Виды и функции социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формировании физической активности молодёжи.
Задачи:
1) рассмотреть различные подходы к определению, функциям и видам социального института;
2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализации индивида;
3) выявить роль физической активности как инструмента социализации молодёжи.

Вложенные файлы: 1 файл

социология КР.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 



 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Социология

 

 

Тема: Виды и функции социальных институтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 

Петрикевич А.О 

       
   

 № 05757 гр.04-ФБД

 

подпись

 

Дата

Руководитель

Мискевич А.Б.

       
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата




 

 

 

 

 

 

 

Минск-2013

 

 

 

 

Введение

 

Здоровье человека в  современном обществе является наивысшей ценностью. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека.

Однако статистика свидетельствует  о том, что в настоящее время  Российская Федерация значительно  отстает по показателю регулярных занятий  физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11 процентов. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития физической культуры в нашей стране. 1 Это говорит о необходимости вмешательства государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой, формирования физической активности у широких масс граждан, особенно у молодёжи, так как именно молодёжь определяет дальнейшее развитие общества.

Не существует единых критериев в определении границ молодёжного возраста. В отечественной науке наиболее часто нижняя возрастная граница молодости определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами.2 В нашей работе мы будем следовать данному определению. Одним из важнейших условий психического и физического здоровья молодёжи является рациональная социализация, а также выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды.

Однако в сфере образования, в том числе и физкультурного образования, сложилась противоречивая ситуация, основанная на недооценке общей педагогикой значения социальной среды в образовании человека, что привело к преувеличению значимости направленного педагогического воздействия в процессе социализации подрастающего поколения, одним из направлений которой является физическое воспитание и формирование физической активности молодёжи. В то же время роль института семьи в формировании у подростков и юношей физической активности преуменьшалась. Семье в этом направлении социализации индивида отводилось второстепенное место; главное же занимали школа и учреждения дополнительного спортивного образования. Отсюда проблема выявления роли семьи в формировании физической активности молодёжи является актуальной.

Объект исследования: формирование физической активности молодёжи в семье.

Предмет исследования: роль семьи в формировании физической активности молодёжи.

Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формировании физической активности молодёжи.

Задачи:

1) рассмотреть различные  подходы к определению, функциям  и видам социального института;

2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализации индивида;

3) выявить роль физической  активности как инструмента социализации молодёжи.

 

1. Понятие, функции, виды  социальных институтов

 

Социальные институты являются важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.

Существуют различные трактовки понятия «социальный институт».

Совокупность всех имеющихся  трактовок понятия “социальный  институт” С. С. Новикова сводит к следующим четырем основаниям: 3

1. Группа лиц, выполняющих  определенные, важные для всех  социальные функции. 

2. Конкретные функции, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы.

3. Система учреждений  и правил, позволяющая индивидам  выполнять общественные безличные  функции (то есть те, которые  должны исполняться независимо  от личных черт и интересов  человека, выполняющего их всегда одним и тем же образом) , направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы).

4. Социальные роли, особо  важные для группы или общности .

В большинстве западных социологических теорий социальный институт рассматривается как “устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.” 4

Я. Щепаньский, проанализировав в своей книге “Элементарные понятия социологии” сделанный А.Миллером обзор различных пониманий термина “ социальный институт” в зарубежных исследованиях, делает вывод о том, что социальные институты “являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия выполнять определенные общественные и безличные функции ради удовлетворения существующих индивидуальных и групповых потребностей индивидов и ради регулирования поведения других членов групп.5 Отечественный ученый И.И. Лейман под социальным институтом понимает “объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних”6

Современный российский исследователь С.С.Фролов предлагает следующее определение социального  института: “Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.”7

Под системой социальных связей в данном определении понимается сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах, под общественными ценностями — разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах. Институт семьи, например, включает в себя:

1) переплетение ролей  и статусов (статусы и роли  мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки,  свекрови, тещи, сестер, братьев и  т.п.), с помощью которых осуществляется  семейная жизнь; 

2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

3) общественные процедуры  (забота о воспитании детей,  их физическом развитии, семейные  правила и обязательства).8

Исходя из вышеизложенного, С. С. Новикова выводит следующее обобщённое определение: “социальный институт — это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп.»9

Каждый социальный институт как организованная социальная система  характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или  менее оформленных в зависимости  от типа института:

1. Каждый социальный  институт имеет свою цель деятельности.

2. Он четко определяет  функции, права и обязанности  участников институализированного  взаимодействия для достижения  поставленной цели. Каждый участник  выполняет свою устоявшуюся, традиционную  для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

3. Социальный институт  обладает определенными средствами  и учреждениями для достижения  цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

4. Социальный институт  располагает определенной системой  санкций, обеспечивающих поощрение  желаемого и подавление нежелаемого,  отклоняющегося поведения. 

Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.10

Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции:

1. Функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений — это система правил  и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого  члена института и делающих  это поведение предсказуемым. 

2. Регулятивная функция — это выработанные социальным институтом шаблоны поведения, нормы и система контроля, регулирующие взаимоотношения между членами общества.

3. Интегративная функция  — это процессы сплочения,  взаимозависимости и взаимоответственности  членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

4. Транслирующая функция  — это передача социального  опыта приходящим в социальный  институт новым людям как за  счет расширения социальных границ института, так и смены поколений; для этого в каждом институте предусмотрен механизм социализации, позволяющий индивидам адаптироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция  — это распространение произведенной  в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и вне его при взаимодействии с другими институтами. 11 Один институт может выполнять одновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общие функции (например, каждое общество испытывает потребность воспитывать и обучать детей, эту функцию выполняют сразу несколько социальных институтов — семья, школа, система образования, культурно-воспитательные учреждения и т.д.); у института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, или значение одной и той же функции может со временем или возрастать, или уменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономических формациях может выполнять разные функции .12

Если социальный институт не может справиться с выполнением своих функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.

Система социальных институтов подвергается наибольшей деформации во времена быстрых социальных перемен. Перед многими традиционными институтами встает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироваться к решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальных институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новые стандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводит к тому, что людям приходится сталкиваться в серьезными трудностями при поддержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности, возникающими из-за неурегулированности вновь возникающих социальных отношений. Такие переходные периоды общества, связанный с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией. 13

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что, обеспечивая стабильное развитие общества, выполняя необходимые функции, социальные институты нуждаются в наличии определенной совокупности условий.

Я. Щепаньский отметил, что  эффективность функционирования социальных институтов зависит от следующих  условий:

1. От четкого определения  цели, задач и объема функций  социального института. 

2. От рационального  разделения труда и его рациональной  организации внутри социального  института. 

3. От степени деперсонализации  деятельности и объективизации  функций, выполняемых отдельными лицами.

4. От признания престижа, которым обладает социальный  институт в глазах групп, общностей  или общества.

Информация о работе Виды и функции социальных институтов