Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:48, реферат
Сегодня социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от осознания учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования обоснованного иерархического корпуса научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В настоящее время в современной России формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы;
Введение…………………………………………………………….. ……3
1. Социальная педагогика как наука……………………………….4
2. История становления социальной педагогики как науки………15
Заключение ….…………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РТ
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
На тему: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ»
Работу выполнила:
студент заочного отделения
Группа:4531
Шарапова Л.Ф.
Работу проверила:
Рыбасова Ю.Ю.
Казань 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Социальная педагогика как наука………………………………. |
4 |
2. История становления социальной педагогики как науки……… |
15 |
Заключение ….…………………………………………… Список использованной литературы…………………………………. |
7 22 |
Введение
Воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без социальной педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью социальной педагогики передается опыт из поколения в поколение.
Сегодня социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от осознания учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования обоснованного иерархического корпуса научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В настоящее время в современной России формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы; выявляются различные направления научных исследований этой практики; предпринимаются активные попытки сформировать социальную педагогику как относительно самостоятельную научную дисциплину.
В настоящее время относительно четко определился круг ученых-исследователей, занимающихся проблемами социальной педагогики. Среди них: Бочарова В.Г., Липский И.А., Никитина Л.Е., Г.Н. Филонов, (Российская академия образования); Мудрик А.В. и Сластенин В.А., (Московский педагогический государственный университет); Жуков В.А., Мардахаев Л.В., Никитин В.А., Фирсов В.М. и др. (Московский государственный социальный университет) и другие.
1. Социальная педагогика как наука
Социальная педагогика – относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.
Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни.
Существуют
различные определения
Социальная педагогика, по мнению В.А. Никитина, - это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека. Результатом этого процесса является приобретение индивидом ориентации и поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, обеспечение соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает педагогические последствия влияния социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, а с другой стороны, разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления выявленных целей и задач социализации с учетом интересов индивида и его потребности в социальном самоопределении, самоутверждении и самоосуществлении. Она призвана также оказывать помощь отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в коррекции и реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли [11].
В.Д. Семенов рассматривает социальн
Бесспорно то, что социальная педагогика является отраслью педагогики, изучающей процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий. Это наука о закономерностях социального воспитания человека, о путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, о путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач.
Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации [7].
Сегодня выделяют социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества потому, что сейчас особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности.
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы [6]. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.
Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.
2. История становления социальной педагогики как науки
В процессе становления социально-педагогической теории и практики исследователи выделяют три этапа:1) начальный этап (по 18 век); 2) развитие ведущих направлений в социальной педагогике и развитие ее как науки (18 – 19 века); 3) социальная педагогика в период научной революции 20 века.
В 18-19 веках оформляются
ведущие направления в
В 19 веке, названном веком Просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются созидательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен быть всегда целью, а не средством развития в соответствии с ценностями свободы, равенства и братства. На этой почве активно развивается концепция свободного воспитания, идея «выведения» новой породы людей и преобразования на этой основе общества.
В эпоху Просвещения в теоретическом разуме утвердилось представление о всесилии интеллекта, познающего законы мира и переустраивающего его на рациональной основе, на основе достижений научно-технического прогресса. Пристальное внимание к педагогической проблематике объяснялось в 18 веке верой в возможность преобразования общества в соответствии с умопостигаемой природой человека, посредством просвещения народа, «выращивания новой породы людей», способной организовать социальную жизнь на началах разума и справедливости. Это предполагало обоснование идеи воспитуемости человека, поиск практических путей реализации просветительных замыслов [12].
В эпоху Просвещения
широкое распространение
Во взглядах Клода Адриана Гельвеция (1715 – 1771) можно выделить четыре основных идеи: врожденное равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; политическая система как определяющее начало воспитания.
Он обратился к новому философскому и социально-педагогическому вопросу – о факторах формирования человека. Как и Джонн Локк, он отрицал врожденность идей. Нет врожденных идей и страстей, говорил он, врожденной является лишь простейшая физическая чувствительность; человек от рождения ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр, он только невежественен и невоспитан. Следовательно, утверждал Клод Адриан Гельвеций, человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания и по своей сути является продуктом всех общественных условий. Среди последних важное место занимает форма правления, определяющая «характер и дух народа» и воспитание, которое «может все».
Существующее воспитание никуда не годно, утверждал Клод Адриан Гельвеций, оно не имеет ясной цели, твердых основ и исходит только из моды. Истинной целью воспитания он считал формирование у человека глубокого понимания единства личного и общественного блага. Тогда сердца граждан раскроются для гуманности, а ум для знаний и появится поколение истинно новых людей-патриотов [4].
Его идеи, обличающие деспотизм, реакционное духовенство, обосновывающие новые идеи воспитания, единство личностных и общественных интересов, содержание светского образования, были с одобрением восприняты сторонниками революции во Франции и многими радикальными педагогами-просветителями в других странах [3].
Жан-Жак Руссо (1712-1778), в отличие от идеологов Просвещения, отказался видеть прямую зависимость развития нравственности и гражданственности от прогресса наук и искусств. Он уловил и отразил в своем творчестве ту опасность, которую несла в себе грядущая индустриальная цивилизация, обезличивающая человека и превращающая его в «винтик» производственной и государственной машины. Содержание того идеала «природы», который Руссо противопоставил всей культуре вообще, составляла свободная и цельная личность. Реализацию своего идеала Руссо связывал с необходимостью «естественного воспитания». Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Воспитатель, осуществляя педагогические функции, не должен навязывать свою волю ребенку; он может лишь способствовать естественному росту ребенка, создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет самостоятельно накапливать жизненный опыт, обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою «добрую природу». В концепции Руссо, обстоятельно изложенной им в романе «Эмиль, или о Воспитании», содержались практически все основные идеи, присущие педагогике свободного воспитания. Этой концепцией со всей остротой ставился не только вопрос о поисках принципиально новых путей и способов педагогической организации развития человека, но и проблему личной ответственности человека за свои дела и поступки.
Информация о работе Возникновение социальная психологии как наука