Внеурочная работа как форма обучения обществознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Я думаю, многие со мной согласятся, что педагогический процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и школьников, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно - неурочных занятий.
Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты………………………………………………....5
1.1 Цели и задачи внеурочной деятельности ……………………………….....6
1.2 Внеурочная работа:………………………………………………………….6
1.3 Результативность и эффекты внеурочной деятельности………………….9
1.4 Формы внеурочной учебной деятельности по обществознанию……..…12

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….18
2.1 Роль учителя в организации внеурочной деятельности по истории и обществознанию…………………………………………………………………18
2.2 Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности …………………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………….……………………28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

     В этом проявляется роль  внеурочной деятельности обучающихся  в достижении планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.

1.4 Формы внеурочной учебной деятельности по обществознанию

 

Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам: 
по характеру основных педагогических целей (в плане доминирования цели): воспитательные, образовательные, развивающие, комбинированные; 
по направлению деятельности (в плане доминирования направления): мировоззренческие, трудовые, познавательные, этические, эстетические, культурно-развлекательные, физкультурно-оздоровительные; 
по количественному охвату школьников: массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы и т.п.); групповые (кружки, объединения, экскурсии и т.п.); индивидуальные (работа над моделью, творческие задания и т.п.); 
по временным показателям: едино разовые (вечера и т.п.); циклические (кружки и т.п.); комбинированные (экскурсии и т.п.); 
по характеру познавательной деятельности: творческие, репродуктивного плана, комбинированные; 
по отношению к учебной деятельности: по циклу учебных предметов; проводимые с опорой на содержание учебных дисциплин; опосредованно ориентированные на учебный материал; 
по циклам учебных предметов: физико-технические (включая черчение), естественнонаучные (химия, биология, математика и т.п.). гуманитарно-эстетические (русский язык, история, музыка, ИЗО и т.п.), спортивно-оздоровительные; 
по ведущим функциям учебного предмета: предметные научные знания (физика, химия, биология и др.); формирование способов деятельности (иностранный язык, трудовое обучение и др.); формирование отношений (музыка, ИЗО и др.); комбинированные (математика, русский язык, литература); 
по возрастным особенностям: для отдельных групп школьников (старшие, средние, младшие), для отдельных классов (параллелей), для смешанных групп школьников;  
по контингенту учащихся: с успешно обучающимися, со слабоуспевающими, комбинированные, комплексные; 
по характеру содержания: узкоспециализированные, широкопрофильные, комплексные; 
по характеру работы: практические, творческие, комбинированные. 
Данная классификация позволяет учителю творчески, с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету. 
Дадим характеристику некоторым наиболее распространенным формам внеурочной учебной деятельности. 
Экскурсия − это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций: 
реализуется принцип наглядности обучения; 
повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; 
расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве; 
играют значительную роль в профориентационной работе школы. 
По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др. 
Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности. Например, можно одновременно проводить экскурсию, связанную с изучением физики, химии и математики на стеклозаводе. Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при производстве стекла, химик — со способами получения химических смесей и химических веществ, математик касается использования на предприятиях научных знаний по своему предмету и т.д.  
Учитель должен тщательно готовиться к экскурсии. План подготовки включает такие пункты. 
Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей. 
Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии. 
Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала. 
Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины. 
Продумать методику проведения экскурсионного занятия. 
Спланировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения). 
Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести детей, как оценить их воспитанность и дисциплинированность. 
Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план. 
Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40-45 минут до 2-2,5 часов (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить лишь включившись в активную поисково- познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.  
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спец выпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Историко-литературные экскурсии, как правило, завершаются подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями. 
Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов программы, сверх программного материала, истории развития науки в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д. В отдельных школах создаются даже научные общества, объединяющие и координирующие всю кружковую работу, успешно организующие встречи школьников с творческой интеллигенцией, писателями, деятелями культуры и др. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей. 
Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода. Например, в 825-й школе г. Москвы проводятся тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов) «Робинзонада-86» для 4-7 классов. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию. 
Тематический вечер к юбилею Ломоносова − это экскурсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» − для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангельск-Холмогоры-Москва», в результате которой − выставки, отчеты и научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой − знания учащихся в какой-либо области науки. 
В настоящее время широко практикуется проектная деятельность. Проект − это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ школьного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).  
Обычно проект состоит из трех основных этапов:  
1-й − подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.  
2-й − собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.  
3-й − заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.  
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом школы в зависимости от решаемых задач.  
С VII классах можно использовать факультативные занятия. Целью организации факультативных занятий является расширение кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств. 
Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).  
Выбор факультатива производится школьниками свободно, в соответствии со своими интересами.

 

 

 

Глава 2.Практическая часть.

2.1 Роль учителя в организации внеурочной деятельности по                    истории и обществознанию

          Внеурочная деятельность предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности.

При подготовке внеклассного воспитательного мероприятия, педагогу необходимо руководствоваться следующими целями:

  • повышать интерес обучающихся к изучаемому предмету, так как это есть непременное условие улучшения качества обучения, а так же активизации познавательной деятельности;
  • формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
  • способствовать развитию индивидуальных способностей, инициативы обучающихся;
  • дать возможность обучающимся ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал;
  • формировать мировоззрение обучающихся, патриотические чувства, межэтническую толерантность, развивать творческие способности .

Во внеурочной деятельности очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно нести нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие по истории.

Осуществление тех или иных занятий с детьми от взрослого человека «требуют осознания его собственной готовности и возможности быть терпимым и проявлять стремление к кооперативности» . Психологические особенности возраста должны учитываться при распределении заданий и обязанностей. В любом возрасте остается еще достаточно большое число детей безразличных, скучающих, для которых обычные («стандартные») формы внеклассной работы неинтересны по сравнению с «подлинной» жизнью. Именно поэтому учителю необходимо тщательно продумывать формы и методы внеклассной работы, более тактично подавать их учащимся различного возраста, заинтересовывать их в конечном результате. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей. Стимулируя во внеклассной работе интерес к истории, учитель закладывает основы развития всесторонне развитой, творческой личности, так как появляется возможности учета индивидуальных особенностей и интересов школьников.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельность. Организация внеурочной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с детьми.

Сотрудничество, это не просто открытость и настроенность учителя на детей, это еще и способность через, определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество. К ним можно отнести увлеченность ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью; определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности; общие подходы к предстоящей деятельности; поиск вариантов оптимальных решений; совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и предложенных вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия учителя и учащихся как сотрудников, а не как ведущего и ведомых; уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемым в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения; организация творческого обмена идеями, способами работы, показ перспектив сотрудничества; диалогичность процесса обсуждения результатов совместного творческого процесса; обеспечение возможности самовыражения личности школьника в творчестве; целесообразная организация состязательности коллективного педагогического сотворчества.

Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимовлияние педагога и учащихся, так же как и учащихся, друг на друга. Но оно не осуществляется само собой. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый вариант, советует самим подумать, не скупится на оценочные характеристики типа «молодец», «оригинально» и т. п.- осуществляется подлинное взаимовлияние.

Своеобразие педагогического сотворчества педагога и школьников заключается еще и в том, что педагог должен организовать единство деятельностной и эмоциональной основ этого процесса. Сотворчество осуществляется в совместных действиях: учебных, познавательных, поисковых, конструкторских и других, в которых педагог выступает как консультант-наставник, организуя сотрудничество. Но сотворчество имеет выраженный эмоциональный характер, проявляющийся в сопереживании успеха или неуспеха деятельности, предвосхищая ее результатов и т. п. Разумеется, педагог должен стремиться обеспечить успех как важнейший фактор мотивации деятельности. Он должен стремиться к тому, чтобы ученик достигал успеха возможно чаще.

Логика педагогического воздействия на учеников в процессе организации внеурочной деятельности заключается, таким образом, в постановке задачи и процессе ее решения; определении системы методов педагогического воздействия, избранных для решения задачи; выборе системы коммуникативных задач, решение которых необходимо для реализации методики воздействия на детей; достижение педагогического воздействия.

Но мало только привлечь детей и включить их в определенную внеурочную деятельность. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.

Общественно-полезная направленность внеурочной деятельности по истории и обществознании требует такта от учителя, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением, которое способствует обеспечению удовлетворения личных интересов и склонностей учащихся. Такого рода деятельность осуществляется, чаще всего, через проведение небольших научных исследований, практическую постановку необходимых опытов и экспериментов и т.п. Организуя и осуществляя подобную деятельность нельзя навязывать школьникам те или иные направления деятельности без учета их инициативы. Особенно это важно учитывать в том случае, когда поставленные цели им близки и понятны, о которых у школьников имеется собственное представление.

В проведении внеурочной деятельности, ее успешном течении, огромна роль личности учителя, его интересы, эрудиция, работоспособность. Чем интереснее работа, которая им проводится, тем большее число учеников она привлекает. Возрастает роль активных форм и методов, которые позволяют организовывать и проводить широкий обмен мнениями, формировать определенные суждения, учат высказывать свою точку зрения, активно отстаивать свое мнение и осознавать свои ошибки. [ 8, с. 126]

2.2 Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

 

Информатизация образовательного процесса – приоритетное направление развития современного образования. Целенаправленное использование ИКТ позволяет достигать нового качества образования. Заниматься ИКТ заставляет отсутствие или недостаточное качество имеющихся цифровых образовательных ресурсов по обществознанию. В практической деятельности по организации учебного процесса на основе ИКТ использую следующие основные формы:

  • Составление мультимедиа презентаций
  • Электронное тестирование
  • Использование ресурсов сети Интернет
  • Подготовка и проведение бинарных уроков обществознания и информатики
  • Интеграция медиа образования в учебно-воспитательный процесс
  • Создание открытого электронного учебника на сайте Юргамышской средней школы

Свою деятельность по внедрению ИКТ в образовательном процессе я начал после прохождения курсов «Пользователь ПК» с составления и использования мультимедиа презентаций в программе MS Power Point. Мультимедиа презентации выполняют три важнейшие задачи:

  1. Создание визуального ряда, дополняющего речь учителя
  2. Представление содержания учебного материала в эстетической форме
  3. Рациональная организация учебной деятельности (дидактическая задача)

Мультимедиа презентации я использую при организации следующих форм работы с обучающимися:

  • Изучение нового материала
  • Проведение внеурочных мероприятий
  • Обобщение и систематизация знаний обучающихся

Однако учитель должен не просто уметь самостоятельно составлять и использовать презентации, но и обучить этому детей. Важно научить выбирать главное в учебном материале, работать с текстом, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, подбирать иллюстрации, выбирать цвет, фон, размер шрифта, применять эффекты анимации. Я разработал свою методику обучения составлению презентаций на уроках повторения, закрепления, обобщения материала. Деятельность обучающихся по созданию презентаций начинается с организации групповой работы. Класс разбивается на 4-6 групп в зависимости от содержания материала. В составе каждой группы обязательно есть уверенные и «продвинутые» пользователи ПК. Обучающимся первоначально предлагается на бумаге составить содержание презентации из 4-6 слайдов. Ребята должны быть подготовлены к подобной работе, поэтому составление презентаций предваряют уроки по формированию умений выделения главного в учебном материале, составлению опорных схем, конспектов. По согласованию с учителем информатики, до проведения урока обучающиеся повторяют теоретические вопросы составления мультимедиа презентаций на уроке информатики. После выполнения работы, каждая группа защищает свой «бумажный» проект с целью внесения корректив в содержание презентации. После этого один из обучающихся берется за составление презентации по эскизу группы. На следующем уроке готовые презентации повторно защищаются. Творческая деятельность обучающихся по самостоятельному составлению презентаций используется при организации внеурочных занятий. С 2005 года предлагаю обучающимся при изучении темы «Семья как малая группа» составить и защитить проект на тему «Счастливая семья». А с 2008 года провожу конференцию старшеклассников по этой теме с использованием лучших проектов. Важнейшей формой работы по использованию ИКТ являются бинарные уроки обществознания и информатики. Их основой является начальная профессиональная подготовка по специальности «Оператор ЭВМ» в рамках профильного обучения. Задача обучающихся: подготовка публичного выступления с использованием компьютерной техники (программ MS Power Point, MS Excel). Это позволяет развивать культуру речи, что связано с развитием важнейшей компетенции ученика. Роль учителя обществознания: помощь в поиске материала и оценка содержательной стороны выступления. Роль учителя информатики: помощь в составлении демонстрационных материалов, оценка их технической составляющей. Идея по созданию собственного электронного учебника получила развитие после прохождения дистанционных курсов московского ЦДО «Эйдос» (Сайт ЦДО "Эйдос)«Электронный учебник: педагогические основы разработки». Данные курсы позволили понять основные принципы составления электронного учебника:

Информация о работе Внеурочная работа как форма обучения обществознанию