Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:34, реферат
До настоящего времени уделялось внимание изучению потребительских предпочтений как статичного явления, различных только у разных потребительских групп, не изменяющихся в течение жизни. Мы предлагаем рассмотреть их в возрастной динамике. Основным коррелятом потребительских предпочтений считался экономический фактор. Личностные, социально-психологические факторы исследователями игнорировались. Подчеркнем, что потребительские предпочтения имеют психологическое, внутреннее, а не маркетинговое, социальное содержание.
ЗНАЧИМОСТЬ ВОЗРАСТА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ ПОВЕДЕНИИ
До настоящего времени уделялось внимание изучению потребительских предпочтений как статичного явления, различных только у разных потребительских групп, не изменяющихся в течение жизни. Мы предлагаем рассмотреть их в возрастной динамике. Основным коррелятом потребительских предпочтений считался экономический фактор. Личностные, социально-психологические факторы исследователями игнорировались. Подчеркнем, что потребительские предпочтения имеют психологическое, внутреннее, а не маркетинговое, социальное содержание.
Иррациональность
“экономического человека”, становится
тем очевиднее, чем больше экономист,
маркетолог сталкивается с возрастными
особенностями потребителей. Для
понимания природы возрастных изменений
в потребительских
Влияние возраста на потребление и потребительские предпочтения – вопрос весьма неоднозначный. Многие ученые считают возраст одним из ведущих факторов развития предпочтений. Так, к примеру, в американской науке «Поведение Потребителей» (D.Hawkins, J. Engel, R. Best, K. Coney, J. Moven, H. Berkman и др.) возраст относится к значимым, но не ведущим факторам, влияющим на ПП и потребление. В маркетинге, вслед за Ф. Котлером, возраст считают весьма значимым, и относят его к группе личностных (персональных) факторов. Тайваньские ученые Хо-Ши Ли и соавторы сделали вывод, социально-демографические факторы (пол, возраст, социальное положение) имеют самое существенное влияние на ПП; а воздействие цены, дохода и количества товара – незначительно, поскольку они включены в традиционные экономические модели. Они подчеркивают, что доход влияет на выбор товара, но не на предпочтения. Дина Борзековски, У. Стефан в независимых исследованиях выявили существенную разницу не только в самих предпочтениях детей и взрослых, но и в атрибутах предпочтений, их диапазоне (у детей он существенно уже) и скорости их формирования (у детей они формируются быстрее). Л. Саймон-Русиновиц и Махони считают, что «большой интерес представляют характеристики человека, оказывающие влияние на предпочтения, типа возраста, пола, расовых/этнических групп».
Другая группа ученых
не выделяет возраст в качестве ведущего
фактора потребления и
Изучались особенности потребления и ПП и в конкретных возрастах. Так, исследовалось потребление дошкольников, младших школьников (Macklin,1994 и Gregan-Paxton, 1995), подростков (Pechmann и Ratneshwar 1994), молодых потребителей (Peracchio 1993; Macklin, 1994, 1996). Геронтологических исследований потребления еще недостаточно (Tepper, 1994, 1993; Holbrook и Schindler 1994). Основной акцент делается здесь на «ностальгическое предпочтение» у пожилых потребителей. Подчеркивается, что важным фактором потребления является психический, а не хронологический возраст. (Auken, 1995).
Итак, проанализировав данные западных психологов, экономистов и маркетологов, мы резюмируем: данные о влиянии возраста на потребительские предпочтения и потребление весьма противоречивы. Экономисты и маркетологи не выделяют возраст в качестве ведущего фактора изменения ПП, но и не относят его к совершенно незначимым. Они просто его не рассматривают. Среди психологов мнения различны: одни относят его к ведущим факторам, другие – к второстепенным. Но большинство психологов отмечает его значимость.
Изучение возрастной
изменчивости ПП как интрапсихической
основы потребления существенно
расширяет возможности их практического
изучения: маркетологам не требуется
каждый раз заново «изобретать велосипед»,
исследуя возрастные особенности предпочтений
в конкретном товаре. Обладая знаниями
о возрастной специфике ПП, можно
выстраивать систему
По результатам проведенного исследования, направленного на изучение трех групп товаров/услуг, мы постулируем: возрастная изменчивость потребительских предпочтений и возрастная изменчивость психологических свойств ПП существует.
Таблица 9
Стадии в возрастной динамике потребительских предпочтений
Стадия |
Название стадии |
Период |
0 стадия |
период отсутствия потребительских предпочтений |
с рождения до 2 лет 11 мес. |
1стадия |
зарождение и формирование
игровых потребительских |
3 – 7 лет |
2 стадия |
зарождение личностных потребительских предпочтений |
7-12 лет |
3 стадия |
формирование потребительских предпочтений |
12 –17лет |
4 стадия |
развитие потребительских предпочтений |
17-23 года |
5 стадия |
фиксация потребительских предпочтений |
23-45 лет |
6 стадия |
редукция предпочтений |
45-65 лет |
7 стадия |
ригидность потребительских предпочтений |
65 лет и старше |
0 стадия (с рождения
до 3 лет) — период
отсутствия потребительских предпочтений. Психика в этот период
только возникает. Ребёнок лишь начинает
включаться в социальные операции и не
может формировать постоянные отношения.
Поэтому невозможно для него и существование
ПП. Вместе с тем, под влиянием родителей
появляются индивидуальные особенности
потребления: в определенном виде еды
и одежды, в игрушках и других аттракционных
предметах. Их нельзя назвать предпочтениями,
поскольку они отражают не отношение ребёнка
к миру, а отношение родителей к ребёнку.
Между тем, если во взаимодействии с конкретным
предметом при удовлетворении конкретной
потребности формируется определённая
модель поведения (привычка), она может
осуществляться в дальнейшем без изменений.
Внешне такая привычка (как гласит народная
поговорка — «вторая натура») может выглядеть
как предпочтение (родители часто говорят:
«Мой ребёнок любит то-то и то-то»). Однако
такое привычное поведение не выражает отношения человека
к миру. Человек не выбирает некоторое
поведение из ряда возможных.
Он осуществляет единственно возмо
1стадия (3 – 7 лет) – зарождение игровых потребительских предпочтений.
Игровой характер предпочтений
ярко проявляется в «диссоциации»
отношения к покупке и
Определяющую роль
в формировании отношений играют
родители («родительская группа»
— она может включать бабушек-дедушек,
сестёр-братьев и даже посторонних
людей). Они, как правило, в явном
виде указывают на способ совершения
действия, в котором участвует
ребёнок («делай то-то и так-то»). Он,
в свою очередь, усваивает способ
действия в виде конкретной поведенческой
модели. Большое значение имеет позитивное
отношение родителей к
В пятилетнем возрасте
начинается активное фантазирование ребёнка.
Снижается значение эмоций родителей
как источника отношения к
тому или иному поведению. Позитивное
эмоциональное отношение
С возрастом фантазирование
замещается другими процессами, и
количество «идеальных предпочтений»
постепенно уменьшается. Вместе с тем,
сам процесс «генерации»
На первой стадии центральными атрибутами, выступающими в качестве материала для реконструкции, являются яркий цвет и дифференцированная форма (например, в одежде — вышивка, орнаментация, аппликация и даже красота этикетки, в книгах — яркость и красочность картинок и обложки). Другие атрибуты ребёнок «замечает» гораздо меньше. По мере развития совокупность атрибутов постепенно расширяется.
2 стадия (7-12 лет) — зарождение личностных потребительских
предпочтений. На второй стадии ребёнок
начинает включаться в реальные социальные
операции, осваивать поведение, решающее
реальные социальные задачи (вне родительской
группы). Он по-прежнему лишь интериоризует
такое поведение, однако, теперь для него
появляется социальная оценка (в первую
очередь — школьная отметка), выполняющая
функцию определения социальной эффективности
того или иного поведения. Если раньше
«что такое «хорошо» и что такое «плохо»»
для него целиком определяла эмоция родителей,
то на новой стадии для него появляются
содержательные оценки, соотносящие результаты
его поведения с некоторыми социальными
стандартами и поддающиеся объективации.
В этом процессе возникают реальные установки,
определяющие реальное социальное поведение
(не игровое). Содержание установок полностью
определяется родительской группой, но
они уже не просто выражают её установки,
а отражают их.
Это уже собственные, личностные устано
После семилетнего возраста ребёнок начинает самостоятельно осуществлять выбор, в том числе — потребительский. Фактически выбор всегда совпадает с родительским, а вот ПП могут соотноситься с родительскими по-разному.
У двух третей выборки ПП соответствуют родительским. Причём, если у половины из этих испытуемых предпочтения совпадают как с выбором, так и с родительскими ПП, то у другой половины предпочтения противоположны выбору, хотя и совпадают с родительскими. Это, в свою очередь, определяется тем, могут ли родители реализовать свои собственные предпочтения. У первых испытуемых родители могут себе это позволить, у вторых — нет. Для половины из оставшихся испытуемых можно говорить об угнетающем влиянии родителей на формирование собственных предпочтений. Например, в товарной сфере «одежда» им нравится далеко не всё из того, что они носят, но никаких дополнительных предпочтений у них нет. Здесь проявляется, по-видимому, тот конфликт, на который мы указывали выше: противоречие между эмоциональным отношением родителей к некоторому поведению и требованием его осуществлять к ребёнку. Для оставшейся части испытуемых можно говорить о «застревании» на предыдущей стадии. Они продолжают лишь выражать установки родителей, не формируя своих.
На этом этапе сохраняется несовпадение «реальных» и «идеальных» предпочтений. Однако источником идеальных предпочтений становится не только (а со временем — и не столько) реконструкция родительских атрибутов и образов, но и подражание сверстникам. Так возникает феномен «моды». Пока эта мода затрагивает лишь аффективную сферу, детям «активно нравится» то, что есть у сверстников, но они по-прежнему не прилагают активности для создания возможности соответствующего потребления. Динамика потребительских предпочтений в этот период велика в силу ситуативности и неполной их сформированности.
Важными атрибутами в этом возрасте являются внешние характеристики: упаковка, цвет, отделка. Появляется в качестве атрибута видообразующий ингредиент. Для многих товаров важнейшим атрибутом является торговая марка. Например, джинсы «Глория-Джинс» для ребенка этого возраста — больше, чем просто джинсы, кукла «Барби» — важнее, чем просто кукла, даже лучшая по качеству и более нарядная.
Обобщая результаты, полученные для младших школьников, можно констатировать, что их предпочтения в существенной мере определяются родительскими. Сами они практически лишены возможности влиять на выбор того, что они используют (кроме товаров для игр), но для большинства это не представляет проблемы.