Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:32, реферат
Предметом исследования является изучение влияния сферы развлечения на школьников, и выявление положительных и отрицательных отклонений в их поведении (социализации и усвоении принятых норм и ценностей). Так как нельзя утверждать характер влияние, и существование тех или иных отклонений, целью исследования является выявление характера такого влияние и проявление отклонений.
Введение…………………………………………………………………….3
Теоретическая часть………………………………………………………7
Методологическая программа…………………………………………...9
1 этап…………………………………………………………………………9
2 этап………………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………….……………..15
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Исторический факультет
Кафедра социологии
«Влияние сферы развлечений на школьников»
Преподаватель:
Геринг Ангелина Геннадиевна
ОМСК – 2011
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Теоретическая часть………………………………………………………7
Методологическая программа…………………………………………...9
1 этап……………………………………………………………………
2 этап……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………….……………..15
Введение.
В современном обществе сфера развлечений занимает одно из центральных мест в жизни подростков и молодёжи в целом. Системы массовой информации круглосуточно рекламирует различные места, где можно провести время, и способы как это сделать. Одной из главных черт, характеризующих современное общество является потребление. С каждым днём возрастает количество людей, разделяющих ценности общества потребления. Применительно к сфере развлечений это явление выражается в потреблении различных товаров и услуг, в массовом поглощении предложенных вариантов времяпрепровождения. Ещё одной достаточно ярко выраженной чертой современного общества является гедонизм. Гедонизм является некой этической установкой, при которой человек в качестве главных ценностей ставит получение удовольствия и наслаждения.
Молодёжь является ярко-выраженным носителем тех или иных ценностей современного общества. Если рассматривать молодёжь с точки зрения принадлежности к обществу потребления с разделением гедонистических ценностей, можно увидеть различные проблемные ситуации исходящие из существующего положения.
Возможно возникновение проблемной ситуации, когда сфера развлечений оказывает достаточно сильное влияние на молодёжь. В данном исследовании рассматривается ситуация, когда сфера развлечений оказывает большое влияние на учеников старшей школы. Такая ситуация чрезмерного влияния может вызвать различного рода и отклонения в учебной деятельности школьников, в их отношении к родителям, повлиять на их поведение со сверстниками, и на формирование мировоззрения в целом.
Проблемой исследования являются противоречия между формированием поведения ожидаемого от учеников старшей школы, и реальным поведением, формирующимся под влиянием сферы развлечений в обществе.
Эмпирическим объектом являются ученики одиннадцатых классов Гимназии школы №85, среднего возраста 16-17 лет. Доступность объекта обуславливается свободным доступом к ученикам данной школы, проведением с ними бесед, наблюдений, присутствия во время занятий и наличие других способов контактирования.
Предметом исследования является изучение влияния сферы развлечения на школьников, и выявление положительных и отрицательных отклонений в их поведении (социализации и усвоении принятых норм и ценностей). Так как нельзя утверждать характер влияние, и существование тех или иных отклонений, целью исследования является выявление характера такого влияние и проявление отклонений.
Возрастные характеристики объекта.
Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в Личности ребёнка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.
Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Юность - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.
Метод исследования.
В данном исследовании будут использоваться 2 метода.
Основной из них – метод неформализованного включённого наблюдения. В использовании данного метода некоторые преимущества: непосредственность, оперативность, получение целостного, разностороннего образа наблюдаемого явления, возможность избежать сопротивления изучаемой социальной группы. Однако есть некоторые недостатки этого метода. Главные из них это опасность влияния наблюдателя на естественный ход событий, угроза потери исследователем способности объективно оценивать ситуацию. Однако эти недостатки нужно стараться исключать, стараясь более объективно фиксировать происходящие события и исключая из них свою роль и жизненные принципы.
Роль наблюдателя в данном исследовании – «наблюдатель-участник» (наблюдаемые не знают о конкретных конечных целях исследователя, с течением времени привыкают к его присутствию, общаются с ним в качестве интервьюеров).
Используется дневник, в котором фиксируются различные характеристики присущие поведению участникам данного наблюдения.
Второй метод, используемый в исследовании – неформализованное интервью. Программа интервью минимально формализована, т.к. является небольшим дополнением к методу наблюдения, и проводится в качестве ненавязчивых бесед с объектом (школьниками 11 класса), и выделением некоторых важных характеристик со стороны интервьюера.
Теоретическая часть.
Данное исследование посвящено выяснению характера влияния сферы развлечений на школьников, на их социализацию, ценностно-нормативную систему.
Для этого главным теоретическим
понятием (ставшим в основу для
сравнения фиксируемых
Для того чтобы оценить влияние такого общества потребления на школьников, необходимо в первую очередь выделить критерии общества потребления:
-Шопинг (развлечение, заключающее в покупки товаров, соответствующих модным тенденциям).
-Интернет-общение, Интернет-
-Демонстрация социального
-Использование брендов (Известное имя потребляется в разы больше, чем менее известное. Это имеет отношение и к сфере развлечения – какое развлечение наиболее популярно в определённом коллективе, такое привлекает всё больше людей, не интересовавшихся им до этого).
В соответствие с нашим исследованием мы можем провести некоторые параллели, с концепцией Общества Потребления Жана Бодрийяра, и выделить конкретные критерии, которые будут использоваться для фиксирования в нашем наблюдении.
Критерии наблюдения:
Сферы развлечений:
-Кинотеатры
-Театры
-Музеи, выставки
-Шопинг
-Кафе, рестораны, бары
-Спортивные развлечения
-Прогулки (парки, улицы, и.т.д.)
-Ночные клубы
-Концертные программы, шоу
Конструктивные и деструктивные аспекты будут выявлены только после проведения наблюдения. Некоторые из них будут зафиксированы в вспомогательном втором этапе проведения интервью.
Конструктивные аспекты, которые могут являться результатом влияния сферы развлечений.
-заинтересованность творчеством (музыка, рисование, литература и.т.д.)
-накопление культурного опыта, навыков
-накопление
знаний (об историческом процессе,
и о других интересующих
-увеличение эмоциональной активности
-заинтересованность в продуктивной деятельности
Деструктивные аспекты, которые могут быть выявлены в результате влияния сфер развлечений на формирование личности
-курение
-алкоголизм
-наркомания
-ненормативная лексика
-нежелание выполнять продуктивную деятельность
-отсутствие стремлений к развитию
-желание нарастающего потребления продукции