Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:57, лекция

Краткое описание

1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях.
2. Технология процесса исправления осужденных.
3. Принципы перевоспитания осужденных.
4. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Существуют  различные средства исправления  и перевоспитания 
осужденных. Следует различать средства педагогического процесса и 
средства педагогической деятельности.

Средства  педагогического процесса — те, которые являются составной частью перевоспитания и обеспечивают его функционирование в 
интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, 
культурно-досуговая деятельность, общественная работа и др.

Средства педагогической деятельности — те, что использует воспитатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной 
деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства и пр.

Основные  средства педагогического процесса:

Труд  как основа перевоспитания осужденных. Главное назначение — придать ему воспитательный характер. Для этого необходимо:

  • обеспечить общественно полезный характер труда;
  • использовать труд для удовлетворения потребностей индивида 
    как средство развития личных потребностей;
  • способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный характер труда 
    способствует нравственному воспитанию;
  • обеспечить высокий уровень организации и культуры труда;
  • способствовать состязательности в процессе труда, сплочению 
    людей в интересах общего результата.

Режим как средство перевоспитания осужденных.

Собственно  режим организует в основном внешнее  поведения 
личности. Он представляет комплекс требований, правил, ограничений, запретов, охватывающих всю жизнь осужденных, их труд, быт, 
отношения с администрацией, внешним миром, трудовыми коллективами. Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, 
пользование предметами культурного назначения, общение с родственниками и знакомыми, свободу передвижения и т.д. Вводимые ограничения и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны, оказания карательного воздействия, а с 
другой — потребностями специально организуемого воспитательного 
процесса.

Воспитывающее влияние режима предусматривает:

  • разрушение старых установок, позиций, переориентацию интересов, на которых были основаны отрицательные взгляды, цели, привычки, приведшие человека к преступлению;
  • разрушение старого стереотипа поведения и общения;
  • формирование привычек и навыков нравственного поведения, 
    компенсирующих недостатки личности.

В то же время  излишне строгая регламентация  жизни и деятельности человека может привести и к формированию таких качеств, как 
иждивенчество, безынициативность, приспособленчество.

В воспитательных целях  предусматривается снижение режимных 
требований по мере исправления человека.

Общеобразовательное обучение осужденных как средство перевоспитания осужденных.

Практика  убедительно доказала действенность  обучения осужденных как средства их исправления. Учащиеся-осужденные значительно 
реже нарушают режим отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они лучше работают.

Характерно, что каждый школьный урок предоставляет учителям 
дополнительную возможность для воспитательного воздействия на 
обучаемых-осужденных. В настоящее время число лиц с низким уровнем образования среди осужденных растет, поэтому потребность в 
обучении естественно возрастает.

Профессиональное  образование осужденных как средство воспитания осужденных.

Данное средство помогает осужденным овладеть профессией либо 
повысить профессиональную квалификацию. Этот факт положительно отражается на процессе перевоспитания человека в период отбывания наказания, а также оказывает ему помощь впоследствии, после 
возвращения из мест лишения свободы, в трудоустройстве и саморе- 
ализации.

Организационными  формами профессионального образования 
осужденных являются:

— индивидуальное обучение осужденных, имеющих небольшой 
срок наказания, осуществляется наставником из числа квалифицированных специалистов. Главная цель его — быстрое включение осужденного в трудовую деятельность;

  • бригадное обучение реализуется в группах до 10 человек под руководством инструктора — опытного специалиста. Его задача — подготовка большего количества рабочих массовых профессий;
  • курсовое обучение — создаются курсы от 10 до 70 человек. На 
    этих курсах изучается теория и проводятся практические занятия. 
    В их задачи входит повышение квалификации, изучение нового оборудования и новой технологии, обучение передовым методам труда, а 
    также вторым и смежным специальностям;
  • школы передового опыта призваны ознакомить осужденных с 
    передовыми методами труда без отрыва от производства;
  • классы мастеров существуют для обеспечения предприятий колонии квалифицированными рабочими. Они охватывают 25—30 человек, их цель — обучение одной или смежным специальностям.

Высшей формой профессионального образования в исправительных учреждениях является обучение в профессионально-техническом 
училище (ПТУ). Туда зачисляют тех, кто не имеет никакой специальности и изъявил желание учиться.

Кулътурно-досуговая  деятельность также выступает средством 
перевоспитания. Использование свободного времени для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной деятельности с осужденными. Для этого вводятся элементы самоуправления, кружки самодеятельности, народною творчества, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кинофильмов и пр.

Средства  педагогической деятельности описаны в общей педагогике. Они те же, но реализуются в специфических условиях пенитенциарного учреждения.

Рассмотрим  основные методы воспитания осужденных.

Методы (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения поставленной задачи. Методы воспитания — это совокупность подходов и приемов воспитательного воздействия, направленных на достижение 
определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Методы воспитания осужденных — это те же методы общей системы воспитания, но применяемые к специфическому объекту в условиях исправительных учреждений.

К ним относятся:

  • методы, способствующие формированию положительных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспитуемых, это убеждение, 
    организация деятельности, пример;
  • методы коррекции непосредственно не формируют личность, 
    но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие или, напротив, задерживая появление нежелательных свойств и качеств, 
    предотвращая нежелательное поведение. Это методы стимулирования 
    положительной активности (поощрения, соревнования), организации 
    перспективных линий, параллельного действия, торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики.

Методы воспитания, их сущность и рекомендации по их практическому применению описаны в общей педагогике.

Формы реализации перевоспитания, исправления осужденных.

Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура, система организации чего-либо. Следует различать следующие формы: системы исправления, педагогического (исправительно-педагогического) процесса, педагогического взаимодействия, педагогического воздействия.

Формы системы  исправления представляют собой организационную систему в данной колонии или специальном образовательном 
учреждении, предназначенную для решения задач исправления, перевоспитания правонарушителей. К ним относятся: открытая, полурежимная, режимная.

Формы педагогического (исправителъно-педагогического) процесса — это содержательно-организационные основы, обусловливающие 
педагогический процесс в колонии, исправительном учреждении: трудовые, учебно-трудовые лагеря; спецшколы и т.п.

Формы педагогического взаимодействия — это способы организации конкретного педагогического действия в пространстве и во времени. В процессе перевоспитания осужденных — это те же способы 
педагогического взаимодействия, которые сложились в общей педагогике, но используемые в специфических условиях исправительного 
учреждения: совместная деятельность, сотрудничество, советы, обсуждения и др.

Формы педагогического  воздействия подразделяются: по объекту 
(индивидуальные, групповые, массовые); по субъекту (воспитатель, 
группа воспитателей, группа осужденных, коллектив осужденных); 
по месту проведения воспитательного мероприятия (аудиторные, 
клубные, спортивные и пр.); по использованию преимущественного 
метода воспитания — лекционные, беседы, упражнения, состязательные и пр.

Все формы  тесно взаимосвязаны и взаимодополняют воспитательную деятельность.

Каждая категория  осужденных требует учета ее специфики  в интересах перевоспитания. Каковы же особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных?

Особенности перевоспитания осужденных несовершеннолетних.

Рост преступности среди  несовершеннолетних требует усиления 
внимания к этой категории осужденных, поиска путей наибольшей 
эффективности перевоспитательной работы с ними.

Характеристика  личности и групп осужденных несовершеннолетних включает:

  • особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность, повышенная 
    возбудимость, неуравновешенность, впечатлительность, недостаточно 
    критическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности;
  • нравственную неустойчивость, стремление к «легкой, красивой 
    жизни», активно рекламируемой средствами массовой информации;
  • низкий культурный уровень;
  • завышенную или заниженную самооценку;
  • склонность к общению, проведение свободного времени в труппах (преступность часто носит групповой характер);
  • избыток свободного времени и неумение его организовать;
  • приобщение к алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет 
    к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе или работе;
  • трудновоспитуемость или педагогическую запущенность вследствие неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, а также под воздействием преступной деятельности отдельных взрослых, втягивающих подростков в сферу своей деятельности 
    и др

В исправительной работе с подростками используются:

  • возможности профессионального образования, приобщения их: 
    к общественно полезному труду; 
  • увлечение подростков полезными делами коллектива;
  • педагогический такт, терпимость, избежание поучений нравоучений, доверие; 
  • организация свободного времени, активное использование его 
    для развития позитивного интереса, культуры воспитанников и физических возможностей;
  • активное использование позитивных возможностей коллектива? 
    осужденных по перевоспитанию и др. 

Особенности перевоспитания осужденных женщин. 

Социально-демографическая характеристика осужденных женщин:

а) увеличивается число несовершеннолетних преступниц, его значительную часть составляет женщины от 19 до 30 лет; 

б) часть из них состояла или состоит в браке (сохранение семьи 
для осужденной женщины менее вероятно), среди них:

  • осужденные, у которых сохранились семьи; 
  • осужденные, у которых семьи распались; 
  • не состоявшие в браке, но имеющие детей; 
  • лишенные родительских прав;
  • родившие детей в местах лишения свободы;
  • вступившие в брак во время отбывания наказания;

в) увеличивается число осужденных, не имеющих постоянного 
места жительства;

г) много не занятых общественно полезной деятельностью и пр. 
Уголовно-правовая характеристика: широкий спектр правонарушений — от убийств, грабежей до мошенничества и т.п.

Деградация  личности зависит от позиции женщины, индивидуальных особенностей, влияния  на нее пребывания в местах лишения  свободы, самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных.

Перевоспитательная  деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологические, социально-демографические, уголовно-правовые факторы, а также влияние на нее процесса 
исполнения наказания. Здесь играют роль возраст, наличие семьи, 
родственников и их отношение к осужденной, характер преступления, 
отношение к наказанию и воспитателям. Пребывание в месте осуждения может привести к деградации или сохранению человеческого достоинства и др.

Информация о работе Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях