Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:51, реферат
Неравенство и бедность — понятия, тесно связанные с соци¬альной стратификацией. Неравенство характеризует неравно¬мерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными страта-ми или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступаеютколичество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняютденьги (в примитивных обществах неравен¬ство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т.д.).
Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2013 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.
Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.
1. Продукты питания
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
Трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
кг |
126,5 |
98,2 |
76,6 |
Картофель |
кг |
100,4 |
80,0 |
88,1 |
Овощи и бахчевые |
кг |
114,6 |
98,0 |
112,5 |
Фрукты свежие |
кг |
60,0 |
45,0 |
118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
23,8 |
21,2 |
21,8 |
Мясопродукты |
кг |
58,6 |
54,0 |
44,0 |
Рыбопродукты |
кг |
18,5 |
16,0 |
18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
290,0 |
257,8 |
360,7 |
Яйца |
штука |
210,0 |
200,0 |
201,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
11,0 |
10,0 |
5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
кг |
4,9 |
4,2 |
3,6 |
2. Непродовольственные товары
Наименование |
Единица измерения/ срок износа |
Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
Верхняя пальтовая группа |
штук/лет |
3/7,6 |
3/8,7 |
3/2,6 |
Верхняя костюмно-платьевая группа |
штук/лет |
8/4,2 |
8/5,0 |
11/2,0 |
Белье |
штук/лет |
9/2,4 |
10/2,9 |
11/1,8 |
Чулочно-носочные изделия |
пар/лет |
7/1,4 |
4/1,9 |
6/1,3 |
Головные уборы и галантерейные изделия |
штук/лет |
5/5,0 |
4/5,6 |
4/2,8 |
Обувь |
пар/лет |
6/3,2 |
6/3,5 |
7/1,8 |
Школьно-письменные товары |
штук/лет |
3/1,0 |
3/1,0 |
27/1,0 |
Постельное белье |
штук/лет |
14/7,0 |
14/7,0 |
14/7,0 |
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения |
штук/лет |
19/10,5 |
19/10,5 |
19/10,5 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства |
процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц |
10 |
15 |
12 |
3. Услуги
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
Жилье |
кв. м общей площади |
18 |
18 |
18 |
Центральное отопление |
Гкал в год |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение |
л в сутки |
285 |
285 |
285 |
Газоснабжение |
куб. м в месяц |
10 |
10 |
10 |
Электроэнергия |
кВт.ч в месяц |
50 |
50 |
50 |
Транспортные услуги |
поездок в год |
619 |
150 |
396 |
Услуги культуры |
процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
5 |
5 |
5 |
Другие виды услуг |
процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
15 |
15 |
15 |
Как известно, МРОТ – минимальный размер оплаты труда, является очень важным показателем для расчета и формирования Федерального Бюджета РФ, а также проведения социальной политики в стране. Его размер устанавливается каждый год и соответственно от него во многом зависит фонд оплаты труда каждого предприятия.
С 1 января 2013 год минимальный
размер оплаты труда (МРОТ) будет увеличен
с 4600 рублей (2012 год) до 5200 рублей. При
этом, в правительстве
Политология:
Политический конфликт
- это столкновение, противоборство
политических субъектов, обусловленное
противоположностью их политических интересов,
ценностей и взглядов.
Понятие политического конфликта обозначает
борьбу одних субъектов с другими за влияние
в системе политических отношений, доступ
к принятию общезначимых решений, распоряжение
ресурсами, монополию своих интересов
и признание их общественно необходимыми,
словом, за все то, что составляет власть
и политическое господство.
Политическая государственная власть,
обладание ею, устройство властных институтов,
политический статус социальных групп,
ценности и символы, являющиеся базой
политической власти и в целом данного
политического общества, - все это составляет
объект и предмет политических конфликтов.
Противоречие между политическим обществом
как целостной системой и неравенством
включенных в нее индивидов и групп, выраженным
в иерархии политических статусов, - источник
и основа политического конфликта.
Различают три основных типа политических
конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты такого
рода преобладает в экономически развитых
странах, устойчивых государствах, политической
нормой здесь является “торг” по поводу
дележа экономического “пирога” (борьба
вокруг размеров налогов, объема социального
обеспечения и т.д.); этот тип конфликта
наиболее легко поддается урегулированию,
так как здесь всегда можно найти компромиссное
решение (“как это, так и то”).
2. Конфликты ценностей характерны для
развивающихся государств с неустойчивым
государственным строем; они требуют больше
усилий по урегулированию, поскольку компромисс
по поводу таких ценностей, как “свобода”,
“равенство”, “терпимость”труднодостижим,
если вообще возможен.
3. Конфликты идентификации: характерны
для обществ, в которых происходит отождествление
субъектом себя с определенной группой
(этнической, религиозной, языковой), а
не с обществом(государством) в целом;
этот тип конфликта возникает в условиях
противоположности рас, этнической или
языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический
конфликт может быть: межгосударственным
(субъекты - государства и их коалиции),
государственным (субъекты ветви власти,
политические партии и т.д.), региональным
(субъекты региональные политические
силы), местным.
Внутриполитические конфликты разделяют
на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные
(вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических
конфликтов выступают политические институты,
организации, осуществляющие власть и
руководство в рамках данной системы,
но занимающие различные позиции. Таковы,
например, органы и занятые в них группы
людей, представляющие разные ветви государственной
власти, институты федеральной власти
и субъектов федерации. Предмет таких
конфликтов - отдельные элементы политической
системы и политики правящих кругов, не
соответствующие в полной мере интересам
и целям системы, отдельным группировкам
правящих сил. Их разрешение ведет к частичным
изменениям в политике властей. Это частичные
конфликты.
Субъектами оппозиционных внутриполитических
конфликтов выступают, с одной стороны,
властвующие элиты, выражающие их интересы
партии, государственные институты, организации,
лидеры. С другой - организации, представляющие
подвластные массы, а также политически
активные группы, выступающие против существующих
порядков, господствующей политической
власти. Пре; метом конфликта в данном
случае является существующая система
государственной власти в целом, существующий
режим. Конечный итог разрешения конфликта
- смена политической системы. Поэтому
конфликты подобного рода называют радикальными.
Источником радикального конфликта являются
противоречия между коренными политическими
интересами и основными ценностями крупных
социальных групп; источником частичного
- противоречия между временными, неосновными
интересами и ценностями конфликтующих
агентов. Радикальные конфликты вовлекают
в сферу противоборства большинство или
все политические институты и значительные
массы населения. В частичных конфликтах
участвуют лишь некоторые институты и
группы, части элит, соперничающие партии,
заинтересованные в разрешении (или в
неразрешении) конкретных проблем реформирования
политических отношений и институтов.
Первые разделяют общество на две основные
противоположные политические силы; вторые
вырастают из сплетения многих политических
сил, действующих в рамках и по правилам
“игры” плюрализма.
Внутриполитические конфликты подразделяются
на режимные и легитимные.
Режимные внутриполитические конфликты:
целью одного из субъектов может быть
захват власти в государстве или смена
политической системы, но без разрушения
территориальной целостности государства.
Легитимные внутриполитические конфликты:
часть государства стремится отделиться
от целого; часто легитимные конфликты
совпадают с этнополитическими, но не
всегда этнополитические конфликты являются
легитимными (например, требования национального
равноправия, автономии).
Для характеристики конфликтов, затрагивающих
государство как основной институт политической
системы, в политологии используется понятие
“политический кризис” (греч. krisis • решение,
поворотный пункт, исход).
Политический кризис - это состояние политической
системы общества, выражающееся в углублении
и обострении имеющихся конфликтов, в
резком усилении политической напряженности.
Можно выделить внешнеполитические кризисы,
обусловленные международными конфликтами
и противоречиями, и внутриполитические
кризисы (правительственный, парламентский,
конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно частое
явление, выражается в потере правительством
авторитета, в невыполнении его распоряжений
исполнительными органами. Если правительство
не справляется с ситуацией, то парламент
может отказать ему в поддержке и отправить
кабинет министров в отставку. Правительственный
кризис может сопровождаться сменой лидеров,
форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это изменение
соотношения сил в органах законодательной
власти, когда решения парламента расходятся
с волей большинства граждан страны. Результат
- роспуск парламента и назначение новых
выборов. Парламентский кризис может возникнуть
и в том случае, когда основные противоборствующие
фракции в нем примерно равны по силе,
и это мешает принятию решений и парализует
работу законодательной власти.
И как итог - роспуск
парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим
прекращением действия Основного закона
страны (конституции). Прежняя конституция
утрачивает легитимность и требуется
ее качественный пересмотр.
Политический кризис характеризуется
делегитимацией структур власти, отсутствием
взаимодействия между различными центрами
власти, блокированием одного центра другим,
образованием парламентских властных
структур, снижением эффективности социально-политического
регулирования и контроля, эскалацией
стихийных форм политического протеста
(митингов, забастовок, демонстраций и
т.д.).
В зависимости от особенностей проявления
и причин возникновения политического
кризиса в политологии выделяют такие
его формы, как: 1) кризис легитимности;
2) кризис идентичности; 3) кризис политического
участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис
распределения.
Кризис легитимности возникает в результате
рассогласования целей и ценностей правящего
режима с представлениями основной части
граждан о необходимых средствах и формах
политического регулирования, нормах
справедливого правления и т.д.
Кризис идентичности возникает тогда,
когда этнические и социально-структурные
различия становятся преградой на пути
общенационального объединения и идентификации
с определенной политической системой.
Кризис политического участия характеризуется
созданием правящей элитой искусственных
препятствий включению в активную политическую
жизнь групп, заявляющих о своих претензиях
на власть, а также обострением проблемы
сохранения территориальной целостности,
национального единства и стабильности
политической системы в условиях быстрого
роста политического участия групп с противоречивыми
интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении
способности государственного управления
проводить свои решения в различных областях
общественной жизни. Его возникновение
связано с расхождением между реальной
политикой и провозглашенными правительством
целями.
Кризис распределения означает неспособность
правящей элиты обеспечить приемлемый
для общества рост материального благосостояния
и его распределение, позволяющих избежать
чрезмерной социальной дифференциации
и гарантирующих доступность основных
материальных благ всем слоям населения.
Центральная проблема конфликтов - их
разрешение (управление конфликтом, контроль
над конфликтом, регулирование конфликта).
Под регулированием конфликта (конфликтным
контролем) понимается разработка и применение
системы мер, направленных на ограничение
интенсивности и масштаба конфликта, его
деэскалацию.
Политической практикой и теорией выработаны
некоторые всеобщие формы и способы предотвращения,
регулирования и разрешения политических
конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.
Компромисс в словарях определяется как
соглашение на основе взаимных уступок.
Различают компромиссы вынужденные и
добровольные. Первые с неизбежностью
навязываются сложившимися обстоятельствами.
Вторые заключаются на основе соглашения
по определенным вопросам и соответствуют
какой-то части политических интересов
всех взаимодействующих сил. На основе
таких компромиссов создаются многообразные
партийные блоки и политические коалиции.
Слово консенсус происходит от латинского
consentio, которое в свою очередь образовано
от глагола sentire (чувствовать, ду. мать,
понимать) с помощью приставки con, имеющей
значение совместного, взаимного развития,
т.е. в своей основе консенсус означает
общность чувств и мыслей, взаимопонимание.
Консенсус - это соглашение значительного
большинства людей любого сообщества
относительно наиболее важных аспектов
его социального порядка, выраженное в
действиях. В демократических системах
обычно различают три объекта возможного
соглашения:
1) конечные цели (свобода, равенство и
т.д.), которые составляют структуру системы
представлений;
2) правила игры, или процедуры;
3) конкретные правительства и правительственная
политика. Эти три объекта могут быть трансформированы
в три уровня консенсуса:
1) консенсус на уровне сообщества, или
основной, ценностный;
2) консенсус на уровне режима, или процедурный;
3) консенсус на уровне политики.
Первый объект или уровень консенсуса
- основной - показывает, разделяет ли данное
общество одинаковые ценностные представления
и цели.
Второй объект или уровень консенсуса
- процедурный - устанавливает правила
игры, фиксируемые в конституциях.
Третий объект или уровень консенсуса
(в отношении политики и правительства)
выдвигает на передний план параллель
“власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам
политики и оппозиция правительству обусловлено
отношением к членам правительства, а
не к форме управления.
Консенсус универсальный принцип демократии,
позволяющий разрешать и предупреждать
противоречия и конфликты, снимать напряженность
в обществе. Эффективность консенсуса
зависит от участия в распределении вознаграждений,
льгот, власти, благосостояния общества,
уровня политической культуры.
Кризис консенсуса обычно связывают с
кризисом отношении церковь-государство,
традиционной политики и включением в
нетрадиционных групп, перераспределением
ролей и статусов, разрывом элит и масс
и т.д.
Урегулирование конфликтов - довольно
широкое понятие. Оно подразумевает:
- предупреждение открытых форм проявления
конфликтов, сопровождающихся насильственными
действиями (войнами, массовыми беспорядками
и т.п.);
разрешение конфликтов, предполагающее
устранение причин, вызывающих их, формирование
нового уровня отношений участников, улаживание
конфликтов (снижение уровня враждебности
конфликтующих сторон, перевод конфликта
в русло поиска совместного решения проблемы).
С учетом трех основных направлений в
урегулировании конфликтов, можно выделить
три группы методов, облегчающих поиск
мирного выхода из конфликта.
Первая группа методов направлена на предотвращение
развития насильственной стадии развития
конфликта.
Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших
конфликт.
И, наконец, третья, наиболее разработанная,
- на снижение уровня противостояния сторон,
отказ каждого участника от односторонних
действий и переход к поиску совместного
решения проблемы.
Каждая из групп методов, как и сами методы,
обладают рядом достоинств, недостатков
и ограничений.
Обычно наиболее эффективным
является комплексное применение различных
методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.
К первой группе методов относятся ранняя
диагностика и выявление причин конфликта
с тем, чтобы не допустить его дальнейшего
разрастания. Для этих целей часто используются
стандартизированные процедуры, основанные
на отслеживании конфликтных отношений
с помощью ЭВМ. Однако основной акцент
делается на Развитие институтов и механизмов
предупреждения насильственных форм развития
конфликтов. К их числу относится создание
широкой сети государственных и негосударственных
консультационныx служб. Важнейшая роль
принадлежит системе образования, телевидению
и радио.
Основоположником второй группы методов,
нацеленных на устранение причин возникновения
конфликтов, является Дж. Бертон.
Согласно Бертону, разрешение конфликта
должно основываться на изменении глубинных
структур. Правильно организованное общение
между социальными группами, находящимися
в конфликте, является одним из центральных
методов в данном подходе. Оно направлено
на изменение характера восприятия, а
также посредством этого на изменение
отношений сторон друг к другу. Методы,
используемые Бертоном и его коллегами,
включают в себя Т-группы ориентированные
на снятие ложной идентификации с группой
только по национальному признаку; специально
организованные встречи и дискуссии между
конфликтующими группами и т.п.
Третья группа методов включает в себя
ряд приемов, которые предполагают перевод
конфликта в рациональный план. Лишь очень
немногие конфликты по своей природе являются
конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда
интересы конфликтующих сторон полностью
противоположны. И, даже если конфликт
близок к конфликту с нулевой суммой, задача
состоит в том, чтобы его участники через
включение дополнительных вопросов или,
напротив, исключением ряда спорных вопросов,
придали конфликтной ситуации ненулевой
характер. Иной вариант - диверсифицировать
ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы
разные группы стремились к разным, непересекающимся
целям. Стороны могут сформировать цели
более высокого порядка, позволяющие объединиться
ради их достижения. Во всех этих случаях
конфликт становится конфликтом с ненулевой
суммой.
Есть и другие методы снижения напряженности,
в том числе и с использованием силового
давления. Так, в международных отношениях
к участникам конфликта применяют санкции,
чтобы побудить их к поиску мирных средств
решения проблемы.
В целом же, основная проблема при использовании
методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого
варианта решения, заключается в том, что
конфликтующие стороны не всегда ведут
себя рационально и не всегда готовы к
компромиссам ради достижения согласия.
Несмотря на указанные ограничения, в
рамка> именно этой группы методов разрабатывается
технология ведения переговоров и осуществления
посреднических услуг.
Существуют четыре способа разрешения
конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения
мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной
или моральной волей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон
конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность
и разрешается сам собой.
В литературе по конфликтологии выделяются
четыре возможных варианта разрешения
конфликта между противостоящими сторонами
А и Б:
1) А выигрывает за счет Б.
2) Б выигрывает за счет А.
3) Обе стороны оказываются в проигрыше,
хотя каждая надеялась на благополучный
исход.
4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше
в разных отношениях на основе компромисса,
взаимных уступок, взвешивания возможных
потерь в ходе самого конфликта.
Выбор пути разрешения конфликта всецело
зависит от конфликтующих сторон, но решающую
роль в этом могут сыграть сопутствующие
факторы. К примеру, на выбор мирного пути
урегулирования конфликта могут оказать
влияние такие факторы, как наличие в обществе
равновесия сил, соответствующего исторического
опыта, гласности, институциональных условий
для консультаций и переговоров.
Один из ведущих представителей англосаксонской
политологии Д. Аптер, исходя из теории
равновесия общества, считает что существуют
три степени развития общественных конфликтов:
1) столкновение предпочтений (кооперация);
2) столкновение интересов (конкуренция);
3) столкновение основных ценностей (подлинный
конфликт).
По мнению Аптера, задача состоит в том,
чтобы трансформировать конфликты ценностей
в конфликты интересов или, еще лучше,
в столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию
или кооперацию. Для ее реализации используют
различные методы: Переговорный процесс,
посредничество, разъединение сторон
и др. При этом необходимо соблюдать ряд
условий:
1) согласие о правилах ведения переговоров
обязательно для обеих сторон;
2) не идеологизировать конфликт;
3) выявить реальные причины конфликта
и найти более верный путь к его разрешению.
Е. Нордлинжер обосновал шесть основных
принципов для успешного урегулирования
политических конфликтов:
1) стабильная коалиция;
2) принцип пропорциональности;
3) деполитизация;
4) взаимность права вето;
5) компромисс;
6) концессия, т.е. предоставление права
урегулирования конфликта третьей стороне.
В целом демократический процесс контроля
над конфликтными ситуациями включает
следующие специальные процедуры: