Влияние семьи на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:18, реферат

Краткое описание

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье.

Содержание

Введение………………………….…………………………………………….…...…3
Глава 1. Понятие о личности.
Что такое личность……………………………………………………….5
Этапы формирования личности…………………………………………6
Глава 2. Влияние семьи на становление личности.
2.1. Факторы, влияющие на становление личности……………………….38
2.2. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи….39
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности………………….51
Заключение…..………………………………………………………….…………...56
Список использованной литературы…………...………………………………..58

Вложенные файлы: 1 файл

вияние семьи на развитие личности.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Роль семьи в становлении личности

 

2.1. Факторы, влияющие на развитие личности.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов.      Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы.

 Биологические  факторы. Наследственность

     Наследственность - это то, что передается  от родителей детям, что заложено  в генах. Наследственная программа  включает постоянную и переменную  части. Постоянная часть обеспечивает  рождение человека человеком, представителем  человеческого рода. Переменная  часть - это то, что роднит человека  с его родителями.

  Родившись, человек еще не является личностью  или субъектом надо-рганической  жизни. Его «я» и имя, научные  идеи, религиозные взгляды, эстетические  вкусы, моральные убеждения, манеры  и нравы, занятия, экономическое  положение и социальный статус, судьба и жизненный путь —  ничто еще не предопределено. Его можно сравнить с фонографом, на котором можно проигрывать  любую запись. Хороший фонограф  конечно же лучше воспроизводит  любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть  — симфонию Бетховена или джаз, — не зависит от фонографа.[312] Точно так же человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать «социокультурные записи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы.[54.9]

Важное значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их.

 Социальные  факторы. Среда.

       На развитие ребенка влияет  не только наследственность, но  и среда. Понятие «среда» может  рассматриваться в широком и  узком смысле. Среда в широком  смысле - это климатические, природные  условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство  государства, и условия, которые  оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком  ее понимании влияет на успешность  и направленность социализации.

 Но  существует и узкий подход  к пониманию среды и ее влиянию  на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное  окружение. В современной педагогике  существует понятие «развивающая  среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять  на ребенка). В педагогике, когда  речь идет о среде как факторе  воспитания, имеются в виду еще  и человеческое окружение, принятые  в нем нормы взаимоотношений  и деятельности. Зачастую выделяется  негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью  ее отрицательными примерами  для подражания.[75.9]

 Среда  как фактор развития личности  имеет существенное значение: она  предоставляет ребенку возможность  видеть социальные явления с  разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся  педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим  трудностям на пути становления  личности. Но изолировать ребенка  от среды нельзя. Влияние среды  на формирование личности постоянно  на протяжении всей жизни человека  Разница лишь в степени восприятия  этого влияния.

 

2.2.Роль  семьи в развитии личности. Цели  воспитания. Задачи семьи. 
      Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка... 
      Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.  
      У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. 
      Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям как основы установления гармоничных отношений не только с ними, но и с другими окружающими нас людьми; необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основа великодушия и щедрости; необходимы мужество и стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем. 
      Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей.[55.1]

И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. 
     Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.                                                                      

 Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

   Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

Классификация типов семейных отношений.

     Диктат проявляется в регулярном  подавлении одним членом семьи  инициативы у других. Разумеется, родители должны предъявлять  к своему чаду, исходя из норм  морали и целей воспитания, ряд  требований. Но, те из них, кто  предпочитает насилие и приказ, желая, тем самым, утвердить свое  превосходство, сталкиваются с противостоянием  со стороны ребенка. В такой  ситуации, ребенок прибегает к  обману, лицемерию, вспышкам грубости, а, иногда, и ненависти. Даже если  сопротивление оказывается сломлено, вместе с ним сломленными оказываются  и чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативность  и вера в себя. Неконтролируемая  авторитарность родителей — это  гарантия неудач в процессе  формирования личности ребенка.

Опека в семье представляет собой систему отношений, когда родители, обеспечивая ребенка во всех потребностях, ограждают его от любых забот, трудностей и усилий, принимая все на себя. Такие дети оказываются неподготовленными к жизни в коллективе, у них отсутствует самостоятельность и инициатива. Такое ребенок отстранен от решения проблем семьи.

Система межличностных отношений, которая строится в семье на признании независимого существования детей от взрослых, порождается тактикой «невмешательства». В основе такого типа взаимоотношений является пассивность родителей, как воспитателей, или же их эмоциональная холодность и безразличие, нежелание быть родителями.

Сотрудничество, в качестве типа взаимоотношений в семье, предусматривает опосредованность межличностных отношений общими задачами и целями совместной деятельности, высокими нравственными ценностями. Именно в подобной ситуации можно преодолеть эгоистический индивидуализм ребенка. Только такая семья может стать группой высокого уровня развития, то есть — коллективом.

 
     Классификация стилей воспитания.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания: 

-демократический 
-авторитарный 
-попустительский 
     При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

     При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления»

     При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе.[18.6]

     Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

     Авторитарные родители  требуют от подростка беспрекословного  подчинения и не считают, что  должны ему объяснять причины  своих указаний и запретов. Они  жестко контролируют все сферы  жизни, причем могут это делать  и не вполне корректно. Дети  в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями  нарушается. Часть подростков идет  на конфликт, но чаще дети авторитарных  родителей приспосабливаются к  стилю семейных отношений и  становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. 

     Ситуация осложняется, если высокая требовательность  и контроль сочетаются с эмоционально  холодным, отвергающим отношению  к ребенку. Здесь неизбежна полная  потеря контакта. Еще более тяжелый  случай – равнодушные и жестокие  родители. Дети из таких семей  редко относятся к людям с  доверием, испытывают трудности  в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность  в любви.

     Сочетание безразличного  родительского отношения с отсутствием  контроля – гипоопека – тоже  неблагоприятный вариант семейных  отношений. Подросткам позволяется  делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда  не бунтовали, нуждаются в родителях  как в опоре, они должны видеть  образец взрослого, ответственного  поведения, на который можно было  бы ориентироваться. 
     Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.[31.5]

     Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

 

2.3. Влияние  неполной семьи на становление  личности.

     Неполная семья является наиболее  проблематичной и уязвимой в  воспитательном плане. Ее удельный  вес в числе других семей  довольно высок. На основе статистических  данных можно заявить, что большинство  правонарушителей — выходцы из  неполных семей. Кроме того, атмосфера  неполной семьи делает более  высоким риск приобщения детей  к алкоголю и злоупотреблению  им.

Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным”.[17.2]

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

Информация о работе Влияние семьи на формирование личности