Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:44, реферат
Ранний и дошкольный периоды детства относятся к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования физических и психических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Особенностью периодов от рождения до поступления в школу является обеспечение уровня общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.
Л. А. Головчиц
Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание
и обучение дошкольников с нарушениями
слуха
Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
Ранний и дошкольный периоды
детства относятся к возрасту наиболее
стремительного развития человека, первоначального
формирования физических и психических
его качеств, необходимых в течение всей
последующей жизни, складывания свойств
и особенностей, определяющих его индивидуальное
личностное развитие. Особенностью периодов
от рождения до поступления в школу является
обеспечение уровня общего психического
развития ребенка, что в дальнейшем будет
служить основой для приобретения знаний
в различных областях жизни.
Дошкольное детство является первым этапом
становления личности, в частности периодом
формирования основ личностной культуры,
соответствующей общечеловеческим духовным
ценностям. Формирование базиса личностной
культуры связано с ориентированием в
предметном мире, явлениях природы, формированием
представлений о явлениях общественной
жизни и отношениях между людьми, приобщением
к ценностям нравственного и этического
порядков. Психологические новообразования,
развивающиеся к концу дошкольного возраста,
являются фундаментом для формирования
учебной деятельности в школьном возрасте.
Понимание закономерностей психического
развития слышащего ребенка имеет важное
значение для определения содержания
коррекционно-развивающей работы и выбора
педагогических стратегий воспитания
и обучения детей раннего и дошкольного
возраста с нарушениями слуха. Принципиальное
значение имеет положение Л. С. Выготского
об общих закономерностях психического
развития детей – слышащих и с нарушениями
слуха. Он отмечал, что «к глухонемому
ребенку, с точки зрения психологической
и педагогической, должно и можно подходить
с той же мерой, что и к нормальному» (1983,
т. 5, с. 53). Рассмотрение особенностей психического
развития нормально слышащего ребенка
в первые семь лет жизни позволяет выявить
возрастные закономерности развития ребенка
с пониженным слухом, а также определить
те особенности психического развития,
наличие которых связано с отсутствием
или нарушением слуха.
В течение первых семи лет жизни ребенок
проживает три основных периода развития
– младенческий, ранний и дошкольный.
Каждый из них имеет свое особое значение,
так как создаваемые им уникальные условия
не повторятся. Эти периоды неравнозначны
по числу входящих в них лет. Полноценное
протекание каждого из них создает условия
для перехода к последующему периоду.
Рассмотрение трех первых периодов жизни
ребенка целесообразно соотнести с прослеживанием
закономерностей психического развития
и периодизацией детского развития. Периоды
и стадии детского развития определяются
их содержанием. «Психологический возраст»
– это относительно замкнутый цикл развития
ребенка, имеющий свои структуру и динамику
(Л. С. Выготский). Д. Б. Эльконин (1989) предложил
рассматривать каждый психологический
возраст на основе следующих показателей:
– социальная ситуация развития или та
конкретная форма отношений, в которые
вступает ребенок со взрослыми в данный
период;
– основной, или ведущий, тип деятельности
в этот период;
– основные психологические новообразования
(в каждом периоде они могут существовать
от отдельных психических процессов до
свойств личности);
– кризис развития – переломный момент,
отделяющий один период развития от другого
и заключающийся в перестройке системы
отношений между ребенком и взрослым.
Период младенчества
– первый год жизни ребенка, характеризующийся
наиболее высоким темпом развития. В этот
период интенсивно развиваются сенсорные
системы: зрение, слух, тактильная чувствительность.
Формируются элементарные формы будущих
ориентировочных реакций: сосредоточение,
слежение, круговые движения. Первое организованное
и целенаправленное действие младенца
– это акт хватания. На основе схватывания
и удержания предметов развивается манипулятивная
деятельность. Манипуляции ребенка с предметом
постепенно приобретают характер предметных
действий, которые обеспечивают начальные
формы предметного восприятия и ориентирования
на некоторые свойства предметов.
Социальная ситуация младенческого возраста
характеризуется неразрывным единством ребенка
и взрослого, так как жизнь и деятельность
младенца являются частью жизни ухаживающего
за ним взрослого. Первая потребность,
которая формируется у ребенка, – потребность
в другом человеке. Социальная ситуация
общей жизни ребенка и матери приводит
к формированию основного типа деятельности
ребенка на первом году – непосредственно-эмоциональному
общению со взрослыми, которое имеет
огромное значение для дальнейшего психического
развития малыша. «Если оно своевременно
не обеспечено, то все дальнейшее развитие
ребенка идет медленно и ненормально»
(Д. Б. Эльконин, 1989, с. 46).
В течение первого года жизни ребенок
овладевает прямостоянием, а к концу –
и ходьбой, что существенно влияет на его
отношения с окружающим миром. Овладение
ходьбой знаменует важный этап в развитии
ребенка первого года жизни и служит важнейшим
новообразованием младенческого возраста.
В акте ходьбы ценно не только то, что ребенок
начинает познавать пространство вокруг
себя, но и то, что он отделяется от взрослого.
Помощь взрослого, совместные действия,
направленные прежде всего на предмет
и познание его свойств, приводят к формированию
нового типа деятельности – предметной,
связанной с усвоением общественно выработанных
способов действий с предметами. Переход
от младенчества к раннему детству связан
с овладением новыми и новыми действиями
с предметами и знаменует переход к предметной
деятельности, ведущей на протяжении следующих
лет.
Общение со взрослым стимулирует формирование
предпосылок к овладению речью: более
активное гуление и лепет, появление первых
слов, которые первоначально ситуативны
и многозначны, лишены постоянных значений,
тесно связаны с указательными жестами.
Начальное понимание обращенной речи,
подражание речи взрослых, возникновение
самостоятельных слов вплетается в предметную
ситуацию. Появление автономной ситуативной
речи, понятной лишь матери и узкому кругу
близких, – одно из новообразований младенческого
возраста.
В младенческом возрасте формируется
чувство доверия к окружающим взрослым,
складываются предпосылки для дальнейшего
личностного развития ребенка.
Ранний возраст
– от года до трех лет. Это период активного
познавательного, социального и эмоционального
развития ребенка.
Социальная ситуация раннего возраста
опосредована предметным миром и складывается
следующим образом: ребенок – предмет
– взрослый. На втором году жизни происходит
активное формирование предметных действий,
основанных на усвоении функций предметов,
исторически закрепленных в опыте человека.
Ведущей для этого периода является орудийно-предметная
деятельность, направленная на овладение
общественно выработанными способами
действий с предметами, которые ребенок
может освоить через совместные со взрослым
манипуляции. При выполнении предметных
действий у ребенка возникает необходимость
ориентироваться на свойства предметов
и их отношения с другими предметами. Способами
сопоставления предметов с применением
внешних приемов (накладывания, примеривания
и др.) ребенок вначале овладевает с помощью
взрослых. Внешние приемы являются основой
формирования восприятия, когда свойства
начинают выступать в качестве постоянных
признаков предмета, а с ними связаны способы
выполнения практических действий. Становление
предметного действия происходит путем
перехода действия совместного в разделенное,
а затем и в самостоятельное. Развитие
восприятия обусловливает интенсивное
накопление представлений, которые в последующем
становятся основой образных форм познания.
Ранний возраст – период формирования
основных компонентов мышления. Ребенок
обретает возможность осуществлять решение
практических задач, учитывая свойства
предметов и возможности воздействия
одного предмета на другой.
В начале второго года жизни малыш усваивает
орудийные действия: овладевает простейшими
орудиями – ложкой, совочком и др., что
требует установления связей между объектом
и орудием, благодаря которой происходит
достижение цели действия. Наглядно-действенное
мышление тесно связано с развитием восприятия,
действиями с предметами и установлением
связи между ними. Внешние пробы постепенно
сменяются решением задач во внутреннем
плане, на основе оперирования образами,
что стимулирует развитие наглядно-образного
мышления.
Развитие всех психических процессов
в раннем возрасте тесно связано с формированием
речи. Малыш от ситуативного употребления
слова переходит к овладению значением
на уровне предметной отнесенности. Многократно
употребляя слово в разных ситуациях,
ребенок овладевает его обобщенным значением.
Первоначально ребенок овладевает речью
в большей степени в плане ее понимания,
а затем – активного пользования. Резкий
скачок в развитии словаря происходит
на втором году жизни в результате практического
овладения языком в совместной деятельности
со взрослым. Овладение синтаксическим
строем языка связано с развитием и ориентированием
ребенка в фонематической системе, с практическим
постижением грамматической структуры
языка. По мнению А. Н. Гвоздева, к концу
раннего возраста ребенок овладевает
почти всеми синтаксическими конструкциями,
которые есть в языке. Это происходит благодаря
общению ребенка со взрослыми в процессе
активной предметной деятельности.
В начале раннего возраста ребенок слит
с ситуацией и со взрослыми. К концу этого
периода возникает тенденция к самостоятельной
деятельности, связанной с осознанием
собственных желаний, не всегда совпадающих
с требованиями взрослых, возрастанием
возможностей выполнять разнообразные
действия без помощи взрослых. Основное
новообразование этого периода – возникновение зачатков
самосознания, появление у ребенка своего
«Я», следствием чего становится распад
прежней социальной ситуации. Кризис трех
лет связан с ломкой взаимоотношений,
существовавших до сих пор между ребенком
и взрослым. Основное проявление кризиса
– требование самостоятельности, противопоставление
своих желаний и требований желаниям и
требованиям взрослых.
Дошкольный возраст
связан прежде всего с установлением ребенком
отношений с миром взрослых. Социальная
ситуация развития заключается в том,
что ребенок выходит за пределы семьи
и вступает в отношения
с миром взрослых людей. Этот мир, в
котором ребенок хочет занять свое место
среди взрослых и с которыми он хочет взаимодействовать,
может существовать в идеальной форме.
Разрыв между реальным уровнем развития
и идеальной формой, с которой ребенок
взаимодействует, очень велик. Деятельностью,
в которой возможно смоделировать желаемые
ребенком отношения со взрослыми, является сюжетно-ролевая
игра. Игра – особая форма отражения
действительности путем ее моделирования
и воспроизведения – является ведущей
формой деятельности ребенка дошкольного
возраста. Игра относится к символико-моделирующему
типу деятельности, так как благодаря
переносу значений у ребенка возникает
возможность отвлечься от операциональной
деятельности и воспроизвести смысловую
ее сторону, систему отношений. Игра дает
возможности ориентации во внешнем, зримом
мире больше, чем любая другая деятельность.
Игра сензитивна к сфере человеческих
отношений, в ней воссоздаются нормы и
способы взаимоотношений между людьми.
Будучи важным средством овладения символизацией
мышления, игра в то же время является
«школой произвольного поведения». Эти
два важных аспекта психического развития
ребенка формируются благодаря и другим
видам деятельности, к которым относятся
изобразительная и конструктивная, элементарный
труд. В продуктивной деятельности (рисование,
лепка, конструирование, ручной труд) происходит
моделирование окружающей действительности,
абстрагирование тех свойств, которые
могут быть вычленены с помощью используемого
материала.
Активное усвоение ребенком способов
практической и познавательной деятельности
играет существенную роль в формировании
мышления. Переход от наглядно-действенного
к наглядно-образному и словесному мышлению
связан с изменением характера ориентировочно-
Дошкольный период – один из важных периодов
развития личности. В этом возрасте формируется
соподчинение мотивов, обдуманные действия
начинают преобладать над импульсивными.
Личностное развитие также обусловлено
усвоением первичных этических норм и
правил, идеалов и норм общественной жизни.
Стремление управлять своим поведением
и поступками связано с произвольностью
поведения, то есть его опосредованием
определенными представлениями. К концу
дошкольного возраста у ребенка возникают
элементы самооценки и самосознания, осознание
своего ограниченного места в системе
отношений со взрослыми. Повышается критическое
отношение к своим возможностям, он начинает
понимать, что не все может, стремится
осознать свои личностные качества. Возникновение
личностного сознания лежит в основе кризиса
семи лет, с которым связано возникновение
новой внутренней жизни и переживаний
ребенка.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие показатели положены
в основу возрастной периодизации детского
развития по Д. Б. Эльконину?
2. Назовите социальные ситуации, в которых
оказывается ребенок младенческого, раннего
и дошкольного возраста.
3. Какие ведущие виды деятельности характерны
для детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста?
4. В краткой форме охарактеризуйте основные
психологические новообразования младенческого,
раннего и дошкольного периодов детства.
5. С чем связано возникновение кризисов
в развитии ребенка? В чем заключается
их психологическая основа?
Литература
Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной)
психологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. –
Т. 4.
Выготский Л. С.
Основные проблемы дефектологии // Собр.
соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное
образование в России: Сб. действующих
нормативно-правовых документов и научно-методических
материалов. – М., 1996.
Мастюкова Е. М.
Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный
возраст. – М., 1997.
Обухова Л. Ф.
Возрастная психология. – М., 1996.
Основы дошкольной педагогики / Под ред.
А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1980.
Смирнова Е. О.
Психология ребенка (от рождения до семи
лет). – М., 1997.
Эльконин Д. Б.
Природа детства и его периодизация //
Избр. психологические труды. – М., 1989.
Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
§ 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
Сурдопедагогика (от лат. «surdus»
– глухой) – педагогическая наука (раздел
специальной педагогики) о развитии, воспитании
и обучении детей и взрослых с нарушениями
слуха.
Предметом дошкольной
сурдопедагогики являются процессы развития,
воспитания и обучения детей раннего и
дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Дошкольный период имеет важнейшее значение
для последующего развития ребенка с нарушенным
слухом, так как раннее начало развивающей
и коррекционной работы помогает предупредить
некоторые особенности в развитии, обеспечить
ребенку полноценное познавательное,
социальное, личностное развитие. В дошкольном
воспитании Л. С. Выготский видел «начальную
точку системы социального воспитания
глухонемых детей» (1983, с. 104). Выделение
дошкольной сурдопедагогики в цикле сурдопедагогических
дисциплин обусловлено психофизиологическими
особенностями детей раннего и дошкольного
возраста, необходимостью их учета при
организации жизни и создании условий
воспитания и обучения, отличающихся от
школьных.
Основные задачи
дошкольной сурдопедагогики обусловлены
взглядами общества на возможности развития
детей с нарушениями слуха, пониманием
необходимости организации педагогической
помощи им в раннем и дошкольном возрасте,
ролью дошкольного периода в системе непрерывного
образования глухих и слабослышащих людей.
К основным задачам дошкольной сурдопедагогики
могут быть отнесены следующие:
– содействие раннему выявлению детей
с нарушениями слуха, оказание им своевременной
педагогической помощи;
– выявление закономерностей развития
детей раннего и дошкольного возраста
с недостатками слуха; изучение влияния
снижения слуха на физическое, познавательное,
социальное, речевое развитие и на формирование
личности;
– организация помощи родителям по воспитанию
детей с нарушениями слуха в семье;
– разработка теоретических основ развивающей
и коррекционной работы: определение задач,
принципов, методов воспитания и обучения
глухих и слабослышащих детей раннего
и дошкольного возраста;
– определение содержания воспитания
и обучения детей с нарушенным слухом
в условиях варьирования форм организации
и сроков обучения (детские сады для детей
с нарушениями слуха, группы при специальных
школах, группы при массовых детских садах
и др.);
– совершенствование методов развивающих
и коррекционных направлений в работе,
в том числе методов формирования речи,
развития слухового восприятия, обучения
произношению;
– поиски новых форм организации педагогической
помощи детям раннего и дошкольного возраста
с нарушениями слуха;
– содействие полноценной интеграции
детей, имеющих нарушения слуха, в среду
слышащих;
– укрепление преемственных связей дошкольных
учреждений со школой, различными общественными
организациями.
§ 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
Cпециалистам, работающим с
глухими и слабослышащими дошкольниками,
необходимо владеть знаниями по различным
научным дисциплинам, с которыми тесно
взаимосвязана дошкольная сурдопедагогика.
Теоретико-методологические основы сурдопедагогики
теснейшим образом связаны с философией, которая
позволяет рассмотреть систему представлений
о человеке с нарушениями слуха на различных
этапах развития общества. Общефилософские
воззрения на сущность нарушений слуха,
место в обществе человека с недостатками
слуха, возможности его воспитания и обучения
в значительной степени определяли развитие
сурдопедагогики.
Понимание соотношения материального
и духовного, состояние медицинских знаний
о причинах и характере нарушений слуха,
воззрения в области дидактики в различные
исторические эпохи стали основанием
для создания различных педагогических
систем, часто резко различающихся по
исходным философским и методологическим
установкам.
Для современной сурдопедагогики наибольшее
значение имеет социально-философский
аспект, с которым связана возможность
анализа концепции социальной реабилитации
человека с недостатками слуха, его интеграции
в общество. Идея полноценной интеграции
лиц с нарушениями слуха в общественную
жизнь определяется учетом возможностей
преодоления специфических проблем их
социокультурного включения методами
психолого-педагогической коррекции.
Естественно-научной психофизиологической
основой дошкольной сурдопедагогики являются данные физиологии,
учения о высшей нервной деятельности
человека, о закономерностях формирования
условно-рефлекторных связей, деятельности
различных анализаторов и их роли в психическом
развитии ребенка (И. М. Сеченов, И.
П. Павлов, П. К. Анохин, А. Р. Лурия и др.).
Данные отоларингологии,
сурдологии, аудиологии содержат необходимую
для последующей организации обучения
информацию о состоянии слуха ребенка:
причинах, времени и характере поражения
слухового анализатора, степени снижения
слуха. Исследования в области детской
сурдологии и аудиологии дали возможность
определять способы и методы исследования
слуха, обосновывать существующие классификации
нарушений слуха у детей (Л. В. Нейман, Ю.
Б. Преображенский, Д. И. Тарасов и др.).
Медицинские данные позволяют объективно
оценить степень первичного нарушения
и определить влияние снижения слуха на
другие стороны психического развития,
прежде всего на речь и коммуникативные
процессы. Результаты медицинского обследования
имеют принципиальное значение для обоснования
системы дифференцированного обучения
детей с нарушениями слуха, определения
методов коррекционной и общеразвивающей
работы. При определении содержания работы
по развитию слухового восприятия, формированию
речи и совершенствованию ее произносительной
стороны информация о состоянии слуха
ребенка (наряду с другими данными) имеет
очень большое значение.
Достижения в области оториноларингологии
и сурдологии, аудио-логического исследования
слуха сделали возможным раннее выявление
и диагностику нарушений слуха, что определило
возможности медицинской, сурдотехнической
и педагогической помощи детям в оптимально
ранние сроки. В последние десятилетия
значительно расширились возможности
медикаментозного лечения некоторых нарушений
слуха, появились возможности оперативного
вмешательства для улучшения слухового
восприятия (кохлеарная имплантация).
Важнейшее значение для коррекции нарушений
слуха имеет использование сурдотехнических
средств индивидуального и коллективного
назначения.
С развитием сурдотехники
связано совершенствование слуховых аппаратов,
средств визуального и тактильно-вибрационного
контроля, что делает возможной более
полноценную адаптацию и ориентировку
плохослышащих детей в окружающем мире,
усиливает эффективность работы по развитию
слуха и речи, положительно отражается
на личностном развитии дошкольников.
Дошкольная сурдопедагогика также связана
с невропатологией
и психопатологией. Данные этих отраслей
медицины важны для дифференциальной
диагностики нарушений слуха, уточнения
характера первичных и вторичных отклонений
в развитии плохо-слышащего ребенка. Некоторые
глухие и слабослышащие дети помимо снижения
слуха имеют и другие нарушения, связанные
с органическим поражением центральной
нервной системы. Может наблюдаться задержка
психического развития, умственная отсталость,
поведенческие и эмоциональные нарушения,
детский церебральный паралич и др. Диагностика
таких комбинированных нарушений возможна
только в результате совместных усилий
сурдолога и психоневролога.
Дошкольная сурдопедагогика тесно связана с общей, дошкольной
и специальной психологией. Важное
значение приобретает знание педагогами
закономерностей психического развития
человека. Для сурдопедагогики особое
значение имеют данные о формировании
познавательных процессов, в частности теория слухового
восприятия.
Для правильной организации педагогического
процесса, понимания общего и специфического,
определяемого снижением слуха в развитии
ребенка, необходимо понимание закономерностей
психического развития дошкольников.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца,
Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина и др. позволяют
определить основные направления развития
ребенка с нормальным и нарушенным слухом,
разработать методы общеразвивающей работы.
Дошкольная сурдопедагогика широко использует
данные сурдопсихологии.
В отечественной сурдопсихологии накоплены
многочисленные сведения об общем и специфическом
в развитии детей с нарушениями слуха
школьного и дошкольного возраста (Р. М.
Боскис, Т. А. Власова, А. А. Катаева, И. М.
Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.).
Знание психологических особенностей
развития детей с нарушениями слуха имеет
важное значение при решении проблем дифференцированного
обучения, повышении качества образовательного
воздействия. Понимание своеобразия развития
ребенка со сниженным слухом позволяет
педагогам определять адекватные возрасту
и уровню речевого развития методы психолого-педагогического
изучения детей раннего и дошкольного
возраста, выявлять потенциальные возможности
в развитии, организовывать целенаправленную
общеразвивающую и коррекционную работу.
Дошкольная сурдопедагогика взаимодействует
со смежными педагогическими дисциплинами
– общей и дошкольной педагогикой, школьной
сурдопедагогикой. Наиболее тесные внутрисистемные
связи существуют между дошкольной и школьной
сурдопедагогикой. Это касается прежде
всего определения единых принципов коррекционного
обучения глухих и слабослышащих детей,
представленных в работах Р. М. Боскис,
С. А. Зыкова, Т. С. Зыковой, К. Г. Коровина,
Л. П. Носковой и др. Важное значение в дошкольной
сурдопедагогике придается преемственности
в методике обучения языку, методиках
развития слухового восприятия и обучению
произношению с учетом школьного этапа
обучения глухих и слабослышащих детей.
В дошкольной сурдопедагогике учитываются
достижения других отраслей специальной
педагогики – логопедии, олигофренопедагогики,
тифлопедагогики.
Дошкольная сурдопедагогика связана с лингвистическими
науками и психолингвистикой. Знание
закономерностей усвоения норм речи ребенком
имеет важное значение при прогнозировании
путей речевого развития плохослышащих
детей. При изучении особенностей формирования
речи, моделировании системы обучения
языку глухих и слабослышащих детей используются
данные психолингвистики, в частности
модели порождения речевого высказывания,
разрабатываемые в трудах Л. С. Выготского,
А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина,
Т. В. Ахутиной и др. Психолингвистический
подход дает возможность определения
механизмов речевого нарушения при снижении
слуха, уточнения его структуры. Понимание
закономерностей строения языка как системы
позволяет учесть различные типы языковых
связей в процессе обучения, сформировать
их в процессе речевого общения детей
с нарушениями слуха.
§ 3. Методы дошкольной сурдопедагогики
Дошкольная сурдопедагогика
основывается на анализе и обобщении теоретического
и практического материалов, связанных
с изучением, воспитанием и обучением
дошкольников, имеющих нарушения слуха.
Изучение психолого-педагогических условий,
в которых протекает воспитание и обучение
детей, выявление закономерностей педагогического
процесса, определение эффективности
коррекционной работы возможно в том случае,
если используется значительный спектр
методов: наблюдения, педагогический
эксперимент, изучение педагогического
опыта, анализ документации, изучение
детских работ, изучение литературных
источников и др. Каждый из указанных
методов обретает действенность лишь
в сочетании с другими, так как их использование
носит комплексный характер.
Наблюдения применяют
для изучения процессов воспитательной
и коррекционной работы в дошкольных учреждениях
для детей с нарушениями слуха. Задачей
педагогического наблюдения является
накопление, систематизация и анализ фактов,
характеризующих особенности детской
деятельности, эффективность овладения
материалом по разным разделам программы,
используемые методы и приемы. Целенаправленность
наблюдения определяется выбором цели,
объекта, планом проведения, формой фиксации
результатов. Объектами наблюдений могут
быть дошкольники с нарушениями слуха
в процессе проведения фронтальных и индивидуальных
занятий, в свободной деятельности. Для
специалистов важное значение приобретает
проведение наблюдений за деятельностью
сурдопедагога и воспитателей, тщательный
анализ методов и приемов.
В процессе анализа наблюдений важно выявление
как положительных, так и негативных фактов
и результатов. Достоинством данного метода
является то, что он является естественным,
не нарушающим ход заранее запланированной
работы. Однако в условиях детского сада
непосредственные наблюдения лучше осуществлять
за детьми среднего и старшего дошкольного
возраста. Проведение наблюдений за детьми
раннего и младшего дошкольного возраста
часто нарушает естественное поведение
детей, поэтому для проведения наблюдений
здесь могут использоваться ширмы, прозрачные
стенки, когда дети не видят наблюдающих
за ними людей. Наблюдения часто являются
недостаточно точными, а в некоторых случаях
субъективными. Чтобы сделать наблюдения
более достоверными, наряду с письменной
записью используются аудио– и видеозапись,
фотосъемка.
Анализ документации.
Для характеристики особенностей развития
ребенка со сниженным слухом важное значение
имеет знакомство с документацией: историей
развития ребенка, заключением ПМПК, аудиограммами
и другими данными о состоянии слуха, раннем
развитии и т. д. Знакомство с медицинской
документацией помогает установить причины
и время снижения слуха, структуру нарушений,
наличие дополнительных недостатков в
развитии, выявить условия, в которых воспитывался
ребенок, и их влияние на его развитие.
Важное значение имеет характеристика
или заключение психолога, позволяющее
судить о развитии разных сторон психики
ребенка. В процессе педагогического изучения
ребенка со сниженным слухом важное значение
придается анализу педагогической документации:
протоколов обследования ребенка, характеристик,
тетрадей индивидуальной работы и т. д.
Эксперимент.
Данный метод относится к активным методам
исследования, так как педагогические
условия изменяются в зависимости от цели
эксперимента. Эксперимент может носить
различный характер: быть констатирующим
или формирующим, индивидуальным или фронтальным,
проводиться в лабораторных или в естественных
для ребенка условиях. В условиях констатирующего
эксперимента выявляются особенности
развития детей, которые в наблюдениях
недостаточно проявляются. Эффективность
психолого-педагогического констатирующего
эксперимента зависит от точности определения
цели, задач, методики проведения, ожидаемых
результатов. Организация эксперимента
предполагает точное знание условий его
проведения и объективной фиксации результатов.
Для педагогической науки важное значение
имеет обучающий, или формирующий, эксперимент,
целью которого является апробация новых
педагогических технологий, проверка
научных предположений. Для организации
обучающего эксперимента необходимо наличие
научной гипотезы, которая в ходе эксперимента
находит научное подтверждение и оказывает
влияние на содержание процесса коррекционно-воспитательной
работы. При организации эксперимента
важна достоверность полученных данных,
поэтому в процессе анализа используется
качественный анализ материала, а также
применяются методы количественного анализа,
в том числе методы математической статистики.
Изучение детских
работ. Результаты деятельности ребенка,
например рисунки, поделки, постройки,
дают возможность судить об уровне развития
разных видов детской деятельности, характеризуют
уровень развития психических процессов
(внимания, памяти, восприятия, мышления).
Результаты продуктивной деятельности
ребенка могут являться диагностическим
материалом для выявления некоторых личностных
качеств при условии владения экспериментатором
соответствующими методами анализа.
Беседы, опросы, анкетирование,
интервьюирование чаще всего используются
в процессе общения с педагогами, родителями
для сбора информации о развитии детей,
особенностях воспитания и обучения в
детском саду и дома. Эффективность этих
методов зависит от определения целей
беседы (анкеты, интервью), точности поставленных
вопросов, правильной фиксации и анализа
ответов. При проведении анкетирования
или опросов большого числа педагогов
или родителей необходимо использование
количественного анализа данных для определения
тенденций и закономерностей.
Так как перечисленные методы носят вербальный
характер, они имеют ограниченное значение
в процессе общения с дошкольниками с
нарушениями слуха вследствие недоразвития
их речи. Наиболее затруднительно и малоэффективно
проведение бесед с малышами. С детьми
старшего дошкольного возраста можно
проводить беседы, материалы которых необходимо
подкреплять данными наблюдений, анализа
психолого-педагогической документации,
результатами бесед с педагогами и взрослыми.
Изучение литературных
источников. Одним из методов дошкольной
сурдопедагогики является работа с литературными
(теоретическими) материалами. Изучение
сурдопедагогической литературы предполагает
прежде всего ориентирование в поставленной
проблеме, подкрепление данными научной
и методической литературы представлений,
сформированных в процессе использования
других методов, например наблюдений,
эксперимента, беседы, изучения педагогического
опыта. Как правило, знакомство с какой-либо
проблемой воспитания или обучения начинается
с обзора соответствующей литературы.
Можно выделить научную и методическую
литературу по дошкольной и школьной сурдопедагогике
и сурдопсихологии (монографии, сборники
научных трудов, учебники, методические
пособия); литературу по дошкольной педагогике
и психологии; литературу по смежным дефектологическим
дисциплинам (олигофренопедагогика, логопедия
и др.). Помимо этого, изучение литературных
источников предполагает знакомство с
периодическими изданиями, например журналами
«Дефектология», «Дошкольное воспитание»,
со справочниками и словарями. Анализ
литературных источников необходим при
изучении разных тем, однако в некоторых
случаях он приобретает ведущее значение,
например при рассмотрении исторического
пути сурдопедагогики, исследовании концептуальных
положений существующей системы воспитания
и обучения глухих и слабослышащих детей.
Информация о работе Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха