английскими, немецкими и французскими
учёными. В этот же период времени,
благодаря влиянию идей Великой
Французской революции, возникает
концепция общественного здоровья.
В течение двух столетий проблемы
социологии медицины изучались
в рамках эпидемиологии и социальной
медицины.
Выделение медицинской социологии
как самостоятельной отрасли
произошло только в 50-е годы XX
века в США. В первое время
новая отрасль была востребована
только для социологического
образования студентов-медиков. Значительный
вклад в развитие социологии
медицины внесли Роберт Мертон
и Говард Беккер (медицинское
образование и социализация), Глэйзер
и Ансельм Стросс (социальное
отношение к смерти), Гофман и
Шефф (психическое расстройство), Фрейдсон
(медицина как профессия).