Брак и семейные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:04, реферат

Краткое описание

В психологии традиционны исследования, посвященные изучению супружеских и внутрисемейных отношений. Последний всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на середину 90-х годов XX века. Для этого времени характерен интерес к проблеме супружеской совместимости в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, А.К. Дмитренко, Т.В. Галкина, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов, К.Витек, Д. Майерс и др.)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Брачные факторы………………………………………………………...4
Глава 2. Факторы, влияющие на удовлетворённость браком
2.1. Удовлетворение личных потребностей в браке……………………….7
2.2. Супружеская совместимость……………………………………………9
2.3. Этапы развития семейных отношений………………………………..12
Глава 3. Ролевые ожидания, как фактор удовлетворённости браком
3.1. Традиционные и современные функции семьи………………………16
Глава 4. Брачность в Беларуси…………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КАЗИМИРОВУ БРАК.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

  Большое число исследований, проведенных в основном в США, было посвящено проблеме того, какое влияние на взаимоотношения супругов оказывают дети. Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужа и жены в связи с появлением первого ребенка. Результаты, полученные относительно удовлетворенности браком, довольно противоречивы.

  Многие проведенные исследования [3;29;37] по данной проблематике отмечают, что после рождения ребенка супружеская пара переживает кризис. Он связан с приобретением супругами новой роли и изменением уже сложившихся отношений в паре. Этот кризис тяжелее переживается женщинами, чем мужчинами. Рождение ребенка вызывает в отношениях супругов сдвиг в сторону более традиционных отношений партнеров.

  Большая группа работ [2;29;37] была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенность браком. Существует распространенное мнение, что начало самостоятельной жизни детей болезненно отражается на родителях. Эта ситуация даже получила в английском языке особое название «синдром пустых гнезд». Изучению этого феномена был посвящен ряд работ. Н. Глен (1982), сравнивая ответы женщин одного и того же возраста, живущих в момент опроса с детьми, с ответами женщин, чьи дети, отделились от родителей, получил данные, которые свидетельствует о том, что последние больше удовлетворены жизнью в целом, а также считают себя более счастливыми в браке, чем первые.

  В исследовании, проведенном позднее Н. Пленом и С. Макланаханом, эти данные были подтверждены и дополнены.

  Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. [10;47]

проведя анализ родительской роли, выдвинул ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:

1) социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают на женщину давление, как в плане рождения, так и ухода за ребенком;

2) рождение ребенка  далеко не всегда происходит в ситуации, когда супруги хотят этого;

3) эта роль принимается  раз и навсегда, от нее трудно  отказаться; 4) переход к исполнению  роли происходит достаточно внезапно.

  Косвенным доказательством наличия особых проблем, связанных с ролью родителя, являются данные Дж. Робертсона [1]. Большинство женщин (80%) считают, что быть бабушкой гораздо приятней, чем быть матерью. Эти женщины — сами бабушки — говорят о том, что в этой роли они испытывают все удовольствия, которые испытывали, будучи матерями, в тоже время в этой роли нет того бремени ответственности и тех переживаний, которые испытывают матери.

  Естественно, что родительская роль кроме множества положительных переживаний доставляет родителям массу хлопот. После появления ребенка, супруги начинают жаловаться на ухудшение качества межличностного общения в семье, — оно становится реже, поскольку осложнено различными обязанностями, связанными с детьми, что в свою очередь отражается на удовлетворенности браком. Появление ребенка добавляет еще одну социальную роль к тем ролям, которые уже приходится исполнять человеку. Кроме того, рождение ребенка означает перестройку остальных семейных ролей тоже. [9;2;23;37;44]

  Дети — это далеко не единственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25-50 лет является временем наиболее активного социального и профессионального функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами, может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, а, следовательно, и к снижению удовлетворенности браком. Для объяснения изменения удовлетворенности браком, можно говорить о взаимосвязи различных причин влияющих на семью.

  Подводя итоги, можно сказать, что:

а) в супружеской жизни  периодически возникают проблемы и  кризисные ситуации, которые имеют  определенные закономерности, связанные, прежде всего с рождением и воспитанием детей;

б) удовлетворенность  браком прямо и опосредованно зависит от того, в какой мере и степени в супружеской жизни удовлетворяются эмоционально-психические потребности.

Также, удовлетворенность  браком во многом зависит от совместимости - это сходство характеров, единство интересов, установок и ценностей, значение, которых наиболее важно в начале супружества. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака.

Кроме рассмотренных  выше психологических факторов необходимо отметить, что существуют также и социально-демографические факторы, влияющие на стабильность брака. К ним относятся: жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей.

   Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т.п.[8]

 

 

Глава 3. Ролевые ожидания как фактор удовлетворенности браком

 

3.1 Традиционные и современные функции семьи

  В отечественной психологии понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры семьи. Такие авторы, как Васильева Э.К., Харчев А.Г., Мацковский М.С. и др., определяют функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье.[10;48;55]

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с  удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.[9;56] Полнота и благополучие семейной жизни зависит от того, насколько партнеры могут обеспечить выполнение всех семейных функций.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа.

И.В. Гребенников относит  к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха.[9; с.142] Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.[99;20с.] А.Г. Харчев, А.И. Антонов делят функции семьи на специфические и неспецифические.[6;49]

  Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

  Можно выделить функции общества по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).

  Следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует.      Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей концептуальной модели. Приведем основные функции современной семьи. [7;c.131-133]

1) Хозяйственно-экономическая функция семьи. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. [7;55]

2) Репродуктивная функция.  Цельность сексуальной потребности,  обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства  делает невозможным отделение одного от другого.

  Мужчина и женщина в браке взаимозависимы как сексуальные партнеры. Удовлетворенность сексуальной жизнью зависит от такта другого партнера. Сексуальные отношения охватывают всю гамму положительных и отрицательных чувств, эмоций. Именно здесь возникает множество ситуаций, когда желания и намерения одного партнера блокируются нежеланием, несогласием другого.

К сожалению, многие супружеские  пары стесняются обсуждать свои сексуальные  затруднения, что приводит к непониманию, скрытым обидам и разочарованиям. Сексуальная жизнь без взаимных обсуждений крайне затруднена. [9;55]

3) Регенеративная функция (лат.геgеneratio - возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному).

4) Образовательно-воспитательная  функция (социализация).

  Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях, «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». [8;53;55;]

5) Рекреативная функция (лат. геcreatio — восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Важно, что бы была договоренность между супругами относительно времени, которое они будут проводить вместе, и свободном личном времени.

Каждый из супругов может  иметь какое-нибудь увлечение, «хобби», обеспечивающее активный отдых и приносящее удовлетворение. Важно обсудить, как распорядиться свободным временем так, чтобы не ущемить интересы друг друга. Если партнерам не удается прийти к единому мнению относительно совместных развлечений в свободное время, это может стать серьезным конфликтогенным фактором.

6) Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях - общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе и т.д.) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости общения с несимпатичными ему людьми.     Домашняя обстановка, где, как правило, мы общаемся с людьми, во-первых, социально и психологически близкими, а во-вторых, где более деликатно, уважительно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении, в общении с родными, близкими людьми, т.е. потребность в интимном общении, во взаимопонимании и взаимной поддержке. Само собой понятно, что такую функцию может выполнять только здоровая семья.   Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психологический климат сложился в данной семье.[6;19]

7) Эмоционально - психотерапевтическая  функция. Брак удачен или нет  в зависимости от активизации  этой функции, т. е. в настоящее  время семейное существование  в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. По мнению А.И. Захарова, именно эти чувства способствуют интимности, доверительности в семейных отношениях, прочности семейного очага. [9;55;56]

  Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные. Функции семьи задаются потребностями личности, семьи и реализуются в процессе выполнения ролей членами семьи. Если функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется, в первую очередь, распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения.

  Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) (Melville К., 1977).

  Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания) (NyeL, BerardoE, 1973).

  Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности (Winch R., 1954). Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине (Крайг Г., 2002).

  Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом (Centers R., 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Информация о работе Брак и семейные отношения