Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:10, контрольная работа
Объектом исследования является семья и брак, как социальный институт, а предметом – формы брака.
Целью работы является изучение понятий брака и семьи, а задачами – определить виды брачного союза, и раскрыть их сущность; рассказать об условиях заключения брачного союза; определить равенство мужчины и женщины; выявить функции семьи и рассказать о них более подробно.
Введение…….…………………………………………………………........3
1. Брак.......................................................................................................4
1.1 Брачный союз, виды брачного союза……………….....................4
1.2 Условия заключения брачного союза.………...….…...................9
2. Семья...................................................................................................11
2.1 Равенство мужчины и женщины……………….……...................11
2.2 Функции семьи и брака..…………………………………..….........12
2.3 Брак и семья как социальные институты..........................................19
Заключение ……………………………………….…...................................24
Список использованной литературы…………………….…..……............26
В ст. 38 Конституции РФ закреплен важнейший аспект равенства супругов: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Таким образом, в Конституции РФ, равно как и в Семейном кодексе РФ, устанавливается равенство отца и матери, независимо от того , с кем проживает ребенок, состоят ли родители в браке, насколько материально обеспечен каждый из родителей и т.п. Мать не имеет преимущественных прав на ребенка только на том основании, что она его родила и поэтому она лучше может воспитывать ребенка и лучше отца знает что ребенку нужно. Закон такого положения не допускает. При решении вопросов воспитания, образования, отдыха ребенка, оказания ему медицинской помощи и пр., мать и отец имеют равные права и несут равные обязанности. Ограничение или лишение родительских прав допускается исключительно в строго определенных законом случаях и в установленном порядке. Следует иметь в виду, что интересы несовершеннолетнего ребенка всегда имеют приоритет. Так, если родитель злоупотребляет родительскими правами, что нарушает права и противоречит интересам ребенка, то суд вынужден будет лишить такого родителя прав и передать ребенка другому родителю. Но это вынужденная и крайняя мера, применение которой обусловлено стремлением защитить несовершеннолетнего ребенка.7
Все вопросы должны решаться по взаимному
согласию без навязывания одним
из супругов своего мнения. Если в семье
между супругами возникают
2.2 Функции семьи и брака
Говоря о функциях, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Это — функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.8
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Ввиду того, что человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.
Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению “Я” каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
К началу 20 века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).
Единого перечня основных функций семьи не имеется, и разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов, их определяющих. Тем не менее исследователи едины в том мнении, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, а также динамику семейных изменений на разных исторических этапах.
М.С. Мацковский основные
функции современной семьи
Основная, первая функция семьи, как определяет А.Г. Харчев, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд таких важных социальных функций как: воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям.
С.С. Фролов9рассматривает такие функции семьи как основного социального института:
- функция сексуального
регулирования – семья главный
институт, через который общество
упорядочивает, направляет и
- репродуктивная функция – одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья-основной институт ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
- функция социализации – несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности , центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей , в других первичных группах приемлемые модели поведения.
- функция эмоционального
удовлетворения – к
-статусная функция – каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. это прежде всего такие важные статусы как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.
-защитная функция – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
-экономическая функция
– ведение членами семьи