Виды прикладных социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:42, реферат

Краткое описание

Прикладное социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков(руководителей предприятий, представителей общественных организаций, сми и т.д.). Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез.

Вложенные файлы: 1 файл

Виды прикладных социологических исследований.docx

— 16.28 Кб (Скачать файл)

Виды прикладных социологических  исследований

Прикладное  социологическое исследование направлено на получение системы  фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или  имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков(руководителей предприятий, представителей общественных организаций, сми и т.д.). Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез.

В зависимости от глубины требуемого количественно-качественного анализа  предмета исследования , масштабности и сложности решаемых в ходе него задач различают три основных вида соц. Исследования:

- пилотажное(разведывательное) исследование                                                                    -описательное исследование                                                                                                -аналитическое исследование

Пилотажное исследование является пробным исследованием, предваряющим основное. Оно предназначено для проверки качества подготовки основного исследования. Такое исследование охватывает, как правило, небольшие исследовательские совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В ходе пилотажного исследования проверке подвергаются все элементы будущего основного исследования: уточняются его задачи и гипотезы, проверяется качество операционализации основных понятий, уточняется инструментарий исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе его проведения, отрабатывается организация сбора информации. Часто в результате пилотажного исследования формируются новые гипотезы, а также собираются оперативные социологические данные. Для определения объема выборки пилотажного исследования не существует каких-либо формул; обычно исследуемая совокупность насчитывает 50-100 человек, н в эту выборку должны включаться все значимые для целей исследования группы респондентов.

Описательное  исследование – это более сложный вид конкретно-социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа -  относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В исследовании такого вида можно осуществить сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.

Аналитическое исследование – это самый углубленный вид соц. анализа, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают его характер и специфику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора соц. информации аналитическое исследование носит комплексный характер; в нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Наряду с основными критериями различия видов соц. исследования могут  использоваться и другие критерии, связанные с формой и характером проведения исследования.

Так, в зависимости от того, изучается  ли интересующий исследователя предмет  в статике или в динамике, выделяются два вида соц. исследования – точечное(разовое) и повторное.

Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-либо явлении позволяет охарактеризовать явление в статике, но непригодно для описания изменений этих явлений.

Повторное исследование – это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Возможные варианты типов повторных социологических исследований определяются обследуемым контингентом, временем обследования и ситуацией. Повторные исследования достаточно сложны и требуют от социолога высокой методической и методологической подготовленности.

Таковы основные этапы социологических  исследований.  


Информация о работе Виды прикладных социологических исследований