Возникновение социальная психологии как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:48, реферат

Краткое описание

Сегодня социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от осознания учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования обоснованного иерархического корпуса научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В настоящее время в современной России формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы;

Содержание

Введение…………………………………………………………….. ……3
1. Социальная педагогика как наука……………………………….4
2. История становления социальной педагогики как науки………15
Заключение ….…………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

соц пед реф.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РТ

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ»

 Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и педагогической психологии

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

На тему: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ»

 

 

 

Работу  выполнила:

студент заочного отделения

Группа:4531

Шарапова Л.Ф.

Работу проверила:

Рыбасова  Ю.Ю.

 

 

Казань 2012

 

 

Содержание

   

Введение…………………………………………………………….. ……

3

1. Социальная педагогика как наука……………………………….

4

2. История становления социальной педагогики как науки………

15

Заключение ….…………………………………………………………...

Список  использованной литературы………………………………….

7

22

   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без социальной педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью социальной педагогики передается опыт из поколения в поколение.

Сегодня социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от осознания учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования обоснованного иерархического корпуса научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В настоящее время в современной России формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы; выявляются различные направления научных исследований этой практики; предпринимаются активные попытки сформировать социальную педагогику как относительно самостоятельную научную дисциплину. 

 В настоящее время относительно четко определился круг ученых-исследователей, занимающихся проблемами социальной педагогики. Среди них: Бочарова В.Г., Липский И.А., Никитина Л.Е., Г.Н. Филонов, (Российская академия образования); Мудрик А.В. и Сластенин В.А., (Московский педагогический государственный университет); Жуков В.А., Мардахаев Л.В., Никитин В.А., Фирсов В.М. и др. (Московский государственный социальный университет) и другие.

 

 

 

 

 

 1. Социальная педагогика как наука

Социальная  педагогика – относительно молодая  наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.

Социальная  педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни.

Существуют  различные определения социальной педагогики. С точки зрения А.В. Басова, социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды [7]. А.В. Мудрик определяет социальную педагогику как отрасль педагогики, исследующую социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) [6].

Социальная педагогика, по мнению В.А. Никитина, - это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека. Результатом этого процесса является приобретение индивидом ориентации и поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, обеспечение соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает педагогические последствия влияния социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, а с другой стороны, разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления выявленных целей и задач социализации с учетом интересов индивида и его потребности в социальном самоопределении, самоутверждении и самоосуществлении. Она призвана также оказывать помощь отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в коррекции и реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли [11].

В.Д. Семенов рассматривает социальную педагогику (или педагогику среды) в качестве научной дисциплины, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания [9].

Бесспорно то, что социальная педагогика является отраслью педагогики, изучающей процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий. Это наука о закономерностях социального воспитания человека, о путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, о путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач.

Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации [7].

Сегодня выделяют социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества потому, что сейчас особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности.

Социальная  педагогика опирается на историю  педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы [6]. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.

Социальная  педагогика вступает в междисциплинарные  контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

Общественный  смысл социальной педагогики состоит  в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. История становления социальной педагогики как науки

В процессе становления  социально-педагогической теории и  практики исследователи выделяют три  этапа:1) начальный этап (по 18 век); 2) развитие ведущих направлений в  социальной педагогике и развитие ее как науки (18 – 19 века); 3) социальная педагогика в период научной революции  20 века.

В 18-19 веках оформляются  ведущие направления в социальной педагогике, происходит ее становление  как науки. На оформление этих направлений  повлияли, прежде всего – серьезнейшие  социальные  изменения,  накопившиеся  ко  второй  половине 18 века. Их «прорыв» привел к революциям, реформам, а, в конечном счете – к смене общественного строя. В передовых странах мира утвердился капитализм с его рыночными отношениями и новым буржуазным правом. В 19 веке социальные преобразования ускоряют экономическое развитие,  появляются  новые  техники  и  технологии,  а  значит  потребность  в специалистах. 

В 19 веке,  названном  веком  Просвещения,  в  сознании  общества утверждается  мысль  о  том, что  обучение  и  воспитание  являются созидательно-преобразующим  фактором  развития  общества,  а  человек  должен быть всегда целью, а не средством развития в соответствии с ценностями свободы, равенства и братства. На этой почве активно развивается концепция свободного воспитания, идея «выведения» новой породы людей и преобразования на этой основе общества. 

В  эпоху  Просвещения  в  теоретическом  разуме  утвердилось  представление  о всесилии интеллекта, познающего законы мира и переустраивающего  его на  рациональной  основе,  на  основе  достижений  научно-технического прогресса. Пристальное внимание к педагогической проблематике объяснялось в 18 веке верой в возможность преобразования общества в соответствии с умопостигаемой природой человека, посредством просвещения народа, «выращивания новой породы людей», способной организовать  социальную  жизнь на  началах разума  и справедливости.  Это предполагало обоснование идеи воспитуемости человека, поиск практических путей реализации просветительных замыслов [12]. 

В эпоху Просвещения  широкое распространение получили идеи Джона Локка (1632-1704) о всесилии воспитания. Не отрицая роли наследственности, Локк утверждал, что «врожденных идей» нет, а душа ребенка - это «чистая доска». Мы начинаем мыслить с того момента, как ощущение доставляет нам необходимый материал для этого. Не являются врожденными и нравственные качества. Как и знания, они результат определенных жизненных обстоятельств и, главным образом, воспитания. Благодаря последнему, по Джону Локку, 9 человек из 10 становятся «тем, что они есть». Причем в системе «воспитание - образование» предпочтение отдавал воспитанию, формированию характера [3].

Во взглядах Клода  Адриана  Гельвеция (1715 – 1771) можно выделить четыре основных идеи: врожденное равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; политическая система как определяющее начало воспитания.

Он обратился  к новому философскому и социально-педагогическому вопросу – о факторах формирования человека. Как и Джонн Локк, он отрицал врожденность идей. Нет врожденных идей и страстей, говорил он, врожденной является лишь простейшая физическая чувствительность; человек от рождения ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр, он только невежественен и невоспитан. Следовательно, утверждал Клод Адриан Гельвеций, человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания и по своей сути является продуктом всех общественных условий. Среди последних важное место занимает форма правления, определяющая «характер и дух народа» и воспитание, которое «может все».

Существующее  воспитание никуда не годно, утверждал  Клод Адриан  Гельвеций, оно не имеет ясной цели, твердых основ и исходит только из моды. Истинной целью воспитания он считал формирование у человека глубокого понимания единства личного и общественного блага. Тогда сердца граждан раскроются для гуманности, а ум для знаний и появится поколение истинно новых людей-патриотов [4].

Его идеи, обличающие деспотизм, реакционное духовенство, обосновывающие новые идеи воспитания, единство личностных и общественных интересов, содержание светского образования, были с одобрением восприняты сторонниками революции во Франции и многими радикальными педагогами-просветителями в других странах [3].

Жан-Жак Руссо (1712-1778), в отличие от идеологов  Просвещения, отказался видеть прямую зависимость развития нравственности и гражданственности от прогресса  наук и искусств. Он уловил и отразил  в своем творчестве ту опасность, которую несла в себе грядущая индустриальная цивилизация, обезличивающая человека и превращающая его в «винтик» производственной и государственной машины. Содержание того идеала «природы», который Руссо противопоставил всей культуре вообще, составляла свободная и цельная личность. Реализацию своего идеала Руссо связывал с необходимостью «естественного  воспитания». Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Воспитатель,  осуществляя педагогические  функции,  не  должен  навязывать  свою  волю  ребенку;  он может лишь способствовать естественному росту ребенка, создавать условия  для  его  развития,  организовывать  ту  воспитывающую  и  обучающую среду, в которой ребенок сможет самостоятельно накапливать жизненный опыт, обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою «добрую природу».  В  концепции  Руссо,  обстоятельно  изложенной  им  в  романе «Эмиль, или о Воспитании», содержались практически все основные идеи, присущие  педагогике  свободного  воспитания.  Этой  концепцией  со  всей остротой ставился не только вопрос о поисках принципиально новых путей и способов педагогической организации развития человека, но и проблему личной ответственности человека за свои дела и поступки.

Информация о работе Возникновение социальная психологии как наука