Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 07:37, реферат
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. Он считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со следующими, сформулированными им принципами:
1) Общество - часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы. 2) Общество первично по отношению к составляющим его людям. 3) Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
Дюркгейм Эмиль (1858–1917)
– французский мыслитель, один из
создателей социологии как самостоятельной
науки, основоположник профессиональной
социологии.
1. Вклад Э. Дюркгейма в предмет социологии.
Дюркгейм разработал четкую концепцию
предмета социологии. Он считается классиком теории социологического
метода (подход - "социальный реализм"),
со следующими, сформулированными им принципами:
1) Общество - часть объективной реальности,
включенная в общий порядок природы и
имеющей свои специфические законы. 2)
Общество первично по отношению к составляющим
его людям. 3) Изучаемые социологией социальные
факты объективны и не зависимы от человеческого
произвола.
По его мнению, социология должна изучать
социальную действительность, которая
обладает специфическими качествами,
т.е иметь свои специфические методы.
Центральная проблема в творчестве Дюркгейма
– это проблема социальной солидарности.
Еще в своей докторской диссертации он
утверждал, что солидарность базируется
на разделении труда. По его мнению, существует
два исторических типа солидарности. Первый
тип – механическая солидарность, или
солидарность по сходным признакам, когда
все индивиды выполняют одинаковые функции
и не имеют индивидуальных черт. С возникновением
разделения труда люди все больше отличаются
друг от друга и начинают взаимно дополнять
друг друга, по аналогии с взаимозависимостью
и взаимно пополняемостью частей тела
в организме. Этот второй, более развитый
тип солидарности был назван Дюркгеймом
органическим.
В "Самоубийстве" Дюркгейм проследил
взаимосвязь между социальными фактами
и различиями в показателях самоубийств
между группами, регионами, странами и
разными категориями людей. Он выделил
следующие типы самоубийств:
1) Эгоистическое самоубийство. В его основе
лежит повышенный индивидуализм, потеря
человеком устойчивых связей с обществом.
2) Альтруистическое самоубийство - возникает
вследствие абсолютной интеграции индивида
в социальную среду. Например, капитан,
который согласно кодексу чести, в случае
кораблекрушения должен потонуть вместе
с кораблем.
3) Атомическое самоубийство - самоубийство,
связанное с потерей ценностное системы
в обществе.
Эта его работа, в отличие от всех остальных,
была на анализе конкретного статистического
материала. Таким образом, Дюркгейм стал
основоположником прикладной социологии
и способствовал развитию в социологической
науке количественного анализа. В этой
книге Дюркгейм предложил термин «аномия»
для обозначения одного из важнейших факторов,
способствующих росту самоубийств. Аномия
– это состояние, вследствие разрушения
системы общественных норм и ценностей.
В своей заключительной работе по социологии
религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю
форму нематериального социального факта.
Религия необходима обществу, так как
она укрепляет социальную солидарность,
формирует социальные идеалы. Поклоняясь
каким-либо священным предметам или идеям,
люди, по мысли Дюркгейма, в действительности
поклоняются обществу.
Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности
Конту или Спенсеру, современные социологи
дают его научным заслугам не менее (а
многие – гораздо более) высокую оценку.
Дело в том, что для его предшественников
был характерен философский подход к пониманию
предмета и задач социологии, а Дюркгейму
удалось завершить ее становление как
вполне самостоятельной гуманитарной
науки с собственным понятийным аппаратом,
продемонстрировав возможности глубокого
социологического анализа конкретных
проблем.