Томилина Татьяна
ПЗспо-12-2
Виды и организационно-правовые
формы социальной защиты
Социальная защита также предусматривается
в отношении семей с низкими душевыми
доходами, не обеспечивающими общественно-необходимого
прожиточного минимум результатом которых
обычно является отсутствие средств существования
или средств на оплату жизненно значимые
товаров и услуг (средств реабилитации,
оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться
в денежной форме в виде пенсий и пособий,
в натуральной форме, также путем оказания
различного рода услуг лицам, являющиеся
объектом социальной защиты. Она может
иметь как компенсационный, так и предупредительный
профилактический характер.
Одной из государственно-правовых
норм социальной за щиты является непосредственно
государственное обеспечение нетрудоспособных
лиц. Основными признаками непосредственного
государственного обеспечения являются
финансирование расходов за счет государственного
бюджета и установление категорий обеспечиваемых
лиц и уровня их обеспечения в соответствии
с приоритетами, определяемыми органами
государственной власти.
Непосредственное государственное
обеспечение в странах с рыночной экономикой
имеет достаточно ограниченные масштабы
применения.
Несомненно, социальную защиту
следует рассматривать как особую форму
социальных взаимоотношений индивида
общества, при которой общество гарантирует
своим членам как равные возможности в
самореализации своих способностей, так
и свободное осуществление своих прав.
При это отношения должны строиться на
основе двусторонних равно ответственных
обязательств: гражданин — общество, общество
— гражданин. Общество ожидает от индивида
посильного и эффективного трудового
вклада и соответствующего общепринятого
социального поведения, а индивид рассчитывает
на социальную защиту, социальную поддержку
со стороны общества в случаях постоянной
или временной утраты трудоспособности,
угрозы моральной и физической деградации,
снижения уровня жизни ниже минимально
допустимых пределов, ущемления установленных
законом льготных условий обеспечения
и прав.
Определив объект-субъектные
отношения общества и гражданина, необходимо
конкретизировать объект и субъект социальной
защиты. Представляется возможным ксубъектам социальной
защиты отнести: государство, профсоюзы,
органы, непосредственно занимающиеся
проблемами социальной помощи населения
(министерства, комитеты, департаменты,
управление, отделы социальной защиты)
союзы и ассоциации предпринимателей,
различные общества и объединения потребителей.
Объектом социальной
защиты выступают:
Во-первых,
все население. В данном случае социальная
защита предполагает обеспечение безопасности
жизни людей; созданий условий дли реализации
интересов и потребности, самореализации,
духовного развития, укрепление физического
и нравственного здоровья нации.
Во-вторых,
отдельные группы и слои населения, например,
социальная защита интеллигенции, военнослужащих,
работников образования и т. д.
В-третьих,
социально уязвимые группы населения:
дети, многодетные и асоциальные семьи,
инвалиды, пенсионеры, безработные и т.
д.
Исходя из
этого, определяется и цель социальной
защиты — избавление от абсолютной нищеты
(когда средний совокупный доход семьи
ниже прожиточного минимума), оказание
материальной помощи населению в экстремальных
условиях, содействие в адаптации социально
уязвимым группам населения к условиям
рыночной экономики.
Одной из важнейших
проблем защиты населения сегодня, стала
проблема его общей социально-экономической
поддержки и защиты от воздействий условий
переходного периода. При этом в качестве
субъекта воздействия выступают государство
и общество в целом, а содержанием их деятельности
являются процессы социально-экономического
планирования, прогнозирования и финансирования
социальной по мощи. Рассмотрим основные
из них, обусловливающие деятельность
механизма социально-экономической защиты
населения и принципы их реализации. Эти
принципы объединяй» основополагающие
правила, нормы и положения, на основе
которых строится и функционирует на разных
уровнях система социальной защиты населения,
определяется ее роль экономике государства.
К основным можно отнести
принципы:
1. Принцип общественной
целесообразности. Согласно ему контингент
защищенных в обществе должен быть строго
ограничен теми категориями населения,
кто полностью или частично лишен способности
к труду и самообеспечению. Нарушение
этого принципа ведет к ослаблению и полному
угасанию трудовой мотивации и росту армии
иждивенцев.
2. Принцип экономической
эффективности. Он выражается в оптимальном
соотношении объема социальных расход»
и размера отчислений на их финансирование.
Размер социальных пособий не должен создавать
ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее
получения заработной платы.
3. Принцип экономической
справедливости. Он выражается в экономической
защите как предпринимателей, активных
участников экономического процесса,
так и тех, кто по объективным причинам
находится за пределами производственно-рыночной
деятельности.
4. Принцип приоритета
государственных начал в социальной защите
населения.
Согласно этому принципу,
в нашей стране именно государство выступает
главным гарантом экономического обеспечения
социально приемлемого уровня жизни тем,
кто не может достичь этого самостоятельно
в силу объективных причин.
5. Принцип экономической
самостоятельности местных органов.
Он реализуется на основе
разграничения экономических полномочий
субъектов федерального и местного уровней.
Социальные пособия и другие выплаты на
федеральном уровне должны гарантироваться
в минимальных размерах, а все выплаты
сверх того — производиться из местного
бюджета и местных фондов социального
страхования.
Итак, на перечисленных
выше принципах строится социальная защита
населения как система, пронизывающая
все уровни государства: от федерального
до местного.
Для эффективной реализации
данных социально-экономических принципов
необходимо определение экономических
методов социальной защиты, как способов
достижения социальных целей на основе
экономических принципов.
К основным экономическим
методам можно отнести следующие:
1. Введение системы
минимальных социальных гарантий.
Определяющим здесь является
законодательное установление минимального
размера оплаты труда и прожиточного минимума.
2. Индексация доходов
как заранее установленный законодательно
или решением исполнительной
власти механизм автоматической
корректировки доходов в соответствии
с ростом стоимости жизни.
3. Компенсация расходов
— возмещение расходов представителей
различных социальных групп населения
органами власти в связи с
ожидаемым или наступившим ростом
цен.
Социальную защиту,
по нашему мнению, необходимо рассматривать
в трех аспектах:
1) социальный институт;
2) государственную
организационно-управленческую систему;
3) деятельность по
достижению социальной защищенности.
Социальная защита при этом отвечает всем
признакам социального института:
• это устойчивая воспроизводящая
форма социального взаимодействия, благодаря
чему каждое общество практикует свои
формы социальной защиты в зависимости
от уровня его развития;
• она имеет свою развитую
нормативность, т. е. систему законодательных
актов, а также моральные нормы и сложившиеся
в обществе представления;
• в ней имеется профессиональная
и кадровая определенность: в системе
социальной защиты работают люди, специально
обученные для этого, имеются учреждения
специальной подготовки и т. д.
• определена интернализация
социальных норм и ожиданий: как люди,
осуществляющие социальную защиту, так
и те, на кого она направлена, имеют сложившиеся
установки и стереотипы по поводу этого
социального явления.
Таким образом, мы имеем
все основания констатировать, что социальная
защита является социальным институтом,
причем одним из важнейших в современной
российской действительности.
Целью и результатом
деятельности социальной защиты является
социальная защищенность индивидов.
"Социальная защищенность —
эта категория, как и многие из данной
области, весьма сложна и неоднозначна.
Поэтому необходимо, как нам представляется,
разобраться в сущности данного понятия,
условиях и механизме его реализации.
Состояние социальной защищенности характеризуется
как объективными, так и субъективными
показателями.
К первым относятся
реальные условия для удовлетворения
жизненно важных потребностей. Это реальная
возможность социального функционирования
в соответствии с условиями и нормами
данного общества. Она обеспечивается
как политикой доходов и заработной платы
для трудоспособного населения, так и
политикой льгот, дотаций, нематериальных
форм помощи для уязвимых слоев населения.
К субъективным показателям относятся
восприятие и оценка личностью этих реальных
условий. Это самооценка индивидов, семей
и групп, ощущение ими своего социально
го статуса, что в значительной мере зависит
от уровня притязаний индивидов, а также
от сравнения их сегодняшнего положения
с положением других людей или собственным
положением в предшествующий период.
Объективные и субъективные
показатели иногда могут совпадать, но
иногда — расходиться.
Полагаю, что социальная
защищенность должна быть показателем
не только возможности удовлетворения
жизненно важных личных потребностей.
Прежде всего, необходимость социальной
защищенности вытекает из наличия общественной
потребности иметь в государстве систему
законов, компенсирующих социальное несовершенство
организации производства материальных
благ и их распределения.
Следовательно, сущность
социальной защищенности состоит в законодательном
обеспечении экономических, политических,
социальных и иных прав, свобод и интересов
граждан.
Такая трактовка данной
категории имеет конституционный оттенок.
И это правомерно. Однако, как показывает
мировая практика в Конституции права
граждан только сформулированы. Их реализация
— проблема, которая должна еще решаться.
Следовательно, социальная защищенность
— это конституционное и законодательное
обеспечение всего комплекса прав и свобод
человека. Социальная защищенность является
основой взаимодействия человека и социума,
практическим воплощением социальной
политики и критерием психологического
самочувствия людей.
Социальная защищенность
выступает как:
• многомерное социальное
бытие во взаимодействии экономической,
политической и духовной сфер;
• уровень межличностных
отношений человек — общество;
• качество социальных
институтов.
Другими словами, это
одновременно и совокупное состояние,
и цель, и средство стабильного существования
человека в социуме.
Социальная защищенность —
не привилегия отдельных: индивидов или
слоев, она должна быть образом жизни большинства
населения. Вне сомнения, что уровень и
качество социальной защищенности членов
общества прямо зависят от уровня развития
и экономической эффективности общественного
производства.
Социальная защищенность,
касающаяся всех и каждого в социуме, независимо
от принадлежности к той или иной социальной,
этнической, религиозной, половозрастной
группе, имеет ряд объективных показателей.
К ним относятся:
• распространяемый
на всех гарантируемый минимум материального
обеспечения, достигаемый, прежде всего
усилиями самого человека;
• взаимная ответственность
общества и человека;
• стабильность общества
как следствие его управляемости
• защищенность от
экстремизма, анархии, бездуховности;
• реальные, реализуемые
свободы личности, ее самоопределение
и самовыражение;
• права на жизнь, труд,
безопасность, уважение, независимость,
поддержку и помощь общества в том случае,
когда сам человек не справляется со своими
жизненными проблемами;
• умение и желание
пользоваться правами и свободами, осознавать
и отстаивать свои интересы;
• свободный и ответственный
социальный выбор как: неотъемлемое свойство
личности.