Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:57, реферат
2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство.
Но, нельзя сказать, что последствия безработицы являются только отрицательными.
Если, увеличивается число людей, которые не могут найти себе работу, то работник начинает задумываться, не устарели ли его навыки и уровень квалификации. Это стимулирует работника к самосовершенствованию, повышению своего профессионального мастерства. Когда я столкнулась с проблемой трудоустройства, то поняла, что моих знаний и умений не достаточно, чтобы найти достойную работу и решила продолжить образование в университете заочно и работать на там, где можно совмещать работу и учебу.
В данном случаи я не несу моральных потерь, а денежные затраты, я думаю «окупятся» в будущем.
Для предприятий положительные последствия безработицы – увольнение работника, сокращается штат и прибыль увеличивается. «Избавившись» от не очень нужного работника, оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного отрезка времени, на налогах и т.д. Уволив такого работника, предприятие может нанять более квалифицированного или же прибавить зарплату другим. Но, я считаю, что это при таком поведении работодателей, они очень часто теряют наиболее квалифицированные кадры (особенно на крупных предприятиях, когда сокращение объемов производства и сбыта продукции требуют сокращение штатов).
Оценивая последствия безработицы, я пришла к выводу, что безработица не повышает качество работы, трудовую дисциплину и т.д. Если человек думает о том, что его завтра могут уволить и найти работу в ближайшем месте трудно, то он при всем своем желании не обеспечит качество своего труда и не сделает его более эффективным.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, выявление ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности и обществу, препятствуют стабилизации экономики страны и дальнейшему развитию реформ.
Необходимо сокращать безработицу, так как она наносит огромный ущерб работникам, работодателям, экономики и обществу в целом.
Чем меньше безработица, тем больше общая сумма доходов населения, тем выше его платежеспособный спрос на потребительском рынке. И по законам рынка цены на товары будут расти еще быстрее, обесценивая деньги людей (инфляция).
Если безработицу не сокращать, то бедного населения будет еще больше, что влечет за собой создание целых группировок преступного мира. Безработица расширяет, утверждает и делает неистребимым существование социального «дна» общества.
Сейчас ситуация такова, что в наши дни человек получил право на добровольную незанятость, он сам решает, работать ему или нет. И если работать он не хочет, то государства не вправе заставить его это делать.
Теперь человек может не работать под контролем государства, а заняться самостоятельной деятельностью, если у него есть средства и возможности.
Есть выбор – от индивидуальной трудовой деятельности до работы на государство.
Человек стал экономически независимым. Работа не играет центральной роли в жизни человека, работа – это способ получить деньги, чтобы существовать.
Развитие многоукладной экономики, широкий выбор профессиональной деятельности приводит к появлению конкуренции: со стороны предприятий за наиболее квалифицированного и физически здорового работника, за людьми за наиболее хорошую и престижную работу.
Возможности самореализоваться сегодня очень ограничены. По моему мнению, нужно уделять внимание личности человека, создавать ему возможности для карьерного роста, должно быть обеспечено достойное место работы в жизни каждого из нас.
Нужно повышать качество работы, это конечно, требует материальных, людских затрат и перестройки основ управления персоналом.
Сегодня главной задачей всех предприятий и государства должно быть изменение отношение людей к труду, нужно дать людям раскрыть свои способности путем свободы выбора работы.
Наше государство должно как-то организовать, заинтересовывать граждан в реализации своих способностей, дать им защиту и поддержку и этим обеспечить согласование интересов граждан и государства.
Часто нет сочетания духовно-нравственных начал в работнике, его интересуют только деньги за проделанную работу, нет энтузиазма, государство должно уделить внимание этой проблеме.
В условиях рыночной экономики у всех из нас есть вероятность оказаться безработными. Теперь только знания могут помочь работнику подстроиться к постоянно меняющимся условиям производства, научиться пользоваться новой техникой и технологией. Все это требует другого отношения к образованию у граждан.
Основой решения этой проблемы является школа. О каком качестве работы можно говорить, если учитель месяцами не получает зарплату, не хватает учебников, наглядных пособий, не все школы даже имеют классы с достаточным количеством компьютеров или их вообще нет и т.д.
Сегодня дети не такие, как раньше. Они быстрее развиваются, взрослеют, более информированы, у многих есть даже сотовые телефоны. Многие не любят ходить в школу. Нужно изменить обучение детей. Главным должно быть не количество знаний, а их качество, чтобы их можно было применить на практике, в жизни. Школа должна, прежде всего, научить детей думать, чтобы они могли анализировать различные ситуации, принимать решения и отвечать за них. Такое обучение изменит отношение детей к школе, знаниям и их накоплениям. Только такой человек сможет занять достойное место в жизни, информационном обществе.
Прежде всего, государство должно принять все меры по созданию новых рабочих мест для граждан, а также поддерживать социально уязвимые группы населения на рынке труда, необходимо способствовать их трудоустройству, создавать различные программы, клубы людей, которые ищут работу. Подобного рода инициатива предполагает создавать дополнительные рабочие места, на которых могли бы работать неконкурентоспособные группы населения.
Для снижения безработицы среди подростков и выпускников учебных заведений государством предусматривались различные меры по профессиональной ориентации молодежи, сезонной занятости молодежи, в том числе при самих учебных заведениях, развитие молодежных бирж труда, центров социально-психологической адаптации выпускников, особенно для инвалидов и детей, которые остались без попечения родителей. Зачастую молодые люди разочаровываются в своем выборе, если работа не оправдывает возложенные на нее надежды, и вынуждены увольняться, пополняя армию безработных. В силу своего молодого возраста эти люди не имеют должного опыта, навыков, и нередко и знаний, чтобы правильно сделать выбор. И в этом им нужно всячески помогать, чтобы, с одной стороны, полученное ими образование не оказалось не востребованным, а с другой стороны –рабочие места, требующие высокого уровня квалификации, не занимались людьми не имеющими его. Также очень важна сегодня нерегистрируемой безработицы среди подростков до 16 лет, которая чревата серьезными последствиями. Необходимо вводить обязательное полное среднее образование и выплачивать стипендии для школьников из малообеспеченных семей.
Большое значение правительство придавало обучению безработных основам предпринимательской деятельности, их финансовой поддержки при открытии собственного дела.
Развитие малого предпринимательства является одним из способов борьбы с безработицей. Оно может быть перспективным и в России, способствовать созданию новых рабочих мест.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
– улучшить информационное обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
– устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно – налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
В заключение своей работы подведем некоторые итоги.
Безработица – это сложное социально-экономическое явление, при котором определенная часть трудоспособного или же экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Согласно определению Международной организации труда, безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В цитируемом законе под подходящей работой понимается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. В зависимости от характера причин, вызывающих безработицу, принято различать три ее основных типа, или вида: фрикционную, структурную и циклическую.
Причин, вызывающих безработицу много, но основной все-таки является сама рыночная экономика, при которой потребность в работнике определяется только лишь интересами обогащения и выживания представителей предпринимательства. Основной причиной массовой, циклической безработицы в России является падение спроса (по Кейнсу) и, следовательно, уровня общественного производства. Безработица в нашей стране имеет в основном структурную составляющую, а не циклическую. Скрытая безработица является наиболее ярко выраженной в России.
Особую остроту проблема безработица приобрела среди молодежи, одиноких и многодетных родителей, которые воспитывают несовершеннолетних детей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лица предпенсионного возраста, которые долгое время были без работы, также лица, бывшие в местах лишения свободы, беженцы и вынужденные переселенцы. Проблема регулирования их занятости и защиты от безработицы является одной из наиболее актуальных задач политики государства на рынке труда.