Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:54, реферат
Социальный проект - это определенная последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в какой-либо конкретной социальной сфере в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов. Последовательность, полученная в ходе:
- преобразования первичного описания (задания), с представлением описания (при необходимости) в различных формах;
- устранения некорректности первичного описания (задания);
- оптимизации заданных характеристик объекта (процесса).
Введение …………………....………………………………………
1.Социальное проектирование ……..................………………….
1.1.Сущность социального проектирования …...………...……
1.2.Объект и субъект социального проектирования ………....
1.3.О методологии социального проектирования ……………
2. Методы и этапы проектирования ……………………………..
3. Виды социального проектирования …………………………..
3.1.Социальное проектирование новых производств ………..
3.2.Проектирование городов ………............................................
4. Действенность социального проектирования ….…………....
Заключение …………………………………………….…………..
Литература ……………………………………………………..…..
Опыт социального
Для большинства новых производств основной
социальной целью является создание стабильных,
устойчивых коллективов. Поэтому при их
проектировании тщательно разрабатываются
такие средства, как комплектование и
закрепление рабочей силы, создание условий
для труда, повышения профессиональной
подготовки и т.д. Для ослабления негативных
последствий использования тяжелого ручного
труда и труда, не требующего квалификации,
применяются компенсирующие факторы,
влияющие на поведение человека и его
отношение к делу.
При проектировании новых производств
важно соблюдение принципа комплексности.
При обосновании целесообразности и экономической
перспективности проекта обычно принимаются
во внимание состояние и уровень развития
производительных сил: энергетические
ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации,
а также наличие трудовых ресурсов. С формальной
точки зрения такой подход вроде бы удовлетворяет
требованиям науки.
Однако многолетний опыт формирования
новых производств показывает, что нередко
решающим препятствием на пути освоения
становились отсутствие специальной профессиональной
подготовки людей, а также их социальная
и моральная незаинтересованность, слабая
мотивация, разрыв между личным и общественными
интересами. Осуществление многих «хороших»
проектов и планов было затруднено не
только по технико-экономическим причинам,
но и потому, что люди не хотели действовать
согласно разработанным программам, так
как не были учтены или не в полной мере
учтены их интересы и потребности в жилье,
культурно-бытовых учреждениях, предприятиях
торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных
заведениях, школах и т.д.
При проектировании новых производств
большое значение приобретает процесс
социальной адаптации. Это выражается
в информированности людей о характере
предстоящей работы, об условиях жизни,
труда в организации, в которой предстоит
им трудиться. Успешная адаптация связана
с удовлетворенностью трудом, с получением
или повышением квалификации. Проектируя
этот процесс, необходимо исходить из
того, что в ходе развития производства
ряд профессий может исчезнуть, другие
– в корне изменить свое содержание, а
третьи – стать лишь этапом в социально-профессиональном
продвижении людей, особенно молодых.
Социальное проектирование новых производств
непременно включает в себя обеспечение
условий трудовой деятельности, и в первую
очередь по таким показателям, как шум,
загазованность, вибрация, освещенность,
температурный режим. Создание нормальных
условий труда для всех работников требует
также учета требований технической и
производственной эстетики. Видное место
при проектировании занимают вопросы
повышения квалификации, удовлетворения
культурных запросов, потребностей в отдыхе.
Теория и практика социального проектирования
поставлены перед необходимостью активнее
вмешиваться в развитие социальной ситуации.
Как показывает анализ социального развития
новых производств, они в большинстве
случаев регулируют те процессы, которые
связаны прежде всего с трудовой деятельностью,
с участием человека в развитии техники
и технологии13.
Итак, социальное проектирование новых
производств – это процесс подготовки,
разработки и утверждения одного из вариантов
социальной организации будущей жизни
главной производительной силы – работников
и членов их семей – в условиях вновь возникающих
или реорганизуемых социальных институтов,
социальных процессов и явлений.
Продолжительное время проектирование
новых городов осуществлялось только
архитекторами. Хотя социальные факторы
развития городов всегда в той
или иной мере планировались, однако
их учет стал особенно актуален в условиях
интенсивной урбанизации. Все больше проектов
новых городов подготавливается на основе
сопоставления различных вариантов, что
позволяет выбрать наиболее приемлемый
план строительства как промышленных,
так и социально-культурных объектов.
Одним из требований при проектировании
городов является рациональное размежевание
жилой и промышленной зоны. В этом смысле
удачно решена схема организации города
Волжского, где живут строители Волжской
ГЭС. Опыт развития города Норильска, созданного
на крупном месторождении, прошел испытание
жизнью, доказал необходимость и показал
эффективное решение многих проблем жизни
населения в трудных природных и климатических
условиях до тех пор, пока не возникли
диспропорции между производственной
и социальной жизнью города.
В городах Ереване и Вильнюсе наряду с
сохранением памятников архитектуры прошлого
применяются самые различные методы проектирования.
Отличительной чертой их является стремление
отразить новые требования к архитектуре,
обеспечить наивысший уровень комфорта,
уподобляясь природным образованиям и
учитывая национальные и исторические
особенности.
Потребность во всестороннем учете социальных
факторов стала наиболее ощутимой при
составлении комплексных планов экономического
и социального развития городов. Как общую
тенденцию можно отметить, что теперь
при подготовке проектов новых городов
внимательнее относятся к социальным
аспектам жизни населения: строительству
учреждений культурно-бытового назначения,
детских и школьных заведений, организации
здравоохранения, коммунального и бытового
обслуживания. Социальные аспекты стали
необходимой составной частью районных
планировок и генеральных планов городов,
выступающих как связующее звено между
проектированием территориально-
Достоинство этих проектов-планов заключается
в том, что, во-первых, они помогают решать
одну из важнейших народнохозяйственных
задач, а во-вторых, их реализация предусматривает
комплексный учет всех аспектов – от технических
до социальных.
Характер социальных проектов различен
– от проектов, предусматривающих
эволюционные изменения, до создания принципиально
новых, требующих, по мнению П.Хилла, не
менее 55–60 оригинальных идей. Каждый
проект, в принципе, решает три основных
вопроса: кто будет проектировать, что
надо проектировать и как организовать
проектирование? Решение этих вопросов
всегда связано с удовлетворением общественной
потребности, а также с реализацией смелых
и оригинальных замыслов.
Научность социальных проектов достигается
не просто учетом объективных законов,
а тем, насколько адекватно отражаются
эти законы в процессе проектирования.
И именно тогда проект, выступая как своеобразное
духовное создание, не будет фантазией,
прожектом, а будет реальным инструментом
преобразующей деятельности человека.
При подготовке проекта, как отмечалось,
возможна разработка нескольких вариантов
будущего состояния социального процесса
или явления. При их обсуждении и сопоставлении
с учетом имеющихся материальных, трудовых
и финансовых ресурсов обычно избирается
оптимальный вариант, и тогда проект приобретает
силу директивного задания. Возможность
много- вариантной проработки проектов
стала особенно предметной в связи с широким
применением экономико-математических
методов, с развитием и совершенствованием
теории и практики социального планирования14.е
Подготовка социального проекта во многом
предопределяет успешную реализацию других
функций управления, поскольку в процессе
их осуществления достигается поставленная
цель, выполняется намеченная программа.
На каждом этапе его подготовки требуется
такой научный фундамент решения поставленной
задачи, на основе которого создавался
бы план действий, органически сочетающий
в себе как результаты, полученные при
анализе предшествующего развития, так
и требования, выдвигаемые новым этапом.
В процессе осуществления функций организации,
регулирования, учета и контроля нередко
уточняются положения проекта и, если
это необходимо, вносятся соответствующие
коррективы, направленные на успешное
выполнение основной программы. Таким
образом, социальный проект – это документ
(совокупность документов), характеризующий
цели, средства и этапы реализации намеченной
программы социальных изменений.
Вместе с тем очевидно, что одного документа
недостаточно – необходим механизм его
претворения в жизнь. Ведь на практике
мы нередко сталкиваемся с тем, когда прекрасно
разработанный проект нового города так
и не получает реального воплощения. В
результате город не имеет своего запоминающегося
силуэта, в нем отсутствуют многие удобства,
необходимые для жизни, а ряд объектов
вообще не появляется, несмотря на то,
что заложены в проектах. Это приводит
к тому, что предприятия построены, а кинотеатры,
спортивные комплексы, учебные заведения,
предприятия торговли и бытового обслуживания
так и остались в замыслах проектантов.
Так город лишается социального потенциала.
Он не притягивает к себе мигрантов, а,
наоборот, нередко имеет отрицательное
миграционное сальдо.
Следовательно, эффективность социального
проектирования определяется возможностью
обеспечить комплексное развитие социального
объекта. Практика показывает, что придание
значения только одной функции чревато
серьезными издержками: как правило, происходит
ухудшение качественного состава населения,
гипертрофируются отдельные социальные
связи, социальное противопоставляется
техническому и т.п.
Современная ситуация нередко требует
изменить условия, при которых все еще
появляются новые группы неквалифицированных
и малоквалифицированных работников.
Поскольку не- и малоквалифицированные,
как правило, сосредоточены на подсобных
и вспомогательных операциях, то и усилия
по механизации обычно предусматриваются
прежде всего на этих участках хозяйственной
деятельности. На основе социологической
экспертизы технические проекты предприятий
уточняются, ибо привлечение наиболее
квалифицированных категорий работников
предъявляет, в свою очередь, достаточно
высокие требования к производству, его
соответствию представлениям людей о
современных условиях и содержании труда.
Действенность социального проектирования
во многом зависит от сочетания его с экономическими
потребностями общества и региона. Недостаточный
учет требований экологии способен свести
на нет социальные цели. Не менее важным
является и согласование потребностей
данного проектирования с грядущими изменениями
в технике и технологии, особенно когда
речь идет о широком применении гибких
производственных систем, биотехнологии,
компьютерной техники и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель социального проектирования – создание
технологии, которую можно применить на
практике.
Провал того или иного социального проекта
часто является следствием того, что инициаторы
понадеялись на здравый смысл, на интуицию,
на свои догадки, не проведя хотя бы скромных
исследовательских действий. Нередко
диагностические и прогностические исследования
позволяют уточнить и даже изменить стратегию
действий в рамках социального проектирования.
Чтобы не допустить провала проекта, мы
должны чётко осознавать:
во-первых, изучить имеющиеся уже
сейчас условия деятельности, т. е. провести диагноз обстоятельств, на которые
мы можем в своем проекте опереться или
которые будут нам противостоять;
во-вторых, нам надо понять, как проект
будет развиваться во времени, следовательно,
стоит задача спрогнозировать будущие состояния
общества, будущие обстоятельства, связанные
с нашим проектом, и его воздействие на
социальную действительность.
Иначе говоря, нам надо поставить диагноз
и сделать прогноз.
1 Американская социология. Перспективы,
проблемы, методы./ Под ред. Т. Парсонса.
- М.: Феникс, 2005. - 267 с., с. 114.
2 Керов И. П. Будущее
3 Афанасьев В. Г. Человек в
управлении обществом. М., 1977, с. 57-58.
4 Конаржевский Ю. А . Педагогический
анализ учебно-воспитательного
5 Генисаретский О. И . Деятельность
проектирования и проектная
6 Глазычев В. Л . Язык и метод
социального проектирования // Социальное
проектирование в сфере культуры: методологические
проблемы. М., 1986.
7 Коган Л. Н., Панова С. Г.
Социальное проектирование: его
специфика, функции и проблемы
// Методологические аспекты
8Бестужев-Лада И. В.
9Котляров И. В . Теоретические
основы социального
10 Тощенко Ж.Т. Социология. Общий
курс. – 2-е изд., доп. и перераб. –
М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.
11 Тощенко Ж.Т.: Социальное проектирование.
М., 1982., Альтшуллер Г.С. Творчество
как точная наука. М., 1979.
12 Дридзе Т.М. Прогнозное
13 Котляров И.В. Теоретические
основы социального
14 Антонюк Г.А. Социальное
Информация о работе Виды и методы социального проектирования