Виды опросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:43, реферат

Краткое описание

Одним из основных способов развития социологического знания является социологическое исследование. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах , бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Важным этапом в процессе научного исследования является сбор данных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Опрос как метод сбора социологической информации…………………..3-5
2. Виды опросов………………………………………………………………….5
2.1 Анкетирование……………………………………………………………..5-6
2.2 Интервью……………………………………………………………………6-7
2.3 Cоциометрический опрос………………………………………………….7-8
2.4 Экспертный опрос………………………………………………………….8-9
Заключение…………………………………………………………………….9-10
Список используемой литературы……………………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 32.47 Кб (Скачать файл)

   В практике социологических исследований используется:

- для прогноза развития того или иного явления

- для оценки степени достоверности массового опроса

- для сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж)

- в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.

      Основные функции экспертного опроса в социологии связаны с оцениванием   социального  качества  общественных  систем  и   их   элементов,   вариантов   социально значимых решений, достоверности данных (в том числе  полученных  в   ходе  массового  опроса),  социальных  последствий  реализации  проектов   и   рекомендаций;   прогнозированием   общественных    процессов,    аттестацией   коллектива и его членов.

Эксперт может участвовать в опросе как:

-  генератор, источник идей, гипотез и предложений

- арбитр по оценке имеющихся данных, характеристик и показателей объекта

- аудитор по оценке условий постановки эксперимента

- источник неизвестной исследователю информации, которая служит основой для дальнейшего анализа.

     Количество членов экспертной группы значительно меньше в сравнении с количеством респондентов, опрашиваемых при массовом опросе. Отбор экспертов, формирование экспертных групп — достаточно сложная задача, результат которой в наибольшей степени определяет эффективность метода и правильность полученных решений.

 

Заключение

      Итак, наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. C помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений семейной жизни.

      По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т.д.

Метод опроса используется в ряде случаев:

  • Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
  • Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.

-Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.

     В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.     Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. Информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1 Кравченко А. И. Социология: Учебник. –Москва: Проспект, 2012.

2. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд.3-е перераб. и доп. /- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Центр, 2002.

4. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 2003.

5. Филатова О. Г. Социология: Учебник для вузов.-СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002г.

6. Шуклин И.Н. Экономика и социология труда.2-е изд., перераб. и доп. - Учебное пособие. - Киров, ВятГУ, 2001.

 

 


Информация о работе Виды опросов