Вклад Огюста Конта в развитие социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, поскольку объектом социологии является гражданское общество, предмет социологии неразрывно связан со специфической формой проявления человека как личности. В частности, в социологии огромное значение имеет анализ мотивов поведения людей в определенной жизненной ситуации, изучение их потребностей, интересов и ориентаций. Социология изучает общественное сознание посредством анализа индивидуального и группового сознания, исследует формы и методы объективизации сознания в деятельности. Социология учитывает определенные социально-экономические и политические отношения, влияние на человека культурной среды обитания, исходит из социальных фактов, из анализа деятельности и сознания человека, группы к которой он принадлежит.

Содержание

Введение 3
1. Краткая биография О. Конта 5
2. Становление социальной науки 9
3. Вклад Огюста Конта в развитие социологии 11
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

На теологической стадии, как отмечает Конт, ум человека следит за каждым явлением природы, усматривая при этом преобладание сверхъестественной силы, когда человек стремится к постоянному познанию явлений, поражающих его сознание. Но уже на следующей, метафизической стадии, человеческое сознание обращается к понятиям, отражающим реальность внешнего мира. Однако вследствие того, что наука еще плохо развита понятия эти имеют абстрактный характер. На позитивной стадии человеческое сознание, делая определенные выводы, исходит уже из наблюдений.

Интересен взгляд Конта  и на юриспруденцию, а конкретно - развитие права, подхода к праву  как к социальному явлению. Здесь Конт исходит из идеи развития юридического порядка, согласно которой порядок всегда является основным условием прогресса, а прогресс - необходимой целью порядка. Осуществляя в своем учении согласование порядка и прогресса, Конт подчеркивал, что искусственный или юридический порядок, в конечном счете, есть лишь простое продолжение естественного порядка, который, в свою очередь, подчинен действию неизменных естественных законов. Открытие естественных законов как законов явлений и составляет высшую цель позитивизма.

Отметим, что основные работы Конта активно обсуждались, начиная с 60-х годов XIX столетия, в  журналах и возникавшей тогда  социологической литературе. Вместе с тем это было не заимствование  и переложение на русском языке  контовских идей, а критическое усвоение и прямая полемика. Таким образом, классический позитивизм Конта послужил мощным импульсом для становления собственно российской социальной науки. Концепция социологии Конта была важнейшим составным элементом развития социологии в России и была в свою очередь творчески усвоена и трансформировалась в самостоятельные социологические школы.

 

Заключение

 

Конт внес серьезный  вклад в формирование ключевых представлений  о социальной реальности. Он доказывал  ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии “социального существования” по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как “социальный организм” и “социальная система”. (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинаковым образом.) Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами “согласие” и “сплоченность”).

Его различение социальной статики и социальной динамики в  той или иной форме сохранилось  на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные  науки. Сохраняют свое значение и  многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический “субъективный” метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.

В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обоснование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял, прежде всего, в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображением и в громком призыве не “проклинать” и не “хвалить” социальные факты, а изучать их; тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: “Не смеяться, не плакать, а понимать”. Правда, сам Конт в своей “субъективной” социологии и “позитивной политике” часто следовал противоположным принципам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социологии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала главной для профессии социолога.

И в том, что социология сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта несомненно велика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004. - 592 с. 
  2. Капитонов Э.А. История и теория социологии.Учеб.пособие для вузов. М.: ПРИОР., 2000. - 368с.
  3. Конт О. Дух позитивной философии. Тексты по истории социологии XIX-XX вв.М., НАУКА,1997. - 512 с.
  4. Конт О. Общий обзор позитивизма. / Перевод с французского И.  А. Шапиро. Под ред. Э. Л. Радлова. — Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. — 296 с.
  5. Социология Учебник для высших учебных заведений под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА ,2009.-448с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Конт О. Дух позитивной философии. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. М., 1997. С. 49.

2 Конт О. Избранные сочинения. М., 1996. С. 312.

3 Конт О. Избранные сочинения. М., 2001. С. 132-133.

4 Конт О. Указ. соч. С. 54.

5 Конт О. Указ. соч. С. 325.


Информация о работе Вклад Огюста Конта в развитие социологии