Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:30, реферат
Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов, он связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.
Введение……………………………………………………….............3
§1. Безработица как фактор социально-психологической напряженности…………………………………………………….…..4
§2. Типы безработицы…………………………………………….….14
Заключение……………………………………………………….…...18
Список используемой литературы…………………………………..24
А
также, маргинальная безработица - безработица
слабозащищенных слоев
Заключение.
Изучая проблемы безработицы, можно прийти к выводу: фрикционная и структурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной, т.е. когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.
Снижение социальной напряженности как фактора безработицы невозможно без системного решения проблемы занятости.
Закрытие многих предприятий в различных регионах России, или резкое сокращение на них численности рабочих мест, наличие большого числа «моногородов» привело к существенным негативным процессам на разного уровня рынках труда.
В ряде территорий вопросы занятости решаются за счет ресурсопоглощения кадров рынками труда крупных городов. Все меньшее число жителей малых городов, поселков могут найти работу вблизи места жительства, происходит вынужденная миграция трудоспособного населения, что приводит к существенным физическим, материальным и моральным затратам по иногороднему трудоустройству. Это касается людей разных возрастов и разных профессий. Специфическая система профессионального образования не удовлетворяет требованиям рынка труда. Выпускники вузов и средних профессиональных образовательных учреждений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства, и не могут найти место работы и жилье в иных регионах. Все это привело к резкому массовому обнищанию населения.
Необходимо решение проблемы занятости населения и приведение в соответствие доходов и расходов. Для этого необходим комплексный подход в решении поставленных задач. В интересах России и россиян необходимо развитие производственной и непроизводственной сфер. Повышение экономической активности должно быть направлено на созидание и прогресс, в большинстве экономика страны в современных условиях ориентирована на сырье и услуги, производство недостаточно развито, потребляемые продукты, и товары повседневного спроса производятся вне страны, что приводит к большому оттоку капитала.
Необходимо предоставить большинству трудоспособного населения страны возможность трудиться в условиях современных производств и рабочих мест, конкурентоспособных по уровню производительности, условиям труда, а также культуре организации с таковыми в развитых зарубежных странах. Для конкретных территорий потребуется принятие решений с учетом специфики территориальных ресурсов.
Развитие экономически перспективных сфер труда нуждается в поддержке органов власти путем реализации целевых программ, кредитной и налоговой политики. Также необходима переориентация отечественного потребителя на отечественные товары и услуги в ресурсообеспеченных сферах, это способствует подъему экономики в регионах. В этой связи необходимо поддерживать и активизировать развитие малого и среднего бизнеса.
Эффективное развитие «малой» экономики увеличит определенные налоговые поступления в региональные бюджеты. Это позволит решить ряд злободневных социальных проблем, в том числе, связанные с наличием дополнительных рабочих мест.
С учетом развития сфер производства, малого и среднего предпринимательства необходимо создавать различного уровня профессиональные образовательные учреждения, соответствующие рынку труда, создание банка квалифицированных кадровых ресурсов.
В этой связи необходимо решать проблемы трудовой миграции, одновременно с этим решая связанные с ними правовые, экономические, жилищные и иные вопросы.
Средства, предназначенные на поддержание занятости населения, следует использовать преимущественно на целевую профессиональную подготовку с ориентацией работников на конкретные рабочие места, как действующие, так и перспективные.
Необходимо создать ориентированную на рынок труда систему профессиональной ориентации школьников, систему социально-защищенных рабочих мест для групп населения, трудоустраиваемых на условиях квот. Особое значение имеет обеспечение развития социального партнерства при решении проблем занятости лиц, попавших в особые жизненные ситуации (беженцев, переселенцев и др.). Безработный, либо человек, стремящийся поменять место работы, должен иметь реальную перспективу решения своих проблем. Минимизация безработицы — экономически состоятельное направление усилий государства и общества.
Одной из перспективных управленческих технологий является формирование межрегиональных программ занятости, совместно подготовленных граничащими друг с другом регионами.
Одним из важнейших направлений являются целевые программы, способствующие трудоустройству населения территорий, относящихся к депрессивным (моногорода). Применительно к депрессивным территориям необходимы ряд специальных целевых программ, которыми следует предусмотреть либо отселение людей, либо меры по выводу территории из статуса экономической депрессии, так называема диверсификация риска замкнутости на одном «градообразующем» предприятии, следовательно, таким путем решать проблемы занятости этой категории населения.
Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. В ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место.
Намечая меры социальной политики в сфере занятости, необходимо сконцентрировать внимание на вопросах повышения её продуктивности, эффективности. С этой стороны проблемы занятости в российской экономике почти не решаются. В России мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития, в том числе, в сфере самозанятости. Ее подавляют отсутствие модернизации оплаты труда, высокое налоговое бремя, распространение технологий «теневой экономики».
Необходимо найти решение проблемы скрытой безработицы (во всех секторах экономики), неполной занятости. Социальная защита интересов безработных может быть решена только в комплексе мер с защитой трудоспособного населения. Особое значение имеет защита трудовых прав и интересов граждан, т.е. социальная политика в отношении трудоспособного населения, работающих граждан. Проблемы не могут быть решены только путем социальной защиты неработающего населения, включая безработных. За счет социальных программ для безработных могут быть только смягчены беды этой части населения. Игнорирование социальных бед работающего населения — путь, не дающий позитивного решения.
Таким образом, решение вопросов занятости трудоспособного населения не является достаточным средством решения социальных проблем. Занятость должна быть подкреплена и достаточным материальным фактором — заработной платой, адекватной трудовому вкладу работника и востребованностью произведенных им товаров и услуг. Особое значение для благосостояния граждан имеет налоговая политика, ликвидация финансовой безграмотности в отношении формирования пенсионного актива. Общество уже давно находится в ожидании такой экономической политики, которая давала бы простор трудовой активности, деловой инициативе. Целесообразно на разных уровнях снижения налогового бремени для работодателей, заинтересованность в выводе теневой заработной платы на легальный уровень.
В социальной политике необходимо использовать механизм стимулирования инвестиционной и филантропической деятельности предпринимателей на благотворительные цели. Этот опыт накоплен во многих цивилизованных странах и его следует в разумных пределах перенять. В стране должны быть созданы условия для развития социального партнерства в рамках социально-ориентированного использования капитала. Действенный механизм социального партнерства даст новые источники финансирования отраслей социальной сферы. В тоже время благотворительность не должна быть приоритетной основой отношений отдельных социальных групп, а государство в этой связи не должно отстраниться от выполнения своих социальных обязательств.
Современное развитие экономики должно быть ориентировано на то, чтобы результаты экономической деятельности не расхищались, а направлялись на поддержание созидательных начал, заложенных в производительном капитале.
Каждый
здоровый, дееспособный человек должен
иметь возможность найти или
создать рабочее место, обеспечивающее
ему и его семье достойную жизнь.
Он должен иметь реальную возможность
получить необходимое для этого образование
и переподготовку. Ни выход на рынок товаров
и рабочей силы, ни подъем экономики невозможны
без формирования конкурентоспособного
работника, имеющего достойную оплату
своего труда.
Список литературы: