Взаимодействие и место индивида в малой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:20, лекция

Краткое описание

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредован¬ного воздействия социальных объек¬тов (субъектов) друг на друга, по¬рождающий их взаимную обуслов¬ленность и связь.
Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаи¬модействия, когда каждая из взаимо¬действующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния проти¬воположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.

Вложенные файлы: 1 файл

lk_8.doc

— 988.00 Кб (Скачать файл)

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения (Андреева, 2000). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (в частности пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына и др., 2001).

В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная  совместимость основана на принципах  сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость а чувства, вызываемые ею, — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Еще раз отметим, что формирование взаимоотношений, а точнее говоря, процесс актуализации, реализации и развития общественных и межличностных отношений взаимодействующих субъектов является важнейшим компонентом общения. При восприятии другого человека в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформировавшиеся отношения к этой группе и к этой роли. И в зависимости от содержания и характера, этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их сотрудничество или противодействие.

 

Теории межличностного взаимодействия

 

1. Теория обмена (Хомаис, Дойч, Блау )

А) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.

Б) Человек стремится к «максимуму выигрыша» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем чтоб другой человек не извлек больше пользы, чем ваша).

В) Закон агрессии — если человек получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится более ценным для него, чем взаимодействие.

 Г) «Закон  насыщения» - чем чаще человек  получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет  для него повторение этой награды.

Д) «Принцип наименьшего интереса» — человек, который менее заинтересован в продолжение социальной ситуации обмена и общения, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.

Е) «Принцип монополии» - если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю — отношения власти.

Ж) Люди стремятся  к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам.

2. Теория символического интеракционизма

(Мид)

А) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей.

Б) Люди реализуют социальные ожидания — «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли люди реализуют социальные роли через «подражание» в детстве через «исполнение» и через «выбор» тех ролей и групп, где человека ценят.

3. Теория аттракции

А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают друг к другу симпатию, расположение, аттракцию.

Б) симпатия возникает, если наблюдается:

  • частота контактов
  • физическая привлекательность
  • «ровня» по привлекательности и интеллекту, статусу
  • сходство интересов, мнении
  • сходство происхождения
  • для продолжения отношений важно взаимодополнение
  • нам нравятся те, кому мы нравимся
  • нравятся те, кто доброжелательно внимательны к нам, понимают нас
  • физическое сексуальное влечение

4. Теория этнометодологии

(Гарфинкель)

А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями — это центр социального взаимодействия.

Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил.

5. Психоаналитические теории

А) при взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт: (подчиняются лидерам группы подобно тому, как подчинялись в детстве отцу, конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей).

6. Теория драматургического подхода (Гофман)

А) Люди как актеры разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки и позор. Взаимодействие людей - это театральная пьеса.

7. Балансные  теории (Хайдер, Ньюком)

    1. взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению друг к другу и третьим объектам (предметам, людям).

Б) Продолжение  отношений при сбалансированных связях между мнениями людей: «Друзья моих друзей - мои друзья»; «Враги моих врагов — мои друзья».

    1. Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений:

(например, «муж  любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль - диссонанс, который может привести к непониманию друг друга, к охлаждению и разрыву отношений).

8. Трансационная теория (Э. Берн)

      1. Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.

Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия

      1. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

Г) Выделяют формы  взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры-манипуляции, уход, соревнование, конфликт.

9. Теория конфликтов (Парк, Рекс)

А) Движущая сила развития взаимодействия людей - это  конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование — конфликт — приспособление ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов)

Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей, конфликтогены.


 

Межгрупповое  взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Взаимодействие  имеет три уровня развития — низший, средний и высший, — каждый из которых имеет свои отличительные характеристики.

 

Разновидности статуса индивида и малой группы

 

В психологии и  социологии широко исследуются такие  разновидности статуса индивида в малой группе, как социометрический статус, лидерство–ведомость, руководство–подчинение. (Если сопоставить их с типологией Т. Шибутани, то социометрический статус и лидерство следует отнести к личному статусу, а руководство – к категории социального статуса с элементами личного.) Однако за рубежом термин "статус" иногда используется в широком значении, под которое подпадает, например, ранг в социально-ролевой иерархии группы, профессионализм – непрофессионализм, свой – чужой.

В некоторых  работах наблюдается смешение понятий "социометрическая звезда" и "лидерство", "лидерство" и "руководство". Однако ряд исследователей считает это некорректным и склоняется к необходимости различать эти понятия. Такая точка зрения отображена, в частности, в некоторых типологиях статуса. Например, С. Бен-Девид выделил три типа внутригруппового высокого статуса в психотерапевтических группах заключенных: влиятельный и популярный лидер, влиятельный, но не популярный лидер, "социометрическая звезда" без каких-либо связей со степенью влияния внутри группы. Н.Л. Фредериксон указывает на следующие статусы ребенка в группе: "звезда", "лидер", "отвергаемый", "пренебрегаемый". Основное отличие между лидерством и социометрическим статусом видится в том, что первое явление связано с доминированием, независимостью, влиянием, а второе – с аттракцией. (Одно и то же лицо может иметь высоким оба статуса или обладать только одним из них.) Точно также в литературе приводятся критерии отличия феноменов лидерства и руководства наряду с их общими признаками.

Понятие "социометрический статус" непосредственно связано  с социометрическим методом, но не часто  – с социометрической теорией, в  контексте которой был разработан этот метод, получивший широкое распространение  в США и в странах Западной Европы, а позже – в нашей стране. Так, за период с 1974 по 1986 гг. за рубежом в среднем в год было опубликовано 15 работ, специально посвященных социометрическому тесту, не считая множества тех, в которых он использовался как инструмент исследования. Среди публикаций периодически появляются работы, в которых рассматриваются различные методы изучения социометрического статуса.

Существуют два подхода  к пониманию социометрического  статуса: специфический и неспецифический. Первый подход представлен в социометрической теории, согласно которой статус индивида в социальной среде определяется содержанием (притяжение и/или отталкивание) и количественной мерой ретроективного компонента теле. Однако размытость, неопределенность и сугубо эмоциональная окраска природы теле делает этот подход достаточно ограниченным. Поэтому специалисты часто придерживаются второго подхода, в котором социометрический статус рассматривается как внешнее выражение отношения к индивиду со стороны членов группы, отражающее его положение в сети взаимоотношений. Причем в этих отношениях переплетаются эмоциональные и инструментальные компоненты, которые часто не возможно в чистом виде выявить посредством социометрического теста.

За рубежом  имеется несколько типологий  социометрического статуса. Например, "звезда" (индивид, получивший наибольшее число выборов по позитивному критерию), "изолированный" (индивид, не получивший ни одного выбора по позитивному критерию), "пренебрегаемый" (индивид, получивший количество выборов по позитивному критерию ниже среднего уровня), "отвергаемый" (индивид, получивший выборы по негативному критерию), "популярный", "средний", "отвергаемый", "игнорируемый", "противоречивый". Отечественные авторы предлагают несколько модифицированную классификацию – "звезда", "предпочитаемый", "принятый", "непринятый", "пренебрегаемый".

В литературе указывается  на широкий диапазон разработки проблемной области лидерства–ведомости и  руководства–подчинения, с чем связана  значительная трудность систематизации соответствующего теоретического и  эмпирического материала. Например, на начало 1980-х гг. общее число работ по данной тематике в зарубежной науке превышало 7000 (по совокупности разных дисциплин). Если ограничиться только областью малых групп, то с 1974 г. по 1986 г. было опубликовано 1395 работ по лидерству и руководству вообще и 77 работ по стилю руководства. В отечественной науке эти феномены изучаются реже. Так, в журналах "Вопросы психологии" и "Психологический журнал" с 1985 г. по 2002 г. по лидерству и руководству было опубликовано 17 статей. Существует большое разнообразие взглядов на природу лидерства и руководства, которые достаточно хорошо представлены в литературе обзорного.

В психологии и  социологии во внимание принимаются  не только индивидуальные статусы, но и статусы групп. В широком  аспекте статус рассматривается применительно к реальным и условным группам, характеризуя их место в стратификации общества и меру престижа. Статус может определяться по ряду признаков, характерных для данного общества (экономических, профессиональных, этнических и др.). В узком аспекте термин "статус" применяется к первичным (например, школьный класс) или вторичным (Вуз) группам и ис-пользуется для фиксации таких характеристик группы, как высоко- средне- и низко оцениваемая индивидами позитивность группы или престижность–не престижность (эта характеристика вариативна), доминирование – подчинение групп в организации, лидерство – аутсайдерство в соревновании/конкуренции.

 

Лидерство и руководство в малых группах

 

Один из сложных  вопросов, возникающих при характеристике социальных процессов в малых группах, – вопрос об управлении. При этом различают лидерство и руководство. Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе "по вертикали", то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения. Понятие руководства шире: оно относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления в целом.

В современных  условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства  группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия "лидер" и "руководитель". В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где "лидер" употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия "лидер" в политической терминологии. Б.Д.Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:

1) лидер в  основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство  можно констатировать в условиях  микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство  возникает стихийно, руководитель  всякой реальной социальной группы  либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства  менее стабильно, выдвижение лидера  в большой степени зависит  от настроения группы, в то  время как руководство – явление более стабильное;

5) руководство  подчиненными в отличие от  лидерства обладает гораздо более  определенной системой различных  санкций, которых в руках лидера  нет;

6) процесс принятия  решения руководителем (и вообще  в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности  лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.

Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление  общих характеристик механизма  лидерства, а затем интерпретация  этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который  выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем  другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием "авторитет", что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Информация о работе Взаимодействие и место индивида в малой группе