Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:43, реферат
Одним из основных способов развития социологического знания является социологическое исследование. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах , бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Важным этапом в процессе научного исследования является сбор данных.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Опрос как метод сбора социологической информации…………………..3-5
2. Виды опросов………………………………………………………………….5
2.1 Анкетирование……………………………………………………………..5-6
2.2 Интервью……………………………………………………………………6-7
2.3 Cоциометрический опрос………………………………………………….7-8
2.4 Экспертный опрос………………………………………………………….8-9
Заключение…………………………………………………………………….9-10
Список используемой литературы……………………………………………..11
В практике социологических исследований используется:
- для прогноза развития того или иного явления
- для оценки степени достоверности массового опроса
- для сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж)
- в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.
Основные функции экспертного опроса в социологии связаны с оцениванием социального качества общественных систем и их элементов, вариантов социально значимых решений, достоверности данных (в том числе полученных в ходе массового опроса), социальных последствий реализации проектов и рекомендаций; прогнозированием общественных процессов, аттестацией коллектива и его членов.
Эксперт может участвовать в опросе как:
- генератор, источник идей, гипотез и предложений
- арбитр по оценке имеющихся данных, характеристик и показателей объекта
- аудитор по оценке условий постановки эксперимента
- источник неизвестной исследователю информации, которая служит основой для дальнейшего анализа.
Количество членов экспертной группы значительно меньше в сравнении с количеством респондентов, опрашиваемых при массовом опросе. Отбор экспертов, формирование экспертных групп — достаточно сложная задача, результат которой в наибольшей степени определяет эффективность метода и правильность полученных решений.
Заключение
Итак, наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему. C помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений семейной жизни.
По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т.д.
Метод опроса используется в ряде случаев:
-Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.
В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. Информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса.
Список используемой литературы:
1 Кравченко А. И. Социология: Учебник. –Москва: Проспект, 2012.
2. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд.3-е перераб. и доп. /- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Центр, 2002.
4. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 2003.
5. Филатова О. Г. Социология: Учебник для вузов.-СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002г.
6. Шуклин И.Н. Экономика и социология труда.2-е изд., перераб. и доп. - Учебное пособие. - Киров, ВятГУ, 2001.