Виды социального обеспечения. Конституция о праве граждан на социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

Социальное обеспечение, или социальная защита, - общественный институт, обеспечивающий права и гарантии в области уровня жизни.
В зависимости от источника денежных средств (ресурсов) различают три вида социального обеспечения: государственная социальная помощь, государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

соц. обеспеч.docx

— 21.25 Кб (Скачать файл)

1.Виды социального обеспечения. Конституция о праве граждан  на социальное обеспечение.

Социальное обеспечение, или социальная защита, - общественный институт, обеспечивающий права и гарантии в области уровня жизни.

   В зависимости  от источника денежных средств (ресурсов) различают три вида  социального обеспечения: государственная  социальная помощь, государственное  социальное страхование и негосударственное  социальное обеспечение.

1.Государственная социальная  помощь осуществляется за счет  налогов, направляемых в бюджеты  различных уровней. Государственная  социальная помощь оказывается  прежде всего гражданам, которые  не получают необходимой помощи  в рамках системы государственного  социального страхования. Она предназначена  военнослужащим, служащим внутренних  дел, государственным служащим и  т.д. Предоставление государственного  социального обеспечения не обусловливается  предварительной уплатой каких-либо  взносов или наличием нуждаемости  у лиц, которым предоставляется  социальное обеспечение в данной  форме.

2. Государственное социальное  страхование осуществляется за  счет страховых взносов в целях  защиты граждан от негативного  изменения их социального (в том  числе материального) положения  по независящим от них обстоятельствам. В Российской Федерации существуют  четыре вида обязательного государственного  страхования: пенсионное, медицинское, социальное на случай временной  нетрудоспособности, социальное от  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний, Страховые взносы поступают в  следующие внебюджетные социальные  фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд  социального страхования РФ, Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования.

    Граждане, застрахованные  по программе обязательного страхования, ощущают себя более уверенно  при возникновении социальных  рисков, т.е. предполагаемых событий, которые влекут за собой изменение их социального положения. Согласно ст. 7-8 Федерального закона №165 «Об основах обязательного страхования», существуют следующие виды социальных страховых рисков и соответствующие им виды страхового обеспечения:

-необходимость получения  медицинской помощи. Страховое обеспечение  – оплата медицинским учреждениям  расходов, связанных с предоставлением  застрахованному лицу необходимой  медицинской помощи; оплата путевок  санаторно-курортного лечения и  оздоровления работников и членов  их семей;

-временная нетрудоспособность. Страховое обеспечение – пособие  по временной нетрудоспособности;

-трудовое увечье или  профессиональное заболевание. Страховое  обеспечение - пособие в связи  с трудовым увечьем или профессиональным  заболеванием; пособие на санитарно-курортное  лечение;

-инвалидность. Страховое  обеспечение – пенсия по инвалидности; пособие на санитарно-курортное  лечение;

-материнство. Страховое  обеспечение-пособие по беременности  и родам, ежемесячное пособие  по уходу за ребенком до  достижения им возраста полутора  лет; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние  сроки беременности; единовременное  пособие при рождении ребенка;

-наступление старости. Страховое  обеспечение-пенсия по старости;

-потеря кормильца. Страховое обеспечение-пенсия по случаю потери кормильца;

-признание безработным. Страховое обеспечение-пособие по  безработице;

-смерть застрахованного  лица или нетрудоспособных членов  его семьи, находящихся на его  иждивении. Страховое обеспечение-пособие  на погребение.

3. Негосударственное социальное  обеспечение осуществляется за  счет благотворительных пожертвований  частных лиц, предприятий, общественных  организаций, зарубежных государств; расходов предприятий и организаций  на социальные нужды своих  работников; средств некоммерческих  организаций, оказывающих социальные  услуги населению; безвозмездного  труда (волонтерства) и т.д.

   Основными видами  негосударственного социального  страхования являются:

-добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование  наемных работников в рамках  отдельных отраслей экономики  или отдельных компаний на  основе долгосрочных отраслей (рамочных) или коллективных соглашений. Характер таких систем страхования, как правило, частный, но их деятельность регулируется специальным законодательством, предусматривающим социальные гарантии для застрахованных: минимальный период занятости у одного работодателя, после которого возникает право на дополнительные виды защиты; сохранение приобретенных прав застрахованного при перемене места работы; формы контроля за состоянием финансового положения страховой организации. Важной организационно-правовой формой данного института социальной защиты служит пенсионная система предприятия, в котором пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятия и управляются самостоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и т.д. В целях гарантирования реализации приобретенных прав создается резервный пенсионный фонд, из которого осуществляются выплаты в случае неплатежеспособности предприятия или самостоятельной пенсионной кассы (фонда, страховой компании);

 

-добровольное личное (частное) страхование граждан организовано  на контрактной основе, что ограничивает  его функционирование фиксированными  периодами времени, определенными  видами риска и финансовыми  возможностями отдельных физических  лиц. Оно организовано на принципах  и с помощью механизмов личного  страхования (эквивалентность страховых  взносов и выплат, увязка страховой  премии с вероятностью риска  для конкретных граждан и т.п.).

   Конституция РФ  о праве граждан на социальное  обеспечение:

Статья 7

1.РФ -  социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2.В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 33

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 38

1.Материнство и детство, семья находятся по защитой государства.

2.Забота о детях, их  воспитание – равное право  и обязанность родителей.

3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных  родителях.

Статья 39

1.Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания  детей и в иных случаях, установленных  законом.

2.Государственные пенсии  и социальные пособия устанавливаются  законом.

3.Поощряются добровольное  социальное страхование, создание  дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность.

Статья 41

1.Каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в  государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения оказывается  гражданам бесплатно за счет  средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2.В РФ финансируются  федеральные программы охраны  и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию  государственной, муниципальной, частной  систем здравоохранения, поощряется  деятельность, способствующая укреплению  здоровья человека, развитию физической  культуры и спорта, экологическому  и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

3.Сокрытие должностными  лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни  и здоровья людей, влечет за  собой ответственность в соответствии  с ФЗ.

Статья 45

1.Государственная защита  прав и свобод человека и  гражданина в РФ гарантируется.

2.Каждый вправе защищать  свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1.Каждому гарантируется  судебная защита его прав и  свобод.

2.Решения и действия (или  бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы  в суд.

3.Каждый вправе в соответствии  с международными договорами  РФ обращаться в межгосударственные  органы по защите прав и  свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

2.Юридическое значение  видов трудового стажа.

Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

1.Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении  права на трудовую пенсию суммарная  продолжительность периодов работы  и (или) иной деятельности, в течение  которых уплачивались страховые  взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых  в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России;

за пределами территории РФ, - в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Росси.

Значение страхового стажа:

-является основанием  для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца  от общего заболевания;

- с ним связана возможность  досрочного ухода на пенсию  по старости.

2. Непрерывный трудовой  стаж определяется по продолжительности  последней непрерывной работы  на данном предприятии, в учреждении, организации, а также время работы  или иной деятельности на разных  предприятиях, если при переходе  с одной работы на другую  соблюдены установленные законом  сроки.

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

а) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

в) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.

г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Значение непрерывного трудового стажа:

-от его продолжительности  зависит размер пособия по  временной нетрудоспособности. При  этом непрерывный стаж исчисляется  ко дню временной нетрудоспособности;

-его продолжительность  влияет на размер вознаграждения  по итогам работы за год;

-с ним связано установление  доплат и надбавок к тарифным  ставкам оклада.

3.Специальный трудовой  стаж – суммарная продолжительность  определенной трудовой деятельности (службы).

Значение специального трудового стажа:

-с учетом специального  трудового стажа устанавливается  пенсия по старости в связи  с особыми условиями труда  и работай на Крайнем Севере;

-с учетом выслуги лет  устанавливается пенсия по выслуге  лет;

-от продолжительности  специального трудового стажа  зависит размер процентной надбавки  к заработной плате и ежегодного  вознаграждения за выслугу лет.

3. Задача: Георгинова Г. И. обратилась за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца, так как от Георинова не сведений уже 10 месяцев, а его помощь была основным источником средств существования. Имеет ли семья Георгинова право на пенсию?

Решение:

В соответствии с п.1 ст.9 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( далее-Закон) право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Как видно, основанием для назначения лицу указанной пенсии является совокупность следующих условий: во-первых, лицо является членом семьи умершего кормильца; во-вторых, лицо состояло на иждивении умершего кормильца; и, в-третьих, лицо является нетрудоспособным.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Информация о работе Виды социального обеспечения. Конституция о праве граждан на социальное обеспечение