Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 02:20, реферат
В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п.
Реферат на тему:
«Виды
наблюдения и методические требования
к ним»
Введение
В
современной методологической литературе
указывают, как правило, на существование
трёх основных методов сбора первичной
социологической информации. К ним
относят метод прямого наблюдения,
метод анализа документов и метод опроса.
В
данной работе мы рассмотрим метод
наблюдения. Каждый из нас ежедневно
использует метод наблюдения в повседневной
жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами
поликлиники во время ожидания приёма
и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения
и делимся ими с другими людьми, иногда
– это просто мимолётные взгляды. С профессиональным
подходом к наблюдению мы встречаемся,
когда комментатор информирует нас о событиях
на футбольном поле, кинооператор снимает
камерой участников демонстрации, учитель,
апробируя новую методику преподавания,
наблюдает за поведением класса на уроке
и т. п. Таким образом, во многих сферах
социальной практики наблюдение успешно
используется для изучения реальности.
Естественно, что в науке метод наблюдения
применяется уже много столетий, приобретая
специфические формы в связи с тем или
иным объектом и предметом исследования.
1.
Сущность метода
наблюдения
Наблюдение
представляет собой общенаучный
метод, широко используемый в естествознании,
а также в обыденной жизни. Его применение
в социологии имеет ограничения, т.к. далеко
не все социальные явления поддаются непосредственному
визуальному и слуховому восприятию. Но
когда социолог имеет дело с объектами,
которые можно наблюдать, т.е. воспринимать
с помощью зрения и слуха, он обязан делать
это. Однако не следует забывать, что наблюдение
должно применяться в комплексе с другими
методами сбора информации.
Наблюдение
в социологии - это метод целенаправленного,
определенным образом фиксируемого
восприятия исследуемого объекта. В процессе
его осуществления социолог непосредственно
воспринимает действия людей в конкретных
условиях и в реальном времени, причем
он фиксирует не только состояние, но и
развитие явлений и процессов, а также
взаимодействие всех участников наблюдения.
Итак, для того, чтобы превратить
визуальное и/или слуховое
Таким
образом, мы можем сделать вывод,
что научное наблюдение отличается
от обычного рядом черт: во-первых, оно
подчинено ясной исследовательской цели
и чётко сформулированным задачам; во-вторых,
научное наблюдение планируется по заранее
обдуманной процедуре и т.д.
Надёжность
(достоверность и устойчивость) данных
может быть повышена, если выполнять следующие
правила:
Основное
наблюдение может осуществляться несколькими
лицами, что тоже будет способствовать
повышению устойчивости данных наблюдения,
в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить
свои впечатления, согласовать оценки,
интерпретацию событий, используя единую
технику ведения записей.
2.
Классификация наблюдений
Наблюдение
в социологии классифицируются по различным
основаниям:
Рассмотрим
виды наблюдений более подробно.
Итак,
по степени формализованности
При
не стандартизированном наблюдении
большая часть элементов, подлежащих регистрации,
заранее не определена. Проведение подобного
рода наблюдения требует солидной теоретической
подготовки в области социологии, психологии,
социальной психологии и конфликтологии,
умения с одинаковым вниманием следить,
как минимум, за 5-7 параметрами ситуации
и способности быстро переключать внимание.
То есть, исследователь пользуется лишь
общим принципиальным планом, согласно
которому результаты фиксируются в свободной
форме непосредственно в процессе наблюдения
или позднее по памяти.
Стандартизированному
наблюдению, напротив, свойственны четко
формализованные процедуры и инструменты,
а это подразумевает, в свою очередь,
повышенную способность наблюдателя к
сосредоточению внимания на частностях
и самоконтролю, а также пунктуальности,
исполнительности и педантизму. В этом
случае обязательно наличие предварительно
детально разработанного списка событий,
признаков, которые предстоит наблюдать;
определение условий и ситуаций наблюдения;
инструкции для наблюдателей; единообразные
кодификаторы для регистрации наблюдаемых
явлений.
В
зависимости от положения наблюдателя
различают соучаствующее (или включённое)
и простое наблюдения. В первом
исследователь имитирует
Включенное
наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто),
подразумевает, что наблюдаемые
не знают о наблюдателе и думают, что он–
один из них. Здесь наблюдателю понадобятся
не только вышеназванные качества, но
и артистизм, умение реагировать одновременно
на многие сигналы, быстро систематизировать
и надолго (точнее до момента заполнения
соответствующей методической документации)
запомнить их, способность не сбиться
с исследовательской позиции под воздействием
разнообразных обстоятельств, сохранять
нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми
и многие другие качества, близкие к качествам
разведчика.
В
простом наблюдении наблюдатель
регистрирует события «со стороны».
Идеальный наблюдатель не включенного
наблюдения старается быть невидимкой.
Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю
надлежит вести себя так, чтобы на него
обращали как можно меньше внимания, дабы
уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое
явление. Ему противопоказана яркая (броская)
одежда, экстравагантность манер поведения,
излишняя демонстрация своей заинтересованности
изучаемыми событиями. Он должен иметь
устойчивую психику, флегматичный темперамент,
способность сохранять самообладание
при резких изменениях ситуации, терпение
и устойчивость в сохранении своей позиции
стороннего наблюдателя.
По
условиям организации наблюдения делятся
на полевые (наблюдения в естественных
условиях) и лабораторные (в экспериментальной
ситуации). Эти разновидности наблюдения
также предъявляют специфические требования
к профессиональным знаниям и умениям,
а также личностным качествам социолога:
в лабораторных наблюдениях, проводимых
в искусственно созданных условиях, повышается
значимость умения исследователя регулировать
эти условия и контролировать их влияние
на наблюдаемых, а также таких черт, как
принципиальность и аккуратность, техническая
грамотность (в связи с использованием
аудиовизуальных средств наблюдения).
В полевых наблюдениях, осуществляемых
в обычной социальной жизни и дающих более
объективную информацию, особую роль играют
знания смыслов невербальных реакций
людей (улыбок, жестов), оперативная память,
аналитичность мышления наблюдателя,
его способность отграничивать друг от
друга отдельные признаки изучаемого
объекта, распределять свое внимание на
все эти признаки и переключать его на
один из них.
Существуют
также систематические, эпизодические
и случайные наблюдения (последние
два иногда объединяют понятием несистематические).
Случайные,
не предусмотренные
Однако
эти качества не являются обязательными
при систематическом наблюдении, нацеленном
на регулярную фиксацию (по строгому графику
и в четко регламентированных методических
документах) единиц наблюдения, определенных
не самим наблюдателем, а научным руководителем
исследования.
Информация о работе Виды наблюдения и методические требования к ним